Сирота остался без гарантируемой законом квартиры. Родители ребенка-инвалида не могут получить средства реабилитации. Многодетная мать живет в бараке, отбиваясь по ночам от крыс. Вышедшим на мирную акцию протеста «пересчитали ребра», затем оштрафовали. Прохожего остановили и продержали в отделении полиции больше двух часов без предъявления обвинения...
Одни привыкли к подобным новостям, вторые пролистывают их, «чтобы не расстраиваться, потому что от нас ничего не зависит», третьи останавливаются и спрашивают, чем могут помочь. Эти «третьи» знают свои права и готовы поделиться знаниями. Бесплатно, без очереди и без каких-либо трудновыполнимых условий.
За занавесочкою лжи
Мария Копьева много лет прожила в разваливающемся бараке в поселке Строитель. Вместе с тремя детьми она пережила потоп и нашествие крыс, обрушение потолка рядом с их комнатой и гибель отца детей. Весной родился четвертый. После долгой и упорной борьбы мэрия Рязани выделила малоимущей семье двухкомнатную квартиру в Дягилевском военном городке – жилье по договору соцнайма. Вскоре выяснилось, что семье было положено жилье гораздо большего метража, из расчета 15 квадратных метров на человека. Мария подала в суд. Разъяснил ее права и взялся отстаивать их в суде Петр Иванов – ведущий юрист рязанского историко-просветительского и правозащитного общества «Мемориал» (организация признана иноагентом еще в 2016 году).
– Мне казалось, что я совсем одна, что никто не поможет! – поделилась еще в сентябре Мария. – Но Петр Андреевич так доходчиво мне все объяснил, успокоил, и я поняла: закон на моей стороне. Бывают же еще такие люди! Наверное, таких больше нет.
Есть. Их просто надо разглядеть «за занавесочкою лжи», которой их окутали государственные пропагандисты с подачи новых изумительных законов.
Дальше – больше. Мария узнала, что ее знакомого – выходца из ближнего зарубежья – задержали на несколько часов без видимой на то причины, к тому же избили.
– У него были все документы: и разрешение на работу, и все остальное, они уже давно здесь живут, прекрасная спокойная семья. А его избили, – на днях прокричала в трубку Мария. – Я пошла в этот миграционный отдел и спросила, на каком основании? Я правильно сделала?
Нет. Нужно было зафиксировать побои в травмпункте и отнести заявление в полицию. Но пострадавший испугался и не стал отстаивать свои права. Он уверен, что у него их нет.
А Мария записалась в рязанскую Школу прав человека, чтобы разобраться, кто и какие имеет права.
12 инструментов для правозащитника
Рязанская Школа прав человека (ШПЧ) объявила набор на курс «Права человека в современном мире». Курс продлится с ноября по апрель 2022 года и будет включать около двадцати занятий. Записаться на курс могут активные граждане не моложе 18 лет, которым не все равно, что происходит в городе и государстве.
Критерии отбора:
– желание разобраться в том, как устроены взаимоотношения человека и власти в правовом государстве;
– готовность отстаивать права человека, защищать свои права;
– готовность к конструктивному взаимодействию с единомышленниками.
Занятия в Школе прав человека будут проходить по субботам с 11:00 до 14:00 живьем, с соблюдением мер безопасности в условиях пандемии коронавируса. Периодичность занятий – один раз в неделю.
Обучение бесплатное. Минимум для получения свидетельства о прохождении курса – 12 занятий.
Формат – интерактив (с чередованием теоретических, практических, дискуссионных блоков, кинопросмотров и встреч с практикующими правозащитниками Рязани и других регионов страны).
Рязанская ШПЧ была создана в 1997 году, ежегодно набирала новых слушателей до 2008 года. С приходом губернатора Олега Ковалева в Школе прав начались проблемы: то соседнее с кабинетом для занятий помещение загорится, то второе помещение затопит, то в третьем свет внезапно отключится. После небольшого перерыва набор на курс по правам человека стартовал в 2018 году, но в 2020 году занятия пришлось перенести из-за локдауна.
В этом году записаться на курс можно до 6 ноября включительно. Это можно сделать в онлайн-формате, найдя информацию в группе «Рязанская школа прав человека» в социальных сетях во «ВКонтакте», либо в фейсбуке. Встречи будут проходить в бизнес-центре «Капитал».
Иноагенты вам в помощь
Руководитель Школы прав человека в Рязани – педагог, экс-преподаватель лицея № 4, лауреат премии Московской Хельсинкской группы «за вклад в правозащитное образование», организатор региональной Школы наблюдателей, координатор движения в защиту прав избирателей «Голос» в Рязани София Иванова (Минюст России дважды признал «Голос» иностранным агентом: в 2016 году иноагентом признали ассоциацию, в 2021 году – движение наблюдателей без юрлица и банковского счета. В сентябре Минюст признал Софию Иванову иностранным агентом – средством массовой информации. Это не шутка).
Ее супруг, правозащитник Александр Бехтольд, высказался по этому поводу: «Больше недели потребовалось мне для осознания того, что я молитвами теперь уже очевидно неадекватной российской власти с 29 сентября 2021 года являюсь мужем средства массовой информации – иностранного агента. И ведь не поспоришь. Такие браки законом не запрещены. Одно утешает: средство массовой информации, согласно нормам Семейного кодекса РФ, получено от сбрендившего на всю голову государства в браке, является совместно нажитым имуществом, а значит, как минимум его половина принадлежит несомненно мне. Безмерно благодарен за щедрое подношение и готовлюсь к симметричному ответу».
Он будет вторым тренером в ШПЧ. Бехтольд более десяти лет дважды в неделю в библиотеке имени Есенина бесплатно консультирует рязанцев по правовым вопросам, готовит для них обращения в разные инстанции, составляет иски в суды и сопровождает дела в судебном следствии. В течение года юридическую помощь от него получают от 500 до 600 человек. Он утверждает, что в большинстве случаев права человека нарушает власть – те люди, которые получают зарплату из наших налогов и обязаны защищать эти самые права человека.
«Что есть власть? Это механизм, который должен защищать права человека. Президент как гарант Конституции – это гарант прав человека. Кто создает законы, по которым живет человек? Депутаты всех уровней. Кто стоит на страже прав человека? Прокуратура, полиция. И вот все эти люди обязаны отстаивать права человека – не просто отстаивать, а за наши денежки, за наши налоги. Поэтому все эти люди – наши наемники, „слуги народа“, как часто называют сами себя перед выборами, – после выборов об этом забывают, – констатирует Бехтольд. – В наших реалиях происходит так, что народ не может заменить „негодных слуг“, поэтому остается одно: заставлять работать этих. Как только человек или группа людей берется за это, они сразу становятся оппонентами власти, „оппозицией“. Получается, что главным противником прав человека у нас является власть».
На занятиях ШПЧ можно будет узнать, чем правозащитник отличается от юриста, а уголовное преступление от нарушений прав человека, как получилось, почему мы стали жить не по Конституции, а «по понятиям», и почему защитники прав сирот, детей-инвалидов, избирателей, избитых женщин и изнасилованных заключенных стали «иноагентами».