Новая газета
VK
VK
Twitter
Рязанский выпуск
№18 от 8 мая 2014 г.
Свежие новости
Спасители Константиново и случайные люди
Генплан развития есенинского заповедника встал региональной власти поперек горла


Автор с прежним губернатором Георгием Шпаком в есенинской избе любуются окскими просторами
 
Владимир Путин провел рабочую встречу с губернатором Рязанской области Олегом Ковалевым. На встрече обсуждалась одна из важных проблем: как остановить беспредел властей области в отношении Государственного музея-заповедника С.А. Есенина.
 
Огромное число обращений граждан РФ и других стран направлено В.В. Путину с просьбой остановить уничтожение уникального литературно-мемориального и природного объекта культурного и духовного наследия Отечества. Самое тяжкое преступление – это практически полное уничтожение «Экологии культуры» уникального природного и архитектурного ансамбля села Константиново. Преступники, наверное, не понимают, что они совершают.
 
Дмитрий Сергеевич Лихачев в 1985 году в работе «Экология культуры» пишет: «…Кто же эти люди, убивающие живое прошлое, которое является и нашим настоящим, ибо культура не умирает? Иногда это сами архитекторы – из тех, которым хочется поставить свое «творение» в выигрышном месте. Иногда же это совсем случайные люди, а в этом случае виноваты мы все. Мы должны подумать о том, чтобы таких «случайных убийц» не было…» и далее «…Даже сами реставраторы, руководствуясь своими собственными, недостаточно проверенными теориями или современными представлениями о красоте, становятся в большей мере разрушителями памятников прошлого, чем их охранителями. Уничтожают памятники и градостроители – особенно если они не имеют четких и полных исторических знаний…»
 
В 1976 году Творческая архитектурная мастерская Гаврилова В.А. из Ленинграда после выполнения большого объема работ в 1973–75 годах по созданию музея-заповедника им. М.Ю.Лермонтова в Тарханах была приглашена директором музея В.И.Астаховым в село Константиново для проведения исследований и осуществления проектных работ по созданию и развитию государственного музея-заповедника С.А.Есенина. С тех пор в течение тридцати восьми лет ООО «Творческая архитектурная мастерская Гаврилова В.А.» выполняет большой объем работ для одного из красивейших мест на земле.
 
Наш замечательный художник И.Левитан гениально показал на своих полотнах изумительную «Экологию культуры» «своей милой родины» (так он называл Россию в письмах из Италии).
 
Природный и архитектурный ансамбль села Константиново обладает своей великой тайной. Константиново расположено вдоль высокого правого берега реки Оки, обращенного на север и изрезанного безлесными оврагами, спускающимися к реке. С высокого правого берега открывается величественная панорама лежащей за рекой знаменитой Мещеры с заливными лугами, лесами, старицами и озерами. Только в этом месте напротив села Ока делает три поворота, и водная гладь трижды пересекает бесконечную синюю даль. Ночью в небе над селом в бескрайнем пространстве за рекой сияет созвездие Большой Медведицы и Полярная звезда. Днем солнце не мешает созерцать эту замечательную уникальную панораму Мещеры к северу от села, так как находится позади смотрящего на реку.
 
Константиново было неразрывно связано с Окой. Через каждые пять домов устраивались пожарные водоемы с проездами в сторону реки. За рекой на заливных лугах содержался скот, была паромная переправа через судоходную реку. Чуть ниже по течению у села Кузьминское в начале XX века построена плотина, шлюз и электростанция.
 
Главным архитектурным комплексом села являлась находящаяся в центре села, между улицей и рекой, барская усадьба с Казанской церковью, сооруженные владельцем усадьбы, известным екатерининским вельможей – князем А.М.Голицыным в конце XVIII в. В начале XIX века домовая церковь стала приходской, затем к ней были пристроены трапезная и колокольня. Церковь построена по проекту великого русского архитектора И.Е.Старова – замечательный памятник архитектуры XVIII века. В 1911 году хозяйкой усадьбы стала Л.И.Кашина. В это время полностью сложился ансамбль с парком, хозяйственными постройками и окружающим ландшафтом.
 
