Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№21 от 3 июня 2021 г.
Ген сопричастности
 Музыкальный педагог Тамара Зудова дает юным талантам правильную огранку

Для музыканта Тамары Зудовой нынешний год юбилейный вдвойне – пятьдесят лет педагогической деятельности в Детской музыкальной школе № 5 им. В.Ф. Бобылева и свой собственный, очень серьезный юбилей, который озвучивать не хочется, зная, как энергично живет Тамара Яковлевна, сколько всего успевает и с каким неимоверным оптимизмом относится к жизни.



Видимо, это и есть тот самый родовой ген, который отвечает в человеке за все – и за энергию, и за чувство юмора, и за сильный характер, который кого-то может раздражать, но тебе – навсегда в помощь, потому что всего добиваешься сама, ни перед кем не заискивая. Одни говорят про нее: «Самодостаточная». Другие, отводя глаза, добавляют: «Чересчур…» Она – сильная женщина, которой можно восхищаться, завидуя ее темпераменту. И это вовсе не означает, что судьба отвела от нее трудности, которыми любая жизнь переполнена. Тамара Зудова – такая же, как все, но ярче многих, потому и не заметить ее невозможно.

Детство началось с музыки: Тамара попала в класс к Майе Наумовне Владимировой (Фейгиной) – дочери известного рязанского музыканта, и уже других вариантов при выборе пути не было. Она успешно окончила Рязанское музыкальное училище, а в Саратовской государственной консерватории училась у Октябрины Сенокосовой – жены выдающегося Семена Бендицкого, ученика великого Генриха Нейгауза. В ее трудовой книжке всего одна запись – ДМШ № 5. Преподаватель и концертмейстер.

Тамара Яковлевна с большим уважением вспоминает работу с Владимиром Федоровичем Бобылевым, имя которого носит школа. Вместе они играли сонаты Грига, с ним же ездили в ЦСМШ при Московской консерватории, набирались опыта, постигали методические тонкости в работе с юными музыкантами, не пропускали ни одного отчетного концерта. Тамара Зудова, много сделавшая для развития культуры Рязани и области, была одним из первых организаторов выступления юных музыкантов именитой школы в городе, на показательные концерты талантливых детей съезжались отовсюду. Больше тридцати лет возглавляла она фортепианный отдел, а ее многочисленные ученики, работая в Дании, Германии, США, стали показателем успешности талантливого преподавателя. 

Заслуженный работник культуры РФ, преподаватель РМК им. Пироговых, пианистка Людмила Антифеева делает акцент на педагогической деятельности Зудовой, потому что не одно десятилетие именно в ее класс отдает своих воспитанников Тамара Яковлевна.

– Мне легко работать с ее выпускниками, потому что они очень хорошо обучены. Тамара – педагог требовательный и профессиональный, живет музыкой, внимательна к тем, с кем работает, вкладывается в своих ребят, потому и отдача от них большая. Она всегда в росте, чему-то все время учится в профессии, не бывает равнодушной. Водит учеников на консультации, чтобы «не рвалась связь времен». Елена Доронькина и Юлия Буданова, Света Орлова и Наташа Тирбах, Галя Доманова – очень талантливые девочки, пришедшие от Зудовой и ставшие прекрасными специалистами.

Тамара Яковлевна часто брала на себя и воспитательную функцию, которая не входила в ее прямые обязанности. Она возила учеников в Москву – в Центральный музей музыкальной культуры имени М.И. Глинки. Это ведь так хлопотно – ехать с чужими детьми в другой город. У нее ответ простой: «А кто, если не ты?»

