Подозреваемую в организации взрыва Дарью Трепову задержали утром на следующий день после событий. В ее розыске участвовали несколько сотен сотрудников правоохранительных органов. В квартире в Пушкине (пригород Петербурга) еще ночью задержали ее мать и отчима. Процессуальный статус родственников Дарьи пока неизвестен.
Пострадавшими от взрыва, по сообщениям властей города, считаются 43 человека. На вечер 4 апреля стационарное лечение продолжают 24 человека, включая одного ребенка. Еще двое детей уже отпущены домой. Ранее сообщалось о восьми пострадавших в тяжелом состоянии. На данный момент у шестерых из них диагностирована средняя тяжесть, а двое еще находятся под пристальным наблюдением врачей.
Фото: Алексей Душутин, «Новая»
Сообщение о взрыве в кафе «Стрит-бар» на Университетской набережной поступило в петербургскую полицию 2 апреля в 18.13. Ранее это заведение принадлежало бизнесмену Евгению Пригожину, о чем он сам и сообщил: «Кафе я передал патриотическому движению "Кибер фронт Z", и они проводили там различные семинары». В 17 часов 2 апреля в кафе был организован творческий вечер известного провластного блогера, автора телеграм-канала с полумиллионом подписчиков Владлена Татарского. По словам очевидцев, зал был полон.
Присутствовавшие на встрече рассказывали о довольно строгих мерах безопасности: в помещение никого не впускали в верхней одежде, тем более – с посторонними предметами. Судя по записям с камер видеонаблюдения, сначала сотрудник службы безопасности на входе не пропустил и Дарью (на встрече она представилась Настей), пришедшую в кафе с большой коробкой, в которой находилась статуэтка. По основной версии правоохранительных органов к этому моменту, именно статуэтка, внутри которой оказалось более
Один из зрителей, побывавших на встрече с Владленом Татарским, журналист Марат Арнис подробно рассказал «Новой», как Дарье все-таки удалось пронести в зал коробку:
– Девушка, принесшая статуэтку, сидела чуть позади меня, она вслух жаловалась, что ее на входе не пропускали со словами: «А вдруг в коробке бомба?» Она прямо так и говорила. Она подняла руку в какой-то момент и сказала Владлену, что она студентка художественной академии, у нее есть подарок для военкора от творческого коллектива, его сделали в знак уважения к Татарскому, а охранник назвал его бомбой. Фактически эта девушка выпросила разрешения у Владлена. Он ответил ей: «Вносите, заодно и проверим». И охранник еще и помог принести этой студентке коробку из гардероба.
На кадрах канала «Рен ТВ» видно, как Владлен раскрывает коробку, радуется статуэтке, называет ее золотой. Сам момент взрыва на видео не попал.
– Взрыв раздался примерно через 3-5 минут после вскрытия коробки, – рассказал «Новой» гость встречи Владислав.
– Дарья в тот момент сидела рядом с Владленом, – продолжает Марат Арнис. – Всех посетителей снесло взрывной волной. В нас понеслись осколки, ошметки, кровь. Огня не было. Всех гостей по громкой связи предупредили, что может быть второй взрыв. Все, кто как мог, самостоятельно выбирались на улицу. Некоторые, выйдя, снова падали на землю.
Скорая помощь, по словам очевидцев, на место происшествия примчалась быстрее Росгвардии и пожарных.
– Работали круто, как я никогда не видел, – отметил Марат Арнис.
Еще одна свидетельница событий, Анна, рассказала «Новой», что видела какую-то окровавленную девушку, похожую на Дарью, вышедшую в числе первых из кафе, но не готова поручиться, что это не другая посетительница.
О подозреваемой в организации взрыва в центре Северной столицы, судя по соцсетям, известно, что она увлекалась кинематографом Кауфмана, Линчем, цитатами Годара, вегетарианским образом жизни. Супруг Дарьи Треповой Дмитрий Рылов, член Либертарианской партии (ЛПР), сейчас находится в эмиграции, как сообщили «Новой газете» в ЛПР. Также в партии рассказали, что супруга Рылова не имеет отношения к ЛПР.