В конце XIX века дед Есенина Никита Осипович гениально определил место для своего дома и построил его точно напротив колокольни замечательного Храма. Напротив этого дома располагалась усадьба священника И.Я.Смирнова, который оказал большое влияние на воспитание и судьбу С.А.Есенина.
 
Уже в начале XIX века в каждом селе рядом с церковью стояли дома священнослужителей: священника, дьякона, дьячка, псаломщика. Они представляли собой небольшой поселок, который так и называли «Поповка». Таким образом, в конце XIX века в Константиново был создан замечательный сельский архитектурный ансамбль, который включал Храм, часовню, земскую школу, усадьбу И.Я.Смирнова, входящую в структуру застройки «Поповка», и расположенную напротив Храма усадьбу Есениных. При этом перспективу сельской площади органично завершало здание земской школы, архитектурно четкое функциональное бревенчатое здание с большими окнами классов, обращенными на восток и запад.
 
Из трех окон бревенчатого родительского дома раскрывался великолепный вид прямо на колокольню и дом священника. Находясь в родительском доме, можно представить, как маленький мальчик впервые подошел к окну и увидел в деревянной оправе оконной рамы красивейший Храм и замечательную природу. Далее за Храмом на краю оврага находилась часовня, откуда открывался вид на Оку и бесконечность Мещеры.
 
При проведении архитектурного анализа с учетом исторического опорного плана, документов, фотографий нами была выполнена панорама села начала XIX века – вид с высокой точки через село на переднем плане в сторону реки и Мещеры до горизонта – и макет села, где показано единство архитектурного и ландшафтного ансамбля. Очертания изогнутого и изрезанного оврагами высокого правого берега Оки в районе села между двумя большими глубокими оврагами, ограждающими село, и небольшим партерным логом перед барским домом в центре усадьбы – напоминают древко гигантского лука, а улица, соединяющая концы этих оврагов, «оттянутая» площадью перед барской усадьбой – подобна тетиве этого лука. При этом в плане усадьба напоминает стрелу, направленную в пространство Мещеры за Окой, и далее – в бесконечность на север и Полярную звезду. Именно в центре этого уникального архитектурно-ландшафтного ансамбля располагался барский дом – прямо перед партерным логом, по оси стреловидного плана усадьбы. С балкона мезонина барского дома открывалась, замечательная перспектива на бесконечные дали через две кулисы деревьев на переднем плане: справа – кулису берез и слева – кулису ясеней. Между этими кулисами располагается спускающийся по террасам лога яблоневый сад, где находился родник. А далее – бездонность пространства Мещеры за Окой, три раза подчеркнутого золотыми изгибами реки, что увеличило контраст золота вод, отражающих закатное небо, и синеву уходящего за горизонт на Север «космического пространства».
 
Таким образом, к началу XX века окончательно сформировался архитектурно-ландшафтный ансамбль села Константиново, который оказал огромное влияние на формирование творчества и личности С.А.Есенина. 
 
Именно этот уникальный ансамбль, созданный гением предков, был разрушен к 70-м годам XX века. Сначала была уничтожена колокольня и часовня, разрушены интерьеры и фасады Казанской церкви, снесено здание земской школы, практически уничтожена усадьба: посадки деревьев, пруды, хозяйственные постройки, которые были в едином ландшафтно-архитектурном комплексе. Значительные разрушения и изменения претерпел барский дом.
 
