Советский районный суд Рязани рассмотрел иск Софии Ивановой* к Минюсту РФ. Педагог и правозащитница обжаловала решение Министерства юстиции, которое осенью 2021 года включило ее в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. В том реестре рязанке присвоили номер 64.
Рассмотрение дела «по существу», состоявшееся 30 марта, заняло всего час. Время ушло на процессуальные этапы и на ответы судьи на вопросы Ивановой*. Последняя пыталась выяснить ряд моментов у представителя закона. Например, какое именно государство ей перечислило деньги? Потому как сама она не в курсе. На что судья Галина Прошкина четко ответила: «Иностранное». И в удовлетворении иска отказала.
София Иванова* к суду по привычке готовилась очень тщательно, но здесь это не поможет
Охотники за переводами
София Иванова* – рязанский педагог с 30-летним стажем. Правозащитница, на стыке веков основавшая Рязанскую школу прав человека. В 2009 году София Юрьевна* возглавила рязанское отделение Движения в защиту прав избирателей «Голос»**.
В качестве руководителя этой организации она, в частности, помогла «Новой» в подготовке материала «Гибкие выборы – грубые методы». В нем мы рассказали о том, что на выборах в Госдуму в сентябре того же 2021-го в Рязани всплыло абсолютно новое нарушение – с фантастическими возможностями для корректировки итогов голосования.
После тех выборов Софию Юрьевну* и признали иностранным агентом – это случилось 29 сентября. Одновременно таковыми признали и два десятка ее соратников по движению «Голос»** – его координаторов и экспертов в других регионах.
Практически все они позже обратились в суд. И всем, кроме общественника из Перми, у которого судебные заседания все время откладывают, в исках к Минюсту отказали. Пермяка в перечень Минюста включили, так и не найдя, кто же ему перевел деньги. Росфинмониторинг утверждает, что перевод был, банк говорит – не было. Но это единичный случай: в других похожих, когда банки подтверждения не дают, суд просто признает информацию от Росфинмониторинга как истину.
У Софии Ивановой* такой перевод был. Целых 500 рублей ей перечислил гражданин Узбекистана. Некий Рустам Джамалов, живущий в Москве и знать не знающий педагога из Рязани, которая на тот перевод поначалу даже внимания не обратила: правозащитники как раз собирали деньги в помощь очередному человеку, и переводов по 30, 100, 500 рублей пришло несколько.
– Для признания иноагентом перевода мало. Нужно доказать публичное распространение информации политического свойства, – пояснила София Юрьевна* «Новой». – На моих страницах в соцсетях нашли 15 репостов, подходящих, по их версии, под эту категорию. Связи между теми 500 рублями и репостами нет никакой. Что не помешало включить меня в перечень иностранных средств массовой информации.
Окна помыла? Отчитайся!
«Иноагентка» должна помечать все свои посты в соцсетях текстом о том, что она признана таковой. Но это полная ерунда по сравнению с другими обязанностями.
Основные из них – это регулярные отчеты о своей жизни. Без преувеличения. Раз в три месяца надо сдавать финансовый отчет. Отдельно объяснять, откуда деньги поступают (пенсия и далее – все с подтверждениями). И отдельно расписывать, на что они тратятся. Если ты купил кусок мыла с помощью банковской карты, это уже зафиксировано и можно показать информацию о банковской операции. Но если за кусок колбасы ты рассчитался наличкой – предоставь чек. С билетом в маршрутке то же самое. Равно как и с любыми тратами.
Классические будни иноагента и правозащитницы, расписанные в отчете
Отчитавшись по расходам/доходам, нужно браться за отчет о деятельности, который сдают раз в полгода. Как его сделать? Ивановой* предложили готовую форму для общественных организаций. А если под твою деятельность, как у рязанки, те пункты не подходят – выкручивайся сам.
– Даже работу по дому, огородные дела – вот всю эту чушь надо описывать, – пояснила София Юрьевна*. – И каждый отчет, включая финансовый с чеками, надо за свой счет распечатать и отправить в Минюст через Почту России. Последний раз заполнение всех форм заняло… 60 листов. То есть помимо чудовищного количества времени, это еще и недешево.
Всего лишь один из отчетов, которые должен готовить иноагент
Платить пришлось и за организацию юрлица – его обязаны создать все, кого внесли в перечень Минюста. Но здесь два десятка общественников из «Голоса»** сэкономили, создав одно юрлицо на всех. Вместе они и пошли по судам с единой для всех целью.
– Иллюзий по поводу обжалований решения Минюста у нас не было. Сейчас я, например, буду подавать апелляцию и знаю, что ее тоже развернут, – говорит София Иванова*. – Но это необходимые этапы для подачи иска в Европейский суд по правам человека.
Благо, пока этот суд еще рассматривает дела из России. Там ответы на вопросы Ивановой* будут другие.
*София Юрьевна Иванова – под № 64 входит в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, добавляем мы еще раз на всякий случай.
**Движение в защиту прав избирателей «Голос» – № 1 в реестре незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента, уточняем мы, пока не закончились звёздочки на клавиатуре