Кафе после взрыва. Кадры Следственного комитета
С ночи к кафе на Университетской набережной петербуржцы несут цветы. На месте гибели Владлена Татарского уже возник стихийный мемориал.
По факту взрыва Следственный комитет расследует уголовное дело об убийстве (часть 2 статьи 105 УК РФ), а к середине дня его переквалифицировали в «теракт». Всех очевидцев событий сейчас опрашивает полиция. Во вторую очередь предполагается опросить пострадавших, попавших в больницы города. Среди раненых, по данным петербургского комитета по здравоохранению, есть 14-летняя девочка, которую ночью прооперировали. Десять человек находятся в тяжелом состоянии. Еще около 20 – в состоянии средней и легкой тяжести.
Дарью Трепову задержали около 11 часов в Петербурге. По информации агентства «Фонтанка», девушку обнаружили на съемной квартире, недалеко от места вчерашнего взрыва. По данным правоохранительных органов, Дарья, хотя и прописана в Петербурге, в последние месяцы проживала в Москве. В Северную столицу приехала за несколько дней до взрыва.
Напомним также, что в ночь на 3 апреля из парадной дома в Пушкине следственная группа вывела женщину в маске. Оперативники с ней долго разговаривали, а квартиру в это время обыскивали. В этом доме долгое время жила и Дарья.
«У задержанной имелись билеты в Узбекистан»
Видео допроса девушки, которая «предположительно подозревается в причастности к взрыву» (формулировка сотрудников правоохранительных органов на данный момент) в «Стрит-баре» на Университетской набережной Северной столицы, опубликовало МВД РФ на своем сайте.
На этом видео девушка с короткими светлыми волосами признается, что принесла на встречу с военкором Владленом Татарским статуэтку, которая впоследствии взорвалась. Но пока умалчивает о том, кто передал ей коробку с такой начинкой, обещая ответить позднее.
Дарья Трепова. Кадр видео МВД
Личность Дарьи не вызывает сомнений у некоторых очевидцев событий, успевших хорошо разглядеть девушку. Но возник вопрос: присутствовал ли при допросе Треповой хоть какой-то адвокат? На данный момент в Петербурге никто из юристов не объявил себя ее защитником.
По уточненным данным правоохранительных органов, Дарью Трепову задержали в ЖК «Северная Долина» (Выборгский район Петербурга).
Изначально СМИ сообщали, что задержание происходило в съемной квартире рядом с кафе, где произошел взрыв. ЖК «Северная Долина» находится как минимум в 40 минутах езды от «Стрит-бара».
Также в полиции «Новой» уточнили, что Дарья, лишь несколько дней назад приехавшая из Москвы в Петербург, не собиралась оставаться в городе долго: «У задержанной имелись билеты в Узбекистан». Кроме того, телеграм-канал «ВЧК-ОГПУ» сообщил, что Дарья Трепова после взрыва якобы написала подруге: «Я могла там погибнуть, лучше бы я там погибла, меня подставили».
В своих аккаунтах в соцсетях после взрыва Трепова ничего не публиковала. В твиттере она фигурировала как «Даша Тыковка», но в настоящее время этот аккаунт удален. Некоторое время назад Дарья в соцсетях писала, что часто думает о суициде, также опубликовала пост о предательстве мужа, который после объявления в России частичной мобилизации уехал за границу без нее. Один из поводов, подтолкнувших его к этому, по данным телеграм-канала «ОВД-Инфо»*, – 24 февраля 2022 года Трепову вместе с мужем Дмитрием Рыловым задерживали на пацифистком уличном выступлении.
Как ранее сообщала «Новая», Рылов, член «Либертарианской партии России», сейчас находится в Грузии. Ранее он объявил, что ищет адвоката для своей жены.
Как сказали «Новой» в правоохранительных органах, не исключается, что настоящие организаторы взрыва действительно использовали девушку без ее ведома. Опрошенные петербургским изданием «Бумага» знакомые Дарьи тоже не верят, что бывшая студентка-медик и сотрудница винтажного магазина сознательно пошла на такое преступление.
