Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№19 от 2 июня 2022 г.
Пандус для Насти, или Коляска прыгать не умеет
Как Любовь Байшева задалась целью добиться установки пандуса для дочки

«Сам пандус скользкий, на развороте коляска накреняется и может упасть, в подъезд без помощи еще одного сопровождающего войти невозможно», – говорит мама Насти Любовь Байшева, которая несколько лет добивалась установки пандуса у подъезда своего дома на улице Костычева Рязани.

Теперь она не может добиться его переделки: конструкция частично не соответствует нормативам. Как упросить, обязать, заставить мэрию исправить «косяки», Любовь Байшева не знает – аргументы уже закончились. Из законных методов отстаивания своих прав остался последний: выйти в одиночный пикет вместе с неизлечимо больным ребенком.


Настя Байшева в ожидании чуда – доступной городской среды

Забег по инстанциям

Настя родилась в 2007 году, в 2013-м перестала ходить самостоятельно – болезнь настояла на своем. Какое-то время мама могла выносить ее на улицу на руках – Настя оставалась худенькой и почти невесомой, но с 2013-го Любовь Байшева задалась целью добиться установки пандуса. Она написала заявление в ТСЖ «Наш дом», которое обязано было смонтировать конструкцию, но ничего не дождалась.

С 2016 года обязанность по обеспечению маломобильных граждан доступной средой, а также беспрепятственному доступу в свое жилье перешла к органам местного самоуправления, и Байшева написала заявление в мэрию Рязани. Одна комиссия подтвердила, что Байшевы действительно нуждаются в установке специальной конструкции, вторая сделала вывод: входная группа и прилегающая территория устроены так, что установке пандуса не может помешать ничто. Словом, бери да делай. Куда с тех пор обращалась мама Насти, кому жаловалась – весь список инстанций сейчас вспомнить не может, да только даже спустя четыре года пандус возле подъезда так и не появился. Байшева продолжала таскать 12-летнюю девочку на руках и наконец-то подала в суд на администрацию Рязани. Она требует исполнить возложенные на мэрию обязанности.

Дефективный пандус

В Советском районном суде встретились представители мэрии и третьих лиц – ТСЖ «Наш дом» и регионального Министерства труда и социальной защиты населения. Все они, как могли, объяснили, почему пандус до сих пор не установлен. Ответчик иск не признал, «ссылаясь на отсутствие законодательного урегулирования и порядка финансирования работ по приспособлению помещений инвалидов» – строка из судебного решения от 17 мая 2019 года. Представитель минсоцзащиты полагал, что ответственными за подобные работы считается не мэрия, а «организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, в которых проживают дети-инвалиды». Представитель такой организации – ТСЖ «Наш дом», в свою очередь, заявил, что «обеспечение доступной среды для инвалидов является обязанностью государства, установление пандусов за счет средств собственников жилья невозможно». Проще говоря, первые отбрыкиваются, третьи сваливают на первых, а вторые вообще не в курсе существующего законодательства и ответа на вопрос, кто же обязан обеспечивать доступную среду для тех, кого минсоцзащиты и обязано защищать. Жилищная инспекция, которую подобные вопросы касаются самым непосредственным образом, решила не заморачиваться и не отправила в суд своего представителя.

Суд обязал мэрию установить пандус у подъезда Насти и Любови Байшевых. Он появился на положенном месте только в 2021 году. Приставы отчитались: решение суда исполнено, судебное производство закрыто. Однако пандус не полностью соответствует нормативам – этот факт установили эксперты. По логике и по закону, конструкцию надо бы переделать, но… этого «волшебства», вероятно, придется ждать еще лет восемь.

– Конструкция должна быть такой, чтобы коляска беспрепятственно проезжала по всему пандусу и въезжала в подъезд. У нас на пути встречаются три препятствия, из-за которых коляска то скользит, то накреняется вбок, то застревает. На входе в подъезд бетонная площадка вся крошится, в подъезд въехать невозможно без еще одного сопровождающего – нужно открыть дверь, как-то ее зафиксировать, затем завести коляску, потом закрыть дверь. Как не было у нас доступной среды, так и после установки пандуса нет, – с болью в голосе рассказывает о бездействии бюрократов Байшева.

А коляска сама прыгать не умеет.

Съезды для крепких мужчин

У Насти тяжелое заболевание, от которого она никогда не сможет вылечиться. Но ее страдания можно облегчить с помощью техсредств реабилитации, массажей, лекарственных препаратов. Почти все процедуры Любовь проводит дома самостоятельно, но поликлинику приходится посещать довольно часто. В каком-то смысле Байшевым повезло: детская поликлиника № 6 находится в 300 метрах от их дома, дойти до нее можно буквально за пять минут! Если ты здоров и можешь свободно передвигаться. Если ты сидишь в инвалидной коляске, которая не умеет прыгать через высокие бордюры, в поликлинику ты не попадешь никогда.

В сентябре 2017 года Московский районный суд по заявлению прокуратуры обязал Управление благоустройства города и дорожного хозяйства обустроить съезды с пешеходных тротуаров‚ по которым передвигаются Байшевы и другие маломобильные граждане. Ответчик должен был сделать это до ноября 2018 года, но не сделал. Вскоре было возбуждено исполнительное производство, после чего съезды все же появились.

– Съезды похожи на заплатки, которые налеплены непонятно под каким углом. Полноценной приемки работ не было, экспертизу не проводили, но исполнительное производство закрыли. Ими можно пользоваться, если коляску везет физически крепкий мужчина, но ни мне по ним не завезти на тротуар коляску с Настей, ни взрослому инвалиду-колясочнику не забраться самостоятельно, – утверждает Любовь.


Зимой пандус покрывается льдом...


...и снегом

День защиты детей она провела как обычно: звонила чиновникам по вопросам бесплатных лекарств и проезда до места реабилитации Насти, искала в архивах снимки «зимнего» пандуса, который никто не чистит от снега, успокаивала и успокаивала ребенка, который не может самостоятельно справиться с послеоперационной болью в ногах...


Бетон на площадке раскрошился

А еще мечтала, что приставы вернут-таки деньги, которые задолжала она, мама, а сняли их с «детской» карты, на которую поступает пенсия по инвалидности. И думала: как еще можно защититься от равнодушия, а порой и откровенно пренебрежительных высказываний, которые ранят до сих пор, спустя 15 лет после рождения особенного ребенка.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Суд обязал установить пандусы в жилом комплексе «Современник»

Подписывайтесь на телегу «Новой», чтобы наши новости сами находили вас 

Екатерина Вулих