27 июля Рязань посетила министр культуры РФ Ольга Любимова. В рамках своего визита глава минкульта не только встречалась с врио губернатора Павлом Малковым, но и заглянула в Рязанский кремль, где сейчас ведутся реставрационные работы, и осмотрела новое здание для музейного центра.
Будущее наиболее значимого архитектурного ансамбля на территории города, пожалуй, было главной темой в разговорах Любимовой с принимающей стороной. Но у руководства региона пока нет четкого представления о том, как сделать сам кремль и строящийся еще со времен позапрошлого губернатора музейный комплекс на улице Соборной главным центром туристической индустрии. И дело здесь не только в том, что оба объекта находятся в федеральном подчинении. Обновленная управленческая команда пока не знает, на кого сделать ставку при реализации этих идей, поэтому в ход идут общие фразы и благие намерения.
Знакомые мантры
Малков сообщил столичной гостье о создании большого пешеходного маршрута, который будет включать ключевые объекты истории и культуры Рязани, а кремль станет в этом проекте центральной точкой.
«Это жемчужина региона. Мы будем использовать все возможности для того, чтобы сохранить уникальную историческую территорию и развивать ее», – добавил пафоса Павел Викторович. Но Ольга Любимова наверняка слышит такие речи в каждом регионе, где есть федеральные объекты культурного наследия, и приезжала она в Рязань не только для того, чтобы послушать про «жемчужину» и «уникальную территорию».
Интерес к рязанскому кремлю со стороны региональной власти и федерального министра далеко не случаен. В последние месяцы, в том числе благодаря публикации «Новой», нарастает недовольство действующим директором Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника (РИАМЗ) Ольгой Кречетовой. Причем как среди небезразличных горожан, так и среди ее подчиненных.
Казус Кречетовой
По данным наших источников в коллективе РИАМЗ, критики вменяют Кречетовой отсутствие грамотного стратегического планирования музейной деятельности, игнорирование экспертного мнения ученого, редакционного и методического советов, существующих в учреждении, отсутствие четко выстроенного плана развития в целом.
Музейщики утверждают, что самые креативные и новаторские экспозиционные идеи, целиком разработанные сотрудниками для новой экспозиции в строящемся здании, были полностью вычеркнуты Кречетовой из списка запланированных концепций, несмотря на сопротивление методического и ученого советов. Речь идет о проекте «Книжная кладовая», основанном на редком книжном фонде гражданской печати XVIII-XIХ вв., детском музейном центре «Азбука», рассказывающем о мире маленького человека в XIX в., интерактивной экспозиции «Как пишется учебник истории».
Что говорить о нереализованных экспозициях, если на сайте РИАМЗа нет даже виртуальной экскурсии по кремлю, создание которой не раз предлагалось подчиненными Кречетовой. Впрочем, если совершить реальный тур по кремлевской территории, ощущение неухоженности и отсутствия хозяйского глаза может родиться даже у неискушенного туриста.
Преемники на старте
Врио рязанского губернатора Павел Малков уже на десятый день после переезда в Рязань поделился впечатлениями от увиденного:
– Вечером после рабочего дня прошелся по территории Рязанского кремля. На пешеходной зоне, к сожалению, работали не все фонари и декоративная подсветка. Руководство города должно понимать, что это портит общее впечатление, нужно устранить проблему.
– Это он еще до набережной не дошел! – поиронизировали над состоянием достопримечательности в соцсетях.
Действительно, кремлевская набережная переживает не лучшие времена. Ограда из металла и кирпичей вдоль берега речки Трубеж и у вала вот-вот обрушится, вид на Окскую пойму под угрозой исчезновения из-за возможной застройки, а асфальт не лучше, чем в большинстве рязанских дворов.
Столь запущенное состояние территории музейного комплекса наверняка бросилось в глаза и Ольге Любимовой. Но оправданий от Ольги Кречетовой, скорее всего, не прозвучало, так как директор музея на фотографиях встречи с министром находится где-то на заднем плане, будто она здесь ни при чем.
Но оргвыводы на федеральном уровне уже готовятся. По данным наших источников, Ольга Любимова со свитой во время рязанского вояжа планировала заглянуть в Константиново. На это очень рассчитывал директор есенинского музея Борис Иогансон (на фото ниже), но в последний момент москвичи всё переиграли. Хотя в Константинове Любимову ждали и к визиту готовились.
Фото: rv-ryazan.ru
Месяц назад г-на Иогансона считали основным преемником Кречетовой на посту директора РИАМЗ «Рязанский кремль». Сейчас Иогансон и музей Есенина в Константинове подведомственны региональному министру культуры Виталию Попову. И именно Попова, а не Иогансона, прочат на смену Кречетовой, так как врио Малков набирает в команду облправительства своих людей, и министру-рязанцу может в ней просто не найтись места.