В полиции пока ничего не сообщают о том, как прошли допросы родителей Треповой, где они сейчас находятся и в каком статусе. Из открытых источников известно, что 45-летняя мать Треповой до сих пор работала в Петербурге в компаниях, связанных с винной торговлей. Отчим Дарьи, 49-летний музыкант, выступал в коллективе, об участниках которого пишут как о виртуозах разных жанров. В Северной столице он хорошо знаком любителям джаза.
*Включен Минюстом России в реестр иностранных агентов, Роскомнадзор заблокировал доступ к сайту проекта на территории РФ.
Владлен Татарский на торжественном приеме в Кремле
СПРАВКА
Владлен ТАТАРСКИЙ (настоящее имя – Максим ФОМИН) – российский военкор, блогер-пропагандист.
Родился 25 апреля 1982 года в шахтерской семье в Макеевке (Донецкая область). Псевдоним взял в честь главного героя романа Виктора Пелевина «Generation П». В 2011 году Фомин попал в тюрьму за ограбление банка. Отбывая срок, по словам Максима, он и прочитал знаменитую книгу.
В 2014 году Фомин сбежал из мест заключения и присоединился к российским ополченцам на Донбассе. Тогда он взял себе позывной «Профессор». Затем Фомин был пойман и повторно арестован. Помиловал его позднее глава ДНР Александр Захарченко. Служил под командованием полевого командира сепаратистов Игоря Безлера. Потом перешел в полк ЛНР «Витязь». В апреле 2015 года вступил в батальон «Восток», прослужил там еще год. С 2017-го служил в батальонной разведке 4-й бригады Народной милиции ЛНР.
В 2019 году Максим Фомин уволился с военной службы в ДНР и переехал в Москву. Опубликовал три книги: «Война», «Бег» (автобиография), «Медитация» (авторский сборник).
В начале февраля 2022 года вернулся на службу в батальон «Восток». После объявления специальной военной операции Фомин/Татарский снова принимал участие в военных действиях. По его словам, он помогал с запуском военных дронов и с устройством укреплений.
30 сентября 2022 года Фомин/Татарский присутствовал в Кремле на церемонии подписания Владимиром Путиным указа о присоединении к России новых территорий. Выходя из зала, заявил: «Всех победим, всех убьем, всех, кого надо, ограбим, все будет, как мы любим». Эта фраза вызвала широкий общественный резонанс.
С осени 2022 года Фомин/Татарский начал активно критиковать Минобороны России после череды неудач на фронте, из-за чего его причисляли к медиапулу Евгения Пригожина, который тоже выражал недовольство командованием российской армии.
С 15 января 2023 года Максим Фомин / Владлен Татарский внесен в санкционный список Украины за «распространение кремлевской пропаганды в своих публикациях и докладах».
Место взрыва. Фото: Алексей Душутин / «Новая»
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Реакция пропагандистов и z-активистов на убийство Владлена Татарского
Маргарита Симоньян, главред RT: «Ну что? Забудем? Простим?»
Тина Канделаки, телеведущая: «Когда страна начнет отвечать? У террористов есть свет, вода, работают железные дороги, рестораны, интернет, руководители убийц ездят с телекамерами по стране».
Илья Янсен, z-активист: «Нам нужен террор, какого не видел мир. <…> Нам нужно, чтобы всякий заукраинец в РФ боялся выйти из комнаты. <…>»
Александр Дугин, философ, политолог: «Любой плевок в погибшего героя – оскорбление Родины. <…> Говорите и пишите только в том случае, если готовы заплатить за слова жизнью».
Антон Красовский, журналист: «Как же я ненавижу всю эту либеральную сволочь!»
Александр Малькевич, член Общественной палаты: «Российское гражданское общество ждет превышающего в разы ответа на этот террор, развязанный против мирных граждан».
Евгений Пригожин, глава ЧВК «Вагнер», бизнесмен: «Я бы не стал обвинять киевский режим в этих действиях. Я думаю, что действует группа радикалов, которая вряд ли имеет отношение к правительству. Я бы так это назвал».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Подписывайтесь на телегу «Новой», чтобы наши новости сами находили вас