Сровнять и застроить пойму Оки – идея для Рязани не новая
На территории города расположены поймы рек, изобилующие озерами и болотами. Что там появится – парки или промзона? Об этом часто рассуждали власти и бизнес, но редко спрашивали народ.
Дамба для приема грунта
Автомобильная дорога с обледеневшими обочинами. Поворот на грунтовую дамбу, которая тянется к расположенному в полукилометре заводу. Табличка «Прием грунта». Всего неделю назад здесь один за другим разгружались самосвалы. Содержимое кузовов сыпалось на склон, дамба постепенно расширялась.
– Тут глина, песок со стройки, – поясняли водители, если их спросить. – Все чисто, никакого мусора нет.
Они говорили это, потому что несколько месяцев назад в этом месте можно было увидеть другую табличку: «Свалка мусора запрещена. Штраф 5000 рублей».
О ситуации с озером под романтическим названием Дикая утка в последние недели много пишут («Новая» № 8Р от 28.02 с.г.). Разумеется, теперь все работы остановятся – весной грунтовые дороги развозит, и проехать к месту выгрузки может только гусеничная техника.
Судьбоносная дорога
Пойма Оки, ее заливные луга – одно из главных сельскохозяйственных богатств Рязанской области, места для заготовки сена и выпаса скота. В советское время в селе Канищево существовал колхоз «Искра» с большими коровниками.
Рязань в 1924 году
Если взглянуть на карту Рязанского уезда 1924 года, рот раскрывается: на территории, о которой сегодня спорят, течет… Ока. Точнее, ее правый рукав с названием Трубеж. Кстати, нынешние глубокие старики, бывшие в 1930-е годы детьми, тоже помнят, как этот рукав обмелел и превратился в цепь озер. Одно из них, возле улицы Старореченской, и сегодня называется Трубеж.
Рязань в 1981 году
Еще в 1980-е годы берега этих водоемов были лугами, которые ежегодно затапливало весенним паводком. Но когда в 1986 году из центра города в микрорайон Канищево была проведена Северная окружная дорога, ее дамба отрезала эту территорию от Оки. Впрочем, не стоит думать, что водоемы стали пересыхать. Наоборот, уровень воды стал подниматься: ручей, притекающий по Кузьмину оврагу, заболачивал местность. Вместо лужаек с сочной травой выросли камыши и осока.
На карте озера нет
В 2001 году случилась большая авария на канализационном коллекторе в районе проезда Шабулина. Отходы хлынули в Кузьмин овраг, а из него – в наше болото. Органическим веществам обрадовались рыбки, а увеличению числа рыбок – птицы. Но людям было не до радости. Единственную дренажную трубу под Северной окружной дорогой, которая во время разливов связывала Дикую Утку с основной частью поймы, пришлось закрыть. Иначе стоки могли бы попасть в Борковские карьеры с их популярными пляжами.
И что там сейчас?
Кадастровая карта с земельным участком
Если заглянуть в публичную кадастровую карту России, доступную любому пользователю интернета, вы удивитесь: никакого озера (хорошо видного любому, кто едет в 17-м автобусе или 98-й маршрутке из Канищева в центр) там нет. И предназначен этот земельный участок… для сельскохозяйственного производства!
Заправки, автострады, рынки
Болота на бывших заливных лугах возникли не только в районе озера Дикая утка. Пространство между озерами Салагоща, Трубеж и железнодорожной веткой на Шпалозавод выглядит в точности так же.
Так что же делать с этими территориями размером 2500 на 600 метров?
В разные времена на эту землю строили разные планы. Советские промышленники любили у водоемов предприятия, которым в технологическом цикле требовалась вода: на расширение промзоны Ворошиловки намекали «Основные направления развития области» 1976 года. В конце 1990-х по обе стороны от Северной окружной стали отсыпать землю и строить автозаправочные станции, хотя в поймах рек это не разрешалось. В последние годы появился план проведения в пойме дороги, соединяющей Московское шоссе и Северную окружную – от ТЦ «Премьер» до поселка Борки. В ноябре 2015 года по этому проекту даже прошли общественные слушания.