В 1969 году, когда первым секретарем Рязанской области был Приезжев, при создании музея «случайные убийцы» экологии культуры отделили половину территории бывшего уникального ансамбля барской усадьбы и соорудили здесь 2-этажный типовой клуб, гостиницу, трансформаторную подстанцию и большую котельную с высокой кирпичной трубой перед барским домом. Рядом был построен ресторан в стиле «большая русская изба» и кафе, которые принадлежали «Райпотребсоюзу». Все эти сооружения перекрыли перспективу на реку и отгородили пространство усадьбы от реки, уничтожив весь замысел гениальных создателей экологии культуры прошлого.
 
Там, где в центре архитектурного ансамбля усадьбы XVIII–XIX веков находился перед домом яблоневый сад на склоне и родник, были устроены канализационные отстойники и слив потока воды с больших асфальтированных территорий и сельской площади. Поток постоянно до сих пор разрушает овраг перед барским домом, подвергая значительной опасности расположенные здесь здания. На сельской площади во въездной зоне были построены два типовых магазина и автобусная остановка. Перспективу площади в сторону дома Есениных перекрыли поперек посадкой высоких деревьев, поэтому посетители шли сначала в клуб, а затем «окольными тропами» через разрушенную усадьбу, мимо «незатейливого» общественного туалета, пробирались к дому поэта.
 
В завершение этого разрушительного процесса вне всякой связи с историческим ансамблем на территории усадьбы на фоне громадной трубы котельной был поставлен памятник поэту, который окончательно узаконил это безобразие. «Случайным убийцам» экологии культуры казалось, что теперь осталось только в барском доме создать литературную экспозицию (фотографии этой экспозиции нами сохранены). От того села Константиново, в котором родился С.А.Есенин, практически ничего подлинного не осталось.
 
На основе тщательного архитектурного анализа Творческой архитектурной мастерской Гаврилова В.А. в Ленинграде был выполнен «Генеральный план музеефикации и комплексного архитектурно-художественного решения территорий, зданий, интерьеров и экспозиций», которым была определена программа перспективной поэтапной реконструкции и развития комплекса.
 
При этом была разработана программа перспективного развития музея, в которой обоснован поэтапный последовательный комплекс работ по благоустройству территории, реставрации, воссозданию, реконструкции памятников культурного наследия и строительству новых необходимых объектов музея-заповедника как современного музейно-культурного центра мирового класса. Генплан был рассмотрен и одобрен всеми инстанциями Министерства Культуры РСФСР и лично Министром Ю.С.Мелентьевым. При этом было предложено в соответствии с принципиальными положениями «Генплана музеефикации» внести соответствующие коррективы в «Схему развития Государственного музея-заповедника С.А.Есенина», выполняемую в институте «Спецпроектреставрация».
 
Разработка «Генплана музеефикации» велась изначально в тесном творческом контакте с директором заповедника В.Астаховым и заместителем по науке К.П.Воронцовым. В создании структуры экспозиций заповедника и их воплощении активно участвовали ведущие специалисты Государственного Литературного музея Н.В.Шахалова, Е.Д.Михайлова, Н.В.Виноградова и сотрудники музея-заповедника С.А.Есенина.
 
Все проекты рассматривались в Министерстве культуры с участием ведущих специалистов по изучению жизни и творчества С.А.Есенина, в том числе и Ю.Л.Прокушева. Так как проектом предлагалось в перспективе полностью перестроить и даже снести всё, что создавалось при секретаре Рязанского обкома Н.С.Приезжеве на территории барской усадьбы, утвердить Генплан полностью в областных инстанциях было невозможно, о чем предупреждал нас Министр культуры РСФСР. Но с 1980-х годов практически начались работы в заповеднике в соответствии с программой, определенной «Генпланом музеефикации», и под непосредственным надзором авторов проекта.
 
В 1985 году к 90-летию поэта в Константиново в Храме, который тогда принадлежал музею, была создана большая экспозиция – «Генеральный план музеефикации заповедника». В центре зала находился большой макет села Константиново, который показывал, каким оно было во времена С.А.Есенина. Эта экспозиция была представлена широкой общественности и получила полное одобрение.
 
