Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№08 от 10 марта 2022 г.
Кризис 2022: угрозы и возможности
Как западные санкции скажутся на региональной экономике и жизни рядовых рязанцев

«Нам объявили экономическую войну», – уверяют российские чиновники один за другим. А в войне должны быть жертвы и разрушения. Как же отразятся санкции на экономике Рязанской области в текущем 2022 году? Угадать можно, только если дать ответ на один важный вопрос: будет ли депутатами Рязоблдумы проведено урезание (секвестр) регионального бюджета – скажем, по итогам первого квартала?

Именно так случилось с бюджетом 2015 года, когда незадолго до Нового года курс доллара к рублю изменился вдвое, а потом с бюджетом 2020 года, когда в марте грянула первая волна коронавирусной инфекции.

Оба раза становилось известно, что помощь из федерального центра Рязанской области будет меньше, чем ожидалось, и выпадающие доходы надо было уравновешивать сокращением расходов.

Непокрытый дефицит

Бюджет на 2022 год и перспективные показатели на 2023-24 годы были приняты областной думой 15 декабря прошлого года. По словам главы бюджетного комитета Госдумы депутата Андрея Макарова, 28 млрд руб. должна была получить Рязанская область с федерального уровня, что на 7 млрд больше, чем в 2021 году. Но в бюджет все-таки заложили дефицит в 5,2 млрд руб. (доходы – 77,2 млрд, расходы – 82,4 млрд).

Губернатор, региональный минфин и депутаты думали, что в течение года по некоторым «фронтам» доходов окажется побольше, чем рассчитывали, вот дефицит и покроется. Но что делать теперь, когда ничего не понятно с объемами инвестиций, когда рязанские предприятия западных компаний останавливаются и перестают платить налоги, когда закупать лекарства для инвалидов надо на подорожавшую и дефицитную валюту – как теперь покроется дефицит?

Скрип инвестиционных качелей

Если вопрос о секвестре все-таки встанет – что придется выбросить из планов, так красиво изложенных под заголовком презентации «Стратегия-2030»?

Чем жертвовать нельзя – совершенно понятно: зарплатой учителей, врачей, культработников. Забывать про амортизацию тоже себе дороже. Но как это бывало в приснопамятные 1990-е, экономить могут начать на развитии.

То есть деньги на «поддержание в нормативном состоянии» (ремонт) существующих дорог оставят, а деньги на постройку нового моста через Оку могут и отложить. Также может застопориться строительство нового куска Южной окружной дороги между Храповым и Марьиным-2. А комплекс по сбору и использованию плазмы крови в Скопине, где один из конечных бенефициаров – шведская фирма?

Инвестиции в последние годы и так летали вверх-вниз, словно на качелях: 2010 год – 28,3 млрд руб., 2013-й – 60,4 млрд руб., 2016-й – 37,4 млрд руб., 2020-й – 42,3 млрд руб., 2021-й – 55 млрд руб. Какая цифра ждет теперь?

Тест для суперпатриотов

В начале 2022 года на форуме «От идеи до старта» губернатор Николай Любимов пообещал, что Рязань вскоре станет столицей стартапов. Видимо, обещание это будут реализовывать супер-патриоты: только такие возьмутся с нуля за инновационные проекты в экономически отрезанной от Европы России, не отправившись хотя бы в Казахстан, если уж не в Латвию.

Многое должно измениться и в обычной жизни, которая нас окружает. Например, 1990-е годы повторятся для кинотеатров. Зачем их столько, если нет премьер, а отечественный кинематограф никак не может себя хорошо прорекламировать, чтобы заманить зрителя на что-то стоящее? Кинотеатры снова будут перепрофилироваться в торговые площадки или ресторанчики.

Все меньше и меньше с каждым месяцем станет у нас авиации: самолеты, взятые в лизинг, будут «вставать на прикол» из-за отсутствия программ и качественного «родного» техобслуживания. Зато мы станем больше ездить поездами и автобусами – даже на большие расстояния, свыше двух тысяч километров.

Потрясающие шансы

«Но правил нет без исключений», – писал Пушкин. И в некоторых сферах бизнеса санкционная година создает не новые трудности, а новые шансы. Вытекающие как раз из трудностей.

Например, важная торговая дорога должна пролечь через полгода-год в сторону кавказских гор. Оттуда через Рязанскую область в Москву и Питер неизбежно протянется столбовой путь перевозок контрабанды, «едущей» из европейских стран через Турцию, Грузию и Азербайджан.

Скажем, запретила «Ауди» ввоз своих автомобилей в Россию. Но в Тбилиси или Баку не запрещала! Именно там они будут перепроданы и через перевалы ввезены в Россию. А тут, возможно, перепроданы еще раз – логистика в этом разберется.

Еще важная тема последних лет – развитие туристического потенциала (в «провальном» 2020 году рязанские турфирмы обогатились всего на 152 млн руб., зато гостиницы – на 694 млн руб.). На международном туризме еще со времен начала эпидемии коронавируса можно было ставить крест, но для туризма внутреннего впереди вроде бы неограниченные шансы. Над поездкой в усадьбу