Горожане давно привыкли к стенаниям рязанцев, которые до сих пор живут в старом аварийном фонде. Понятно, что бараки, построенные в послевоенные годы как временное жилье, уже просто обязаны были разрушиться. Тому есть причины: строились наспех, чуть ли не из подручных материалов, да и срок эксплуатации вышел. Другое дело – дома, возведенные не так давно. Казалось бы, должны простоять еще лет сто, но нет. Уже посыпались многоквартирные многоэтажки на Михайловском шоссе и улице Большой, на Бутырках, в районах области… ЧП областного масштаба, но никто не спешит на помощь жильцам пошатывающихся конструкций. Только груды отписок, которыми при желании можно оклеить все внешние стены разрушающихся строений.
Из того, что было
Родоначальник разрушающихся рязанских многоэтажек – корпус 7 дома № 250 на Михайловском шоссе. Он начал разрушаться сразу же после приемки в эксплуатацию, в первой половине 2007-го. Ему не оставили выбора: одну половину корпуса построили на сваях, другую на плите, одна часть возведена из блоков, другая из кирпича, а посередине семи квартир и двух офисных помещений стояка проходит подобие деформационного шва. Будто бы ребенок растерял детали от двух разных конструкторов, но все же «слепил из того, что было». Или же взрослые слегка обалдели от вседозволенности и затеяли нехорошую игру, от которой одним до сих пор весело, у других волосы дыбом. Семь квартир расползаются по швам в прямом смысле слова, семь спален опустились по отношению к кухням на 10–11 сантиметров, образовав крутые пороги. Власти отреагировали: позволили жильцам непригодных для проживания квартир переселиться в общагу маневренного фонда. Да и то, если они смогут доказать свой низкий доход и признаться малоимущими.
В 2020 году власти заказали очередную экспертизу, которая обнаружила: дом прекратил разваливаться, сотни трещин в размерах не увеличиваются.
Корреспондент «Новой» побывала возле дома в начале августа и обнаружила в отмостке воронкообразную дыру. Она завораживает: глубиной примерно в 40 сантиметров, диаметром в метр, провал начинается непосредственно у стены цокольного этажа. Вот прямо под стеной, и это не шутка. В метре от дыры – кирпичная кладка лоджии: лицевая сторона кирпичей крошится на глазах и облетает.
Стены «решили» разъехаться
По мнению рязанских властей, ничего страшного не происходит. Они просто рекомендовали жильцам сделать капитальный ремонт квартир и содержать их в надлежащем виде.
– Почему я должна признаваться малоимущей и переезжать в какую-то комнату, какой ремонт сможет устранить критический дефект на уровне строительства фундамента, как мне обратно соединить разъезжающиеся стены? – в который раз задается вопросом владелица опасной квартиры Лидия Ермоленко. – Почему не привлекают к уголовной ответственности тех, кто одобрил такой проект, кто построил, кто принял в эксплуатацию?
Вероятно, потому что слепленный из дерьма и палок объект ввел в эксплуатацию тогдашний заммэра Аркадий Фомин. Сейчас он член Генерального совета партии «Единая Россия» и председатель Рязанской облдумы. О допущенной Фоминым капитальной «ошибке» в СМИ упоминается лет десять, но никто ни разу не услышал его пояснений. Не оправданий, нет, а хотя бы объяснений, почему так получилось и как можно помочь людям, вложившим немалые деньги в «строительный ляп». К слову, помочь-то людям можно, область от этого не разорится: сейчас неаварийные квартиры в доме № 250 стоят чуть больше 3 млн рублей. С учетом компенсации потери нервных клеток и переезда на новое место жительства каждому из семи пострадавших семей придется выплатить чуть больше этой суммы. Всего – 22 млн руб. с небольшим. Без дальнейших позорных судов просто порешать там, в верхах, взять – и выплатить. И людей спасти, и престиж партии повысить.
А пока семьи из аварийных квартир вздрагивают от ночных кошмаров и стука выпадающих из межстенных щелей камешков. Строение поскрипывает и покряхтывает, кренясь в противоположную от двора сторону – в сторону реки Павловка. Остается дождаться начала какой-нибудь ближайшей стройки, которая потревожит и без того неустойчивый грунт. Может быть, кто-то и успеет спастись.
Атака «летающих» кирпичей
С дома № 2 по улице 3-и Бутырки около тридцати лет облетают облицовочные кирпичи. Иногда поодиночке, а порой и «стаей» – по дюжине сразу. «Летающие» кирпичи в мае этого года разбили окно квартиры на первом этаже, регулярно распугивают прохожих и играющих во дворе детей. В самих стенах образовались трещины. Ситуация опасная даже на взгляд рядового обывателя, с точки зрения управляющей компании и профильных ведомств мэрии – все нормально, живите дальше.
В ЖК «Виктория» (дом № 106 по улице Большой, – Н.Л.) начала отваливаться стена. Многострадальный дом начали строить в 2009 году, достроили только в 2018-м. Спустя три года он начал разрушаться.
В 2016 году жителей Старожилова переселили из одних аварийных домов в одиннадцать новых, тоже практически аварийных. Они возведены на месте болота, по соседству со свалкой, между бескрайними полями и старой рощей. В квартирах отваливаются натяжные потолки, обои и штукатурка, из кранов течет грязная вода, деформируются дверные и оконные проемы. Снаружи дома на три-четыре квартиры заливает потоками воды после дождя и канализационными стоками из колодцев. К слову, ранее все эти люди обитали в очень крепком строении. Оно простояло бы еще лет сто, если бы власти следили за его состоянием и вовремя делали ремонт.
В Касимове людям из аварийного жилья выдали не менее аварийные квартиры в новом доме в микрорайоне Черемушки. В скопинском селе Вослебово продолжают покрываться плесенью квартиры, выданные сиротам в 2013 году. Наверняка историй с более-менее новым и абсолютно новым жильем, которое протекает – плесневеет – трескается – промерзает – разрушается, гораздо больше. Просто не все готовы об этом кричать.
На переселенцев махнули рукой
На минувшей неделе выяснилось, что Рязанская область отстает по темпам переселения граждан из ветхого аварийного жилья из-за несвоевременного исполнения контрактов подрядными организациями. Об этом 9 сентября сообщили на сайте Фонда содействия реформирования ЖКХ. Речь идет о федеральной программе переселения из ветхого и аварийного жилья, признанного таковым до 2018 года. Стоит ли мечтать о переселении из нового разваливающегося жилья, не признанного официально аварийным? В этом случае покажется смешным даже банально-оптимистичное «время покажет». Скорее, так: чем больше строится жилья, тем выше шанс заполучить негодную квартиру. И неважно, досталась ли она от государства «за бесплатно», либо приобретена за немалые деньги от застройщика. А, судя по количеству сообщений о разрушающемся новом жилье, как бы его не стало больше, чем аварийного старого.