Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№05 от 10 февраля 2022 г.
Катастрофа совсем рядом
Вокруг разваливающейся пополам рязанской девятиэтажки намечается плотная застройка

Трещины между стенами, стенами и потолком шириной в 10-13 сантиметров в доме №250 корп. 7 по Михайловскому шоссе Рязани – не преувеличение, не выдумка, а давняя реальность. Региональные и федеральные СМИ начали писать об угрозе разрушения целого корпуса дома больше десяти лет назад. Местные власти разместили на дырах маячки и предложили жильцам нескольких квартир переселиться в маневренный фонд. Никто не уехал из потрескавшегося, накренившегося в сторону реки Павловки строения, шум затих. Теперь вокруг дома с громадными трещинами намечается широкомасштабное строительство. Вполне возможно, жители аварийных квартир вскоре уедут в другое место, из которого еще никто не возвращался.

Портал в преисподнюю

«Я два года в пандемию щели не замазывала, так у меня они та-а-ак разошлись, что стали гораздо больше прежних», – в минувшем году сообщила корреспонденту «Новой» хозяйка одной из разваливающихся на глазах квартир Екатерина Кондратьева.

Ей приходится хуже всех: девятый этаж, и щели между стенами там гораздо шире, чем в квартирах под ней. На чердаке еще шире. На вопрос, зафиксировала ли размеры дыр хотя бы на фото, вызывала ли какие-то аварийные службы, с удивлением ответила: «Зачем? Все равно ж мы никому не нужны, я мастера вызвала – он заделал». Екатерине Федоровне простительно: ей уже за 85, и она сравнительно недавно борется с разъезжающимися стенами, всего-то с 2013 года. Она стала третьей хозяйкой откровенно непригодной для проживания квартиры: прежние просто прикрыли щель шириной в ладонь между стенами обоями и шкафом и скрыли при продаже дефект жилья. Только в 2018 году комиссия признала семь квартир в подъезде непригодными для проживания. Но о выделении равноценных по метражу взамен разваливающихся речи не идет: квадратные метры в собственности, теперь сами решайте свои проблемы. А что на этом месте даже строить было нельзя – так это ж 15 лет назад было, «не считается».

Полгода назад корреспондент «Новой» обнаружила «портал в преисподнюю» – глубокую дыру прямо в отмостке девятиэтажки (подробнее – «Новостройка – развалюха»). Вероятно, вместе с весенним таянием снега дыра разрастется.

С обеих сторон дома намечается многоэтажное строительство. До границ одного участка будущей стройки 50 метров, до границ другого – 80.

Новоселье верхом на коллекторе

Дом окружают два больших участка под многоэтажное (со стороны двора) и среднеэтажное строительство. Первый, с кадастровым номером 62:29:0060030:11, принадлежал агропромышленному комплексу «Авангард» Георгия Свида. Потом годами переходил из рук в руки, осенью прошлого года стал собственностью известного предпринимателя Бориса Ефимова. Сомнительная слава пришла к нему вместе с банкротством и уголовным делом о совершении мошенничества в особо крупном размере в отношении учредителей ООО «ДВК» – сперва безобидной фирме по продаже компьютеров, затем как бы инвестиционного фонда, который лопнул. На момент расследования уголовного дела в 2010 году потерпевшими были признаны более 2 000 человек, которым «ДВК» задолжала 321 млн рублей. Дело закончилось предсказуемо: в 2014 году оно было закрыто за истечением срока давности.

Второй участок с кадастровым номером 62:29:0060030:1492 находится между домом №250 и молочным комбинатом Станислава Подоля, на котором выпускается продукция бренда «Амка». На коллекторе именно этого молкомбината была построена вставка между корпусами девятиэтажки, которая превратилась в квартиры. Жилой дом не должен был оказаться над коллектором, он стал сопротивляться и обвалился – следом начал разрушаться и стояк дома. Дело прошлое, но виновных нет, ситуацию никто не исправил, поэтому можно строить дальше – на том же грунте.

Раньше застройке аналогичных территорий мешала и санитарно-защитная зона вокруг предприятия, и статус «иных зон режимных территорий». В конце января Рязанская гордума утвердила изменения в Правила землепользования и застройки города, разрешив возводить многоэтажки в этих «иных зонах режимных территорий». Теперь для строительства нового жилья через забор с молкомбинатом нет никаких препятствий, тем более что один дом уже построен. И назвали его удачно: ЖК «Счастье». Владеет участком рядом с молкомбинатом коммерсант Александр Слесарев. В сферу его коммерческих интересов входит, в числе прочего, строительство жилых и нежилых зданий.

Казалось бы, молокозавод – не такое вредное производство, это не химия, к примеру, и не смрадный свинокомплекс. Однако переработчики молочной продукции отнесены к предприятиям I или II класса опасности, в зависимости от способа сброса стоков. Санитарно-защитная зона (СЗЗ – территория, на которой нельзя размещать жилые дома) для предприятия I класса опасности – 1 000 метров, II класса – 500 метров. С недавнего времени размеры СЗЗ могут меняться после утверждения главного санитарного врача, но полностью отменить их невозможно. Расстояние между одним из корпусов молкомбината и домом №250 – сто метров. Если участок Слесарева начнет застраиваться, от производства до жилых домов будет не более пары десятков метров.

Эколог Андрей Петруцкий пояснил «Новой» по этому вопросу: санитарно-защитная зона вокруг пищевого производства – это не только защита жилой зоны от каких-то неприятных запахов и другого негативного воздействия, это и защита самого производства:

– Представьте: начинается стройка, весь песок, пыль летят в вентиляционную систему, и все это осаживается на молочной продукции. Похоже, ответственные лица совсем головой перестали думать...

Общага вместо «улучшенки»

Если цинично представить, что семь «квартир-вставок» все же обрушились в процессе строительства жилищных комплексов, еще на стадии предположения станет понятно: виновных в катастрофе не будет. Виноватыми окажутся старухи, которые не переехали в общежитие маневренного фонда, хотя им предлагали. Финт ушами: когда-то администрация Рязани дала разрешение на строительство корпуса на болотистых почвах и на коллекторе, разрешила возведение ранее не существующей ни в одном учебнике по архитектуре конструкции, потом представитель администрации принял в эксплуатацию всю эту абракадабру. Затем чиновники более десяти (!) лет сопротивлялись признанию нелепой конструкции непригодной для проживания. А потом просто предложили комнатки в общаге. Это взамен приобретенных квартир улучшенной планировки у, как выяснилось, недобросовестного застройщика ООО ПСК «Планета».

Одна из пострадавших от него и не менее недобросовестной комиссии по приемке «подъезда-вставки» Лидия Ермоленко, узнав о предстоящем строительстве, только охнула. «Здесь же острая нехватка детских садов и школ, до поликлиники не добраться, да и вообще выбраться из нашего угла бывает очень затруднительно, даже такси не всегда берут заказы», – посочувствовала она будущим новоселам вместо того, чтобы испугаться за состояние своего дома и собственную жизнь.

Переезжать из «пизанской башни» в маневренный фонд она не намерена, но продолжает судиться с чиновниками за предоставление аналогичного по метражу жилья. Накопившиеся за 14 лет документы бережно хранит в огромных коробках. Ее бесценный опыт в борьбе с чиновниками очень скоро может пригодиться другим.   

Екатерина ВУЛИХ