Еще 21 марта правительство Рязанской области, зная о масштабах экономических проблем, связанных с международными санкциями, создало Оперативный штаб поддержки бизнеса. За три дня – 21, 22 и 23 марта – новое учреждение получило 150 обращений.
24 марта власти провели сессию для государственных менеджеров и руководителей предприятий, посвященную импортозамещению. Производственников призвали не допустить безработицы. Слово «безработица» прояснило тем, кто умеет читать между строк, масштаб проблемы.
Там же Рязанская область предложила хотя бы на уровне ЦФО создать межрегиональную ассоциацию центров импортозамещения и кооперации. То есть навалиться на угрозу предлагается всем миром.
Три источника кризиса
А как, собственно, повлияли обрушение курса рубля, санкции разных государств и их объединений, а также «частные санкции» отдельных мировых корпораций на работу рязанских предприятий?
«Эксперты помогают бизнесменам решить проблемы логистики, закупок сырья, оборудования и комплектующих», – так обозначено содержание работы, которая ведется в штабе поддержки бизнеса.
Работал завод и продавал свою продукцию в Европу или Америку, а теперь вдруг в санкционные списки попал либо завод, либо продукция.
Другой завод работал для России, но использовал импортное сырье и комплектующие, а теперь их ему больше не дают.
Закупало третье предприятие что-то за рубежом и готово дальше закупать, и никто это не запрещает, но оплатить эти товары через банки, попавшие под санкции, невозможно. И ввезти в Россию по-старому не получается, так как прежние пути доставки перекрыты.
На многих предприятиях Рязанской области хоть один из этих сценариев вдруг стал реальностью – отсюда и 150 обращений.
Рязаньстат свидетельствует: промышленное производство уже в феврале 2022 года (а санкции начались только в конце месяца) составило 75,6% от январского. Понятно, что февраль короче января, но не настолько уж.
Просроченная задолженность по зарплатам в Рязанской области пока небольшая, но в феврале она уже выросла на 4,4%, а в марте на 5,9%.
Судьбоносная стыковка
Предложение рязанских чиновников объединить усилия разных областей оценили на федеральном уровне. В экономической программе на телеканале «Россия 24» 29 марта обсуждали новую инициативу.
– Только стыковка федерального центра и регионов может дать необходимый эффект. Объединение по импортозамещению – совершенно верно в нынешней ситуации. Вижу большую перспективу в тех наработках, которые предложили коллеги из Рязанской области, – прокомментировал инициативу Артем Кирьянов, заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике.
Все правильно: чтобы советовать бизнесу, куда можно продать выпущенную деталь, которую больше не берут в Германии, надо знать потребности не только Рязанской области. Отсюда и предложение «объединить базы данных предприятий с соседними регионами». Если домыслить расширение и дальше – до масштабов всей России или до масштабов ЕвразЭС, – то получатся… Да. Старые добрые советские Госснаб и Госплан.
Вспоминая Новосельцева
Всего лишь 35 лет назад эти две организации не просто советовали, а прямо указывали предприятиям, что именно, у кого и в каких объемах покупать, а потом через какие тресты и сети продавать. И еще рассчитывали, сколько все это будет стоить «хозрасчетных рублей». А все их слушались.
«Обратили ли вы внимание, товарищ Новосельцев, – спрашивала главная героиня кинофильма «Служебный роман» у главного героя, – что в продаже нет пылесосов и эмалированных кастрюль?.. Это потому, что их не запланировали, а данные для планирующих организаций готовят такие ротозеи, как вы!»
Если депутат Артем Кирьянов, возглавлявший Российский союз налогоплательщиков, считает верным создание большого государственного консалтингового монстра, то он не увидит ничего плохого и в превращении его в орган управления предприятиями, в том числе частными.
Что-то подобное бывало не только при социализме, но и при госкапитализме. В Италии в 1930-е годы. Или в Португалии в 1950-е.
Так победим?
Перед нашей экономикой, как и в любой кризисной ситуации, открываются два пути.
С одной стороны, можно поставить целью мобилизацию всех ресурсов в интересах государства: указывать всем предприятиям, что им делать, перестать поддерживать отрасли, выполнявшие «представительские функции», централизовать обращение валюты, занять общественно-полезными работами уволенных трудящихся, поддержать их ограничением цен в магазинах, а когда начнется дефицит – введением талонов.
С другой стороны, можно объявить гражданам, что теперь приветствуется любая частная инициатива от вязки носков до запуска спутников, резко уменьшить количество запретов, чтобы чиновники не могли вымогать взятки за разрешения, снизить налоги на стартапы, давать молодежи площадки для самореализации, безжалостно расправляться с пытающимся поднять голову рэкетом и бандитами.
Интересно, что про отдельные элементы и первого, и второго пути мы уже читаем и слышим в новостях.
Забавно, что и один, и другой путь ведут к тому, чтобы страна выстояла в сложных условиях. Только беды и возможности для ее населения будут в обоих случаях совершенно разные.
Иллюстрация: Георгий Титов