Разумеется, если дорога будет проведена, нужно не допустить, чтобы территория вдоль нее не превратилась в очередную промзону: автозаправочные и ремонтные станции, мастерские, склады…
Иной подход реализован на другом конце города: часть микрорайона Кальное (так называемые «Пески») построены в 1990-е и 2000-е на искусственно поднятом на несколько метров грунте. Там, где гуляли коровы, стоят 15- и 28-этажки.
Третий вариант предлагают новые хозяева земель в пойме Трубежа между Мервино и Михайловским шоссе. Две строительные компании запланировали там рядом со своими домами огромный парк – размер зеленых насаждений на двух берегах превысит площадь ЦПКиО в Горроще.
Можно дождаться воплощения этого прожекта и начинать радоваться.
Комментарий
Пойма Оки вокруг Рязани распродана за копейки «своим» людям
Игорь КОЧЕТКОВ, заместитель руководителя рязанского регионального отделения ВООПИиК, подготовил обращение* к вице-губернатору Рязанской области Игорю ГРЕКОВУ:
«Уважаемый Игорь Михайлович!
Предлагаем безотлагательно организовать совещание по вопросу уничтожения озера Дикая утка в Рязани – с участием сотрудников прокуратуры, УМВД, следственного управления СК РФ, министерства природопользования Рязанской области, природоохранной прокуратуры, Росприроднадзора, правового управления областного правительства (и лично г-жи Матюхиной), представителей общественности.
Ежедневно порядка ста 20-тонных машин высыпают в этот водоем грунт и строительный мусор.
Необходимо обсудить пути изъятия у новоявленного собственника Дениса Игоревича Агафонова земельного участка с кадастровым номером 62:29:0041002:2 – участка с озером Дикая утка.
Очевидно, есть уголовные статьи, которые нарушены:
– ст. 171 УК РФ (ч. 2) «Незаконное предпринимательство». Имеет место транспортировка и захоронение отходов 4 класса опасности без соответствующей лицензии (заявление направлено в УМВД РФ по Рязанской области);
– ст. 250 УК РФ (ч. 2) «Загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод».
Есть законные пути изъятия земли у недобросовестного пользователя:
– ст. 56.3 Земельного Кодекса РФ «Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд».
Путь 1 – сделать памятник природы. На озере гнездится 70 видов птиц, десять из них краснокнижные. (Статья 95 ЗК РФ. Земли особо охраняемых природных территорий:
«9. Объявление земель государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без такого изъятия земельных участков у их собственников, землепользователей, землевладельцев.
10. Земельные участки, занятые природными комплексами и объектами, объявленными в установленном порядке памятниками природы, могут быть изъяты у собственников этих участков, землепользователей, землевладельцев»).
Путь 2 – включить территорию в границы международного водно-болотного угодья.
Для изъятия при выполнении международного договора есть основания: Рамсарская конвенция – «Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц» (перелетные птицы, гнездящиеся у нас, не имеют гражданства).
Часть пойменной территории рек Оки и Пры на территории Рязанской области уже включены в Международное водно-болотное угодье (МВБУ) согласно Рамсарской конвенции.
По обоснованию ученых, площадь МВБУ на территории региона должна составлять 450 000 га – вся пойма Оки и участок Пры.
На сегодня документально оформлено лишь 158 758 га (территория Национального парка «Мещерский» и Окского государственного биосферного заповедника).
Необходимо законодательно утвердить площадь МВБУ в 450 тыс. га и данные направить в секретариат Рамсарской конвенции, как это определено порядком конвенции.
Вся пойма Оки вокруг Рязани роздана, распродана за копейки «своим» людям. Все вышеперечисленное – это основания для изъятия пойменных земель, розданных за бесценок.
Игорь Михайлович, поручите правовому управлению правительства Рязанской области (Е.Н. Матюхина) проработать вопрос изъятия земельного участка в соответствии со ст. 54.1 ЗК РФ в связи с его неиспользованием по целевому назначению».
_____________
*Публикуется с сокращениями.
Андрей ШАМИН