К юбилею в 1985 году тот же творческий коллектив также успешно выполнил большой объем работ по развитию музейного комплекса в Спас-Клепиках, где были воссозданы здания школы грамоты и церковно-учительской второклассной школы, в которой учился Сергей Есенин. В кратчайшие сроки была создана литературно-бытовая экспозиция, воссозданы классы, рекреация, спальная комната, квартира Хитрова, входная зона, необходимые выставочные помещения. Эта экспозиция была торжественно открыта в 1985 году и также получила одобрение общественности.
 
Предполагалось затем восстановить объемы здания со стороны двора для размещения лекционного зала, завершить экспозицию и создать современный музейно-образовательный центр с учетом примыкающей действующей школы построенной еще в 30-х годах XX века. Подобный уникальный комплекс создан во Франции и пользуется сейчас мировой известностью.
 
Одновременно в 1985 году была подготовлена программа перспективного развития музея-заповедника по определенным зонам до 2000 года, в которой было обосновано:
 
1. Создание Научно-культурного центра музея в здании клуба с его реконструкцией и организацией литературной экспозиции.
2. Восстановление границы барской усадьбы для воссоздания уникальной исторической планировочной структуры усадьбы.
3. Перенос памятника С.А.Есенину, поставленного в «случайном месте» барской усадьбы, в Рязань.
4. Реконструкция барского дома и создание экспозиции «Всю душу выплесну в стихах». (Впоследствии название экспозиции – «Музей одной поэмы»).
5. Реконструкция административного здания.
6. Снос котельной.
7. Перенос трансформаторной.
8. Воссоздание каретного сарая. Организация этнографической экспозиции и экспозиции «Народные истоки творчества С.А.Есенина.
9. Воссоздание первого барского дома (гостевого дома). Создание в нем современного фондохранилища.
10. Воссоздание части хозяйственных построек.
11. Перенос очистных сооружений с территории барской усадьбы.
12. Воссоздание структуры барской усадьбы в соответствии с разработками института «Леспроект».
13. Воссоздание земской школы с размещением экспозиции.
14. Воссоздание усадьбы Смирнова, организация экспозиции.
15. Реконструкция дома Минаковых с созданием экспозиции.
16. Организация территорий, прилегающих к ресторану с северо-востока.
17. Реконструкция въездной торговой зоны с созданием выставочно-торгового центра.
18. Определение границ межевания.
19. Создание проекта Регламента застройки в охранных зонах музея-заповедника.
20. В филиале музея в Спас-Клепиках восстановление объемов здания церковно-учительской второклассной школы, завершение экспозиции и создание современного музейно-образовательного центра.
 
По предложению архитектора Гаврилова В.А. и заместителя по науке музея Воронцова К.П. в начале 90-х годов председатель Рязанского облисполкома В.В.Калашников помог передать Храм Епархии. Музею было передано здание гостиницы и сельского клуба, где был организован Научно-культурный центр. В этом здании тем же авторским коллективом была создана литературная экспозиция.
 
Одним из основных тематических направлений экспозиции было отражение неразрывной связи творчества поэта с Россией, родной землей и Константиново.
 
Эта экспозиция определяла всю структуру последующих экспозиций, которые должны поэтапно создаваться в мемориальных зданиях – в земской школе после ее воссоздания, барском доме после реконструкции, в усадьбе Смирнова и Минакова после их восстановления.
 
Изначально было определено, что литературная экспозиция будет корректироваться с течением времени по мере создания перечисленных экспозиций.
 
Были определены также принципы развития всех зон музея-заповедника, и в том числе въездной зоны.
 
Решительный поворот в судьбе заповедника произошел в 1995 году, когда всенародно праздновалось 100-летие со дня рождения С.А.Есенина. Тогда Правительственная комиссия по подготовке и проведению празднования юбилея поэта и администрация Рязанской области во главе с губернатором В.К.Меркуловым приняли решение выполнить в кратчайшие сроки (6 месяцев) большой объем работы по воссозданию и развитию музейного комплекса в селе Константиново в соответствии с Генпланом музеефикации.
 
Эти работы успешно завершены к юбилею при активной поддержке главы администрации президента РФ С.А.Филатова и заместителя председателя Правительства РФ Ю.Ф.Ярова. Были, в основном, восстановлены границы и структура барской усадьбы, реконструирован барский дом, демонтирована котельная, реконструировано здание клуба, фасады которого изменены и «нивелированы» в существующий ландшафт, созданы новые интерьеры для размещения научно-культурного центра. Частично воссозданы зеленые насаждения и благоустройство территории барской усадьбы, улиц и сельской площади, где была воссоздана земская школа. При воссоздании исторической территории усадьбы был демонтирован памятник С.А.Есенину, стоявший ранее на фоне котельной. Этот памятник перенесен в Рязань и занял там достойное место. Благоустроена улица, идущая от сельского кладбища к Храму, который еще до юбилея стал действующим. Кроме того, после нескольких обращений архитектора Гаврилова В.А. и зам. директора музея Воронцова К.П. к губернатору Рязанской области Меркулову В.К. музею была передана сгоревшая часть магазина, и по проекту творческой архитектурной мастерской в кратчайшие сроки к юбилею был создан Выставочно-торговый центр музея.
 
В завершении работ создана последовательная система экспозиций заповедника, тесно связанная с интерьерами и экстерьером: экспозиции в усадьбе Есениных, в земской школе, в барском доме, литературная экспозиция в здании Научно-культурного центра. Все экспозиции выполнялись творческой мастерской совместно с сотрудниками музея и специалистами Государственного литературного музея. При этом были постоянные корректировки проекта ввиду сжатых сроков строительства и необходимой замены во многих случаях строительных материалов и конструкций. Авторский надзор за строительством объектов и благоустройством территории ежедневно осуществлял главный архитектор проекта «Генерального плана музеефикации» Гаврилов В.А.
Большой объем работ был выполнен творческой архитектурной мастерской без оплаты, как дар музею-заповеднику С.А.Есенина к 100-летию со дня рождения великого русского поэта.
 
Многочисленные организации принимали участие в этой действительно народной стройке. Значительную работу выполнили реставраторы под руководством В.В.Тюнина. В итоговом документе Российского организационного комитета по подготовке и проведению мероприятий, посвященных празднованию в 1995 году 100-летия со дня рождения С.А.Есенина, подписанном Председателем комитета – заместителем председателя Правительства Российской Федерации Ю.Яровым, дана исчерпывающая и высокая оценка выполненных работ. Руководитель авторского коллектива Гаврилов В.А. награжден Почетным дипломом Правительства РФ.
 
Российский организационный комитет поддержал предложения архитектурной мастерской по основным направлениям перспективного развития музея заповедника С.А. Есенина. В документе было предложено решить 3 главные проблемы:
 
1. Реорганизовать государственный музей-заповедник С.А.Есенина в государственный литературно-мемориальный и природный музей-заповедник С.А.Есенина.
2. Рассмотреть график выполнения работ по Генеральному плану музеефикации и комплексного архитектурно-художественного решения литературно-мемориального и природного музея – заповедника С.А.Есенина на 1996–2000 гг. Составители: руководитель персональной творческой архитектурной мастерской Санкт-Петербургской организации Союза архитекторов России – В.А.Гаврилов и заместитель председателя комитета по вопросам культуры искусства администрации Рязанской области – В.Н.Карцев. Расчеты прилагаются.
3. Установить границы государственного литературно-мемориального и природного музея-заповедника С.А.Есенина (разработчики: институт «Спецпроектреставрация» Министерства культуры РФ, архитектурно-реставрационная мастерская №2, руководитель В.Ю.Кеслер, главный архитектор Н.Л.Заонегина).
 