– Раньше в Москву ездили за продуктами, теперь родители едут украсить собой столицу, погулять по Зарядью и посетить ресторан. Чтобы повезти детей, обучающихся в музыкальных школах, в специальный музей – об этом почему-то речь не идет. Подобная мысль не мелькает в родительском сознании, хотя с точки зрения воспитания культуры, образования, расширения кругозора подобные поездки были бы чрезвычайно полезны. Я абсолютно убеждена, что музыкальное образование невозможно без культурного воспитания. Ребеночек требует огранки, родители же идут самой короткой тропинкой. Это даже дорогой назвать нельзя. Отдали дитя в школу (любую!), а дальше, товарищи педагоги, выстругивайте филигрань. Вот мы и строгаем. Например, посещение концертов в моем классе – не просто давняя традиция, но и обязательная программа. Отказы не принимаются, потому что должен нарабатываться музыкантский багаж у ребенка, если дома он не живет в музыкальной среде. Всегда удивляют родители, которые не считают нужным пойти вместе с детьми послушать музыку. Они могут пойти на имена, но не на музыку, которая им непонятна. А имя – известно, есть чем козырнуть. Поэтому мы, преподаватели, должны привить детям любовь к классической музыке, если уж так случилось, что оказался в наших руках материал для работы.

 – Удается?
– На сопротивлении, но удается. Больше двадцати моих выпускников стали музыкантами, и много тех, кто выбрал другие профессии, но от музыки не отвернулся. До сих пор мои бывшие ученики приходят ко мне «поговорить за жизнь».

Говоря о Тамаре Яковлевне, нельзя не сказать о ее плодотворном творческом сотрудничестве с Геннадием Борисовичем Гинзбургом, о котором «Новая» писала в № 27Р от 20 июля 2017 г.

Гинзбургу нужен был хороший концертмейстер, и он предложил ей поработать с хором. С тех пор они не расставались ни на работе, ни в жизни. Этому семейно-творческому союзу уже 48 лет.

Геннадий Гинзбург, заслуженный работник культуры РФ:
 – Я делаю акцент на том, что Тамара – исключительно сильный, квалифицированный педагог. Очень высокого класса. Ее бывшие ученики работают у нас: Лена Савкина, Оля Корепанова, Галя Доманова. Можно долго говорить о том, какая Зудова добросовестная, я скажу коротко: она – трудоголик, потому что все время «пашет». Именно это слово ее характеризует. Если что-то делает, то с отдачей. Она – фонтан идей и их генератор, поэтому у нее всегда есть результаты и к ней стремятся отдавать на обучение. О ней наслышаны, ее знают в городе, с ней считаются. К Зудовой часто переводили детей от других педагогов, потому что знали ее настрой только на профессиональное обучение. Мы работали вместе и в институтах, и на заводах, где у меня были хоры, выступали на разных площадках, и я всегда был спокоен, зная, что концертмейстер никогда меня не подведет. Еще у нее прекрасное чувство юмора, очень, знаете ли… музыкантское. Она снимает напряжение фразой, даже интонацией. Одна хохма, и все, можно жить дальше. Мы почти полвека вместе, а это что-то значит!

Тамара Яковлевна продолжает «хоровую» тему Геннадия Борисовича:
– Благодаря Гинзбургу в нашей школе прекрасный хор. Опять обращаюсь к родителям: водите детей на занятия, потому что это необходимо юным музыкантам. Слух развивается (чего греха таить – не все поступающие в музыкальную школу его имеют). Хор развивает и общую культуру человека, и умение вести себя в коллективе и на сцене, и умение слушать друг друга. Музыкальные школы очень много дают человеку в плане эстетического воспитания, поэтому не надо ничем пренебрегать и стараться «облегчить» ребенку годы обучения, игнорируя те или иные занятия. Да, музыка требует серьезной, очень кропотливой и каждодневной работы. Причем не только детей, но и семьи, которая должна поддержать маленького человека в этом трудном, но очень благородном деле постижения прекрасного. Если дома на это не настроены, то, как правило, результатов ждать не стоит.

Почетный работник общего образования РФ, ветеран труда Тамара Зудова, проработав полвека в школе и отвечая многие годы за работу фортепианного отдела, обозначает те проблемы, о которых знает не понаслышке. Как человек неравнодушный, она старается достучаться до своих учеников, и это ей сделать нетрудно. Но она хочет, чтобы ее услышали и те, кто приводит своих малышей в музыкальные школы, ибо только вместе возможны самые неожиданные творческие открытия, которых всегда ждут не только педагоги, работающие на результат, но и родители юных дарований, в глубине души мечтающие об успехах своих детей.
Ольга МИЩЕНКОВА