Доподлинно неизвестно, шла ли речь в разговоре Любимовой и Малкова о личности нового директора, но про строительство нового здания музея диалог был точно. В итоге Ольга Любимова заявила, что музейный центр на улице Соборной сдадут в эксплуатацию в 2023 году. В новое здание переедут экспозиции Рязанского кремля, который будет передан епархии. Сейчас за счет средств федерального бюджета ремонтируются два объекта ансамбля – Богоявленская церковь и Успенский собор. Их также закончат в 2023 году.
Завершить строительство центра власти намерены одновременно с еще одной затянувшейся стройкой – реставрацией гимназии № 2, о которой «Новая» подробно писала.
Долгострой № 1
Новое здание музея, пожалуй, наиболее проблемный долгострой во всей Рязанской области.
Музей начали строить в 2015 году. Тогдашний министр культуры Владимир Мединский заявлял, что экспозиции из кремля переедут в новое здание в 2018 году. Летом 2018-го губернатор Николай Любимов рассказывал, что здание нового музейного комплекса на улице Соборной технически готово на 81%, а сдать его должны в 2019-м.
Позже музей пообещали ввести в эксплуатацию в 2020 году. Тогда со здания начала сыпаться штукатурка, но его так и не достроили. Позднее музей Рязанского кремля пообещали сдать в третьем квартале 2021 года, но и этого не случилось.
В самом конце весны 2022 года стало известно, что на завершение строительства музея потратят еще 176,6 миллиона рублей. Соответствующий тендер появился на сайте госзакупок. Деньги выделили из федерального бюджета. Подрядчик обязан выполнить инженерную подготовку строительной площадки, возвести несущие и ограждающие конструкции, изоляционные и отделочные покрытия, наружные и внутренние инженерные сети, внутренние санитарно-технические системы. Кроме того, он должен благоустроить прилегающую территорию.
Срок выполнения работ – 175 дней с момента заключения контракта, то есть раньше 2023 года стройка десятилетия точно не закончится.
Битва идей и амбиций
Тем временем в конце июля федеральное министерство культуры объявило конкурс концепций развития «Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника». Заявки на участие принимали до 29 июля. Очный этап конкурса назначен на 5 августа. Состоится он в здании российского минкульта.
К профессиональному опыту и знаниям претендентов предъявляются жесткие требования. Среди них руководство производственной и финансово-экономической деятельностью музея, обеспечение сохранности и эффективного использования имущества, организация комплектования и работы по хранению, собиранию, изучению и публичному представлению музейных предметов и музейных коллекций. У авторов концепций должно быть высшее профессиональное образование (на выбор – экономическое, юридическое, в сфере культуры и искусства, историческое, архитектурное либо по специальности «музееведение»), стаж работы на руководящих должностях в музеях или учреждениях культуры не менее пяти лет.
По сути, и нынешний директор Кречетова, и руководитель есенинского музея Иогансон, и пока еще действующий министр культуры Попов могли попробовать свои силы в конкурсе, если у каждого из них есть амбиции стать или остаться, как в случае с Кречетовой, руководителем РИАМЗа. Если учесть, что на проведение конкурса было отпущено меньше двух недель, то потенциальные соискатели должны были заранее знать об этом событии, чтобы грамотно подготовиться к выдвижению своей концепции.
Понятно, что на словах и в яркой презентации можно пообещать за несколько лет превратить музей в образец для коллег из других учреждений подобного профиля всей России и туристический центр федерального уровня. А вот как реализовать эти планы без серьезных организаторских и лоббистских способностей – большой вопрос.
Привлекательное кресло
Еще в августе 2016 года в Рязанском кремле подготовили масштабный проект строительства туристического комплекса, который планировалось разместить на улице Рабочих.
В рамках проекта предусматривалась реконструкция деревянной стены XVII века. Но замысел до сих пор не воплощен в жизнь, и Ольга Кречетова преспокойно сидит все в том же кресле и не спешит его кому-либо уступать. Видимо, безынициативный руководитель, лишний раз не беспокоящий начальство, до последнего времени был удобен столичным кураторам. Место действительно уютное и доходное по региональным меркам – одна годовая зарплата руководителя около двух миллионов. Но дело, конечно, не в деньгах, а в престижном статусе самого комплекса.
Представители российского музейного сообщества называют Рязанский кремль одним из старейших музеев России, расположенных за пределами столицы, чье собрание имеет общенациональное и мировое историко-культурное и художественное значение.
И это не просто заезженные штампы, ведь в коллекции музея есть такие ценные и поистине уникальные экспонаты, как золотые и серебряные ювелирные украшения конца XII – начала XIII веков из четырнадцать кладов Старой Рязани, а также коллекция древнерусского лицевого и орнаментального шитья XV-XIX вв.
Если концепция, которая победит в конкурсе федерального минкульта, соединит в себе идею эффективного управления новым музейным пространством и нешаблонные подходы к привлечению и приобщению туристов и жителей Рязани к знаниям о быте, нравах и сокровищах предыдущих поколений, то Рязанскому кремлю потребуется хозяин – энергичный, компетентный, уважаемый среди коллег и ответственных чиновников.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
«Всем по миллиону – и расселяй!». Дому Кравковых пришла хана?
Подписывайтесь на телегу «Новой», чтобы наши новости сами находили вас