Администрация Рязанской области, совместно с Министерством культуры РФ подготовили проект правительственного постановления об утверждении границ территории Государственного литературно-мемориального и природного музея-заповедника С.А.Есенина. В границы территории, составляющей 37,7 тысячи гектаров, войдут, помимо собственно села Константиново, все памятники и памятные места, связанные с жизнью и творчеством С.А.Есенина на Рязанской земле – исторические села: Федякино, Кузьминское, Новоселки, Раменская роща, старые трассы дорог на станцию Дивово, в Богословский монастырь и Солотчу, объединенные неповторимым природным ландшафтом.
 
Кроме того, для дальнейшего развития музейно-экскурсионной деятельности, заповеднику в бессрочное и безвозмездное пользование предполагается передать 576 гектаров территории, непосредственно примыкающей к существующим музейным объектам в селе Константиново.
 
После проведения в 1995 г. мероприятий, посвященных празднованию 100-летия С.А.Есенина, в соответствии с утвержденным графиком выполнения работ по Генеральному плану музеефикации было составлено задание на проектирование – «Разработка комплексной архитектурно-художественной концепции реконструкции и развития хозяйственной зоны барской усадьбы, научно-культурного центра, усадьбы Минакова с прилегающими постройками, зоны ресторана и открытой эстрады».
 
После 1995 года посещаемость музея значительно увеличилась. В музей стали приезжать известные бизнесмены, деятели культуры, руководители страны и иностранные гости.
Увеличился бюджет музея. Казалось, что это позволит последовательно осуществить все этапы Генерального плана музеефикации.
 
Но с 1996 по 2006 год в течение 10 лет музеем руководили директор З.М.Дикун и главный бухгалтер Н.С.Сидорова, которые сделали все, чтобы отстранить от дальнейших работ и авторского надзора в соответствии с Генеральным планом музеефикации создателей этого проекта ООО «ТАМ Гаврилова В.А.» и Государственный литературный музей, сотрудники которого также являются авторами созданной единой структуры экспозиции в Константиново и Спас-Клепиках.
 
Дирекции музея было выгодно «разбазаривать» деньги бюджета через «карманных» проектировщиков, реставраторов, строителей и дизайнеров. После 1995 года в течение 10 лет ни один проект этих «проектировщиков с большой дороги» не был согласован с авторами Генерального плана музеефикации, так как они понимали, что эти безграмотные работы нами согласованы не будут. В итоге эта бесконтрольная деятельность администрации музея с 1996 по 2006 гг. привела к грубейшим нарушениям экологии культуры заповедника.
 
В 2001 году чрезвычайная ситуация возникла в связи со строительством новой дороги и организацией въезда в село с южной стороны. Ввод новой оживленной трассы в село с западной стороны от сельского кладбища в направлении на Храм с автомобильной развязкой у усадьбы Есениных привел бы практически к уничтожению экологии культуры в центральной охранной зоне заповедника. Нашей мастерской по своей инициативе с большим трудом удалось изменить в последний момент направление новой строящейся трассы при въезде в село и провести его с восточной стороны от сельского кладбища на незастроенную территорию, примыкающую к существующей издавна въездной зоне в центр села.
 
Во въездной зоне по проекту фирмы «Лантерна» построено большое здание гаража, которое визуально перекрывает перспективу на Храм, усадьбу Есениных и сельскую застройку в центральной охранной зоне заповедника. Строительство проведено вопреки Генплану музеефикации.
 
Вершиной безобразия является проект воссоздания так называемого «дома И.Я.Смирнова», построенного также по проекту фирмы «Лантерна». Этот дом не имеет ничего общего с подлинником, что хорошо видно на старых фотографиях. Полностью нарушена планировка, размеры и характер фасадов здания. Этот проект можно выполнять только на основе разработанного проекта всего комплекса усадьбы Смирнова в ансамбле с Храмом, часовней, старой застройкой «Поповки» и усадьбы Есениных. Сейчас «дом Смирнова» визуально убивает дом Есениных и весь ансамбль застройки в самой святой зоне заповедника.
 
Вопреки Генплану музеефикации и программе развития с 1995 года не выкуплен для музея ни один из домов, непосредственно примыкающих к усадьбе Есениных. Наоборот, частники сегодня выкупают эти дома. Выкуплен дом рядом с домом И.Я.Смирнова и дом, расположенный рядом с домом сестер Есениных. Ничего не сделано по воссозданию хозяйственной зоны барской усадьбы. Нет каретного сарая, где должна была создана экспозиция «Народные истоки творчества С.А.Есенина».
 
В 2006 году мы обратились к Министру культуры А.С.Соколову, руководителю Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций, связи и охране культурного наследия Б.А.Боярскову и губернатору Г.И.Шпаку с требованием остановить уничтожение экологии культуры Государственного музея-заповедника С.А.Есенина и прекратить разбазаривание средств бюджета, отпущенных на развитие заповедника. После того как рассмотрением этих вопросов занялась прокуратура Рязанской области, З.М.Дикун и Н.С.Сидорова были вынуждены уйти из музея по собственному желанию. В 2006 году директором музея была назначена Е.Н.Астахова, которая до этого многие годы работала в музее, затем успешно руководила библиотекой села. При этом Е.Н.Астахова коренная жительница села Константиново. Ее дед Н.И.Калинкин учился вместе с С.А.Есениным в сельской школе.
 
Именно Е.Н.Астахова и зам. по науке К.П.Воронцов приняли активное участие в разработке задания на проект «Корректировки Генерального плана музеефикации и комплексного архитектурно-художественного решения территории, зданий, интерьеров и экспозиции музея-заповедника С.А.Есенина», который был создан ООО «ТАМ Гаврилова В.А.» и затем был принят Ученым Советом и согласован главным архитектором Рязанской области А.И.Тарабановым в 2007 году. Проект был показан нами в Константиново и одобрен Министром культуры РФ А.С.Соколовым, руководителем Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций, связи и охране культурного наследия Б.А.Боярсковым и губернатором Рязанской области Г.И.Шпаком. 
 
Большое внимание оказал в это время авторам проекта губернатор Рязанской области Г.И.Шпак. При этом был показан эскизный проект планировки и застройки новой въездной зоны, определенной в проекте «Корректировка Генплана музеефикации». Были также рассмотрены перспективы развития всех охранных зон заповедника и определен перечень частных домов, которые необходимо выкупить для сохранения структуры музея, которые находились рядом с усадьбами Есениных, И.Я.Смирнова, Минаковых и Дорожкиных, а также рядом с домом сестер С.А.Есенина. На территории усадьбы Есениных по нашему проекту установлен памятник поэту. Скульптор А.А.Бичугов, архитектор В.А.Гаврилов.
 
По нашему предложению институтом «Урбанистики» в Санкт-Петербурге при участии ООО «ТАМ Гаврилова В.А.» был создан Генеральный план села Константиново Рыбновского района Рязанской области. Этот проект выполнен в соответствии с «Генеральным планом музеефикации» музея-заповедника С.А.Есенина.
 
Руководством области было принято решение в первую очередь выполнить архитектурный рабочий проект планировки и застройки въездной зоны в соответствии с проектом «Корректировки Генерального плана музеефикации». Этот проект был выполнен в кратчайшие сроки и одобрен музеем.
 
Но в 2008 году избирается новый губернатор области О.И.Ковалев. Мы были убеждены, что работы по развитию заповедника будут успешно продолжены, тем более что губернатор, как мне сообщили, по профессии строитель. Однако именно с этого момента идет незаконная коттеджная застройка в охранных зонах рядом с усадьбой Есенина. Вопреки Генплану музеефикации уничтожается вся Поповская застройка и продаются участки, примыкающие к дому Есенина. Идет незаконная застройка территории, примыкающей к дому Минаковых. Большая часть территории музея отдана ресторану Сахават Мамедовича Бахшиева. Огромный ресторан, покрашенный в оранжевый цвет, сегодня является главным экспонатом на территории музея-заповедника.
 
В декабре 2009 г. внезапно для нас проводится несоответствующая закону «Котировка на проект планировки территории с эскизом застройки въездной зоны села Константиново Рыбновского района Рязанской области», что является нарушением авторских прав ООО «ТАМ Гаврилова В.А.».
 
Срок на исполнение проекта определен 14 дней, а начальная стоимость 450 тыс. рублей. Участвуют пять определенных фирм. Мы назначаем стоимость проекта сто рублей, побеждаем в конкурсе, и в указанные кратчайшие сроки предоставляем проект заказчику. Департамент культуры и туризма Рязанской области во главе с Е.Г.Царевой, Г.Н.Соколовой и М.В.Горожановой делают все, чтобы наш проект не был принят. При этом ясно, что они отстаивают интересы инвестора – компании «Владинвесттур» господина Шарова.
 
Ученым советом музея и заказчиком наш проект был принят. В это же время директор музея дает интервью Первому каналу телевидения, где показывает, что творят власти с музеем Есенина. Сразу после этого директора увольняют.
 
Для того чтобы прикрыть все эти безобразия, срочно был призван из Москвы Б.И.Иогансон, который занял пост директора Государственного литературного музея-заповедника С.А. Есенина. До этого Б.И.Иогансон работал в музее Востока в Москве, но в изучении творчества С.А.Есенина никаких известных высот не достиг, зато у Бориса Игоревича был знаменитый прадед Борис Владимирович Иогансон, известный советский живописец, народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР, член КПСС с 1943 года, который создал замечательные картины, такие как: «Допрос коммунистов», «Ленин и Сталин вожди октября», «Выступление Ленина на 3-м съезде Комсомола» и др.
 
Проект «Корректировки Генерального плана музеефикации и комплексного архитектурно-художественного решения территории, зданий, интерьеров и экспозиции музея-заповедника С.А.Есенина» категорически не нужен сегодня чиновникам и «инвесторам», которым в первую очередь необходимы бесценные земли в охранных зонах уникального музея-заповедника С.А.Есенина и возможность бесконтрольно разбазаривать деньги бюджета с помощью «карманных» реставраторов, проектировщиков, строителей и дизайнеров. Именно поэтому с 1995 года за пятнадцать лет музею не предоставлен статус литературно-мемориального и природного музея-заповедника, и сегодня сделано все, чтобы губернатор области О.И.Ковалев никогда не встретился с авторами проекта «Корректировка Генерального плана музеефикации и комплексного архитектурно-художественного решения территории, зданий, интерьеров и экспозиции музея-заповедника С.А. Есенина».
 
Еще в 2008 году упомянутый проект корректировки Генерального плана планировалось рассмотреть на коллегии Министерства культуры РФ и принять программу перспективного развития музея-заповедника в соответствии с этим проектом. Но этого так и не было сделано.
 
Не позволим же убить «экологию культуры» посвященного Есенину заповедника! Не позволим, чтобы хваткие и равнодушные к русской культуре и ее светочам люди погубили, попрали светлую память о солнечном любимце России Сергее Есенине!
 
Валентин ГАВРИЛОВ,
Руководитель ООО «ТАМ Гаврилова В.А.», Заслуженный архитектор РФ, академик Академии архитектурного наследия, член-корреспондент Академии наук и искусств Союза, советник Российской академии естественных наук, член президиума Международного совета музеев (ИКОМ России), член правления Санкт-Петербургского Союза архитекторов РФ, член Союза художников России, ветеран Великой Отечественной войны

Ранее на тему:
 
Министерские пятачки в нелегальном поселке
 
Новые есенинцы – 2
 
Новые есенинцы

Валентин ГАВРИЛОВ