Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№05 от 9 февраля 2023 г.
Тренер экстра-класса из скопинского села
Геннадий Раменский – о соревнованиях со звездами, роковой аварии и знаменитых воспитанниках

Такого наплыва известных людей из мира спорта двадцатипятитысячный Скопин еще не знал. Они съехались со всех концов страны, чтобы поздравить с 80-летием легендарного Геннадия Раменского, заслуженного тренера СССР и России по биатлону, заслуженного тренера России по лыжным гонкам, многолетнего вице-президента лыжной федерации страны. За свои достижения Геннадий Михайлович удостоен Ордена Дружбы народов и медали «За трудовое отличие». Незадолго до своего юбилея знаменитый наставник дал большое интервью обозревателю «Новой». 

– Геннадий Михайлович, как пристрастились к лыжному спорту?

– Родился я в селе Шелемишево Скопинского района. В детстве немного жил в Милославском, но в первый класс пошел в Скопине и учился до десятого. Был у нас в школе преподаватель физкультуры Виктор Николаевич Ананьев, он всех приобщал к спорту. Такой классный мужик, всегда на стадионе, то соревнования у него, то тренировки. Раньше выходила газета «Пионерская правда», которая устраивала различные праздники и состязания для ребят, тогда вообще для детей очень много всего делалось. И вот как-то для участия в соревнованиях в первый раз мне выдали большие кирзовые ботинки и лыжи с палками. Это был пятый класс.

– Кто стал вашим первым тренером?

– Михаил Васильевич Коняев. Он и сам был сильным лыжником, и работал тренером в детско-спортивной школе, куда я начал ходить. Когда Коняев ушел работать на машзавод, в Скопин приехал Юрий Васильевич Королев, вот тут уже все пошло серьезно.

– Уже тогда горели желанием чего-то добиться?

– Безусловно. Мы начали выступать, выезжали на все соревнования в Рязань. Частенько выигрывали с Володей Зверковым, он потом военное автомобильное училище окончил, ушел в отставку полковником. Тогда в области были сильные гонщики Курицын, Кузовенков, Чернобавский, Вавилов. И в 1961 году в Солотче я стал чемпионом на дистанции 30 километров. Температура плюс десять, слякоть, условия тяжелейшие, но трасса довольно простая, Лысая гора – самый сложный участок.

– По окончании школы вы поехали поступать в Москву в государственный ордена Ленина институт физической культуры.

– Поехал, но не прошел медицинскую комиссию. У меня колено было перебито, и хирург наложил запрет. Вы Виктора Ивановича Яркина (судья республиканской категории по футболу, бывший председатель областной федерации лыжных гонок, – Ю.М.) помните? Передайте ему огромное спасибо за то, что принял участие в моей судьбе. Яркин проходил обучение у моего будущего преподавателя Николая Николаевича Соколова, и когда у меня возникли проблемы, позвонил ему: «Видимо, там что-то не разобрались, парень такой хороший из Скопина, а его забраковали…» После этого разговора Николай Николаевич написал мне письмо, чтобы я не отчаивался и приезжал поступать на следующий год. А между строк читалось: никаких вопросов не будет.

– Пришлось возвращаться домой?

– А тут меня уже разыскивает Королев, чтобы устроить в горномашиностроительный техникум, куда все наши лыжники пошли. Но я маме сказал: «Меня нет, никуда поступать не буду». На тот момент я уже определился с целью, решив связать свою жизнь со спортом. Дядя Саша Войнов (председатель районного ДСО «Труд», – Ю.М.) устроил меня на стадион тренером по лыжному спорту, и я стал получать 60 рублей. Это была моя первая запись в трудовой книжке. На следующий год опять отправился в Москву, у того же хирурга без проблем прошел медкомиссию. А моя будущая жена Тамара уже поступила в институт на заочный, потом перевелась ко мне в группу, мы потом вместе учились.

– Новый толчок ваша спортивная карьера получила уже в студенческий период?

– Да, тогда вошел в сборную ДСО «Буревестник», в молодежную сборную команду страны. В 1963 году в двадцать лет в городе Златоусте Челябинской области на гонках сильнейших лыжников Советского Союза впервые выполнил мастерский норматив. Там участвовало сто с лишним человек, трасса совсем непростая, и среди перворазрядников я финишировал третьим. В дальнейшем несколько лет подтверждал и мне присвоили звание «Почетный мастер спорта СССР». Становился также чемпионом ЦС ДСО «Буревестник», чемпионом Москвы, но это уже позже, в группе Колчина.

– Как складывалась ваша дальнейшая карьера?

– После окончания института оказался в группе Павла Константиновича Колчина, куда входили Вячеслав Веденин, Анатолий Акентьев, Юрий Чарковский – сильнейшая была команда. В главных соревнованиях выступал за общество «Динамо». На тот период как раз и пришлись мои главные достижения. В 1968 году на чемпионате СССР в эстонском Отепя в гонке на пятьдесят километров занял пятое место среди сильнейших лыжников страны. А выиграл тогда Слава Веденин, вторым стал Федор Симашев. Это мой лучший личный результат, а вот в эстафете входил в число призеров.

– Что больше всего врезалось в память из соревнований тех лет?

– В то время самой популярной эстафетной гонкой считались соревнования на призы газеты «Советский спорт», где наша команда – Вячеслав Веденин, Геннадий Раменский, Федор Симашев и Анатолий Наседкин – постоянно обыгрывала команду олимпийцев (Владимир Воронков, Валерий Тараканов, Анатолий Акентьев, Василий Попов). На лыжне была такая бойня! Особенно на последнем этапе, где отношения выясняли Акентьев с Ведениным, и Вячеслав обязательно опережал Анатолия, хотя бы на грудь, но выигрывал у него. Сейчас мы с Анатолием Васильевичем Акентьевым в дружеских отношениях, встречаемся и созваниваемся. А вот Веденин в 2021 году ушел из жизни. Осенью я ездил в Тульскую область, где Вячеслав Петрович похоронен, на открытие памятника.

– Лыжи, лыжи... И вдруг появляется новый вид спорта, разом перевернувший всю вашу жизнь.

– Да, получилось так, что вскоре после своих главных достижений в лыжном спорте в Скопине я на мотоцикле поехал за грибами, попал в аварию и улетел с моста в реку. История серьезная приключилась – и заболевание, и операции. Полгода проходил на костылях. Потом потихоньку начал тренироваться, но те объемы, которые раньше мы делали с Колчиным, выполнять оказалось уже невозможно. Заканчивать не хотелось, и в 1970 году меня неожиданно пригласили в биатлон. Раньше я охотился, так что никаких проблем со стрельбой не возникло, благодаря чему адаптироваться удалось довольно быстро. Вскоре провел три сбора с биатлонистами, в ноябре в Новосибирске прошли соревнования на приз Школы высшего спортивного мастерства. Первым был Исаков, вторым финишировал двукратный олимпийский чемпион Виктор Маматов, а я, заняв третье место, выполнил норматив мастера спорта СССР по биатлону.

– Начало выдалось на зависть, однако карьера оказалась недолгой…

– В 1972 году один спортивный деятель Владимир Петрович Сорока сказал мне: «Гена, чемпионом мира и Олимпийских игр тебе уже не стать. Переходи-ка ты на тренерскую работу. Будешь старшим тренером Центрального совета ДСО «Труд» по биатлону». И я дал согласие, так открылся один из главных этапов в моей спортивной биографии.

– Словно само провидение сделало за вас выбор.

– Видимо, не зря говорят, что нет худа без добра: кто знает, как сложилась бы моя дальнейшая судьба, не попади я в аварию. Начал работать, и довольно быстро пришли первые успехи как в организационной, так и в тренерской деятельности. Вскоре у меня появились чемпион мира среди юниоров и среди взрослых – Коля Круглов и Александр Елизаров. И пошло-поехало. Потом назначили старшим тренером молодежной сборной, затем женской, а со временем и мужской.

– В Скопине уже традиционными стали соревнования на призы семьи Раменского по лыжным гонкам.

– В 2023 году они пройдут уже в 25-й раз, просто мы перенесли сроки проведения на 4 марта. Планируем приурочить их к моему 80-летию и памяти моей супруги Тамары Ивановны.

– Геннадий Михайлович, у вас такая яркая, насыщенная спортивная жизнь. А какое достижение считаете самым главным?

– Ответить на этот вопрос для меня крайне затруднительно. Благодарен судьбе за то, что мне кое-что удалось в этой жизни сделать. Я стал участником девяти Олимпиад и 43 чемпионатов мира, работал главным и государственным тренером сборной страны по биатлону и по лыжным гонкам, среди моих воспитанников сильнейшие спортсмены планеты.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Укротительница олимпийского огня

Подписывайтесь на телегу «Новой», чтобы наши новости сами находили вас  

Юрий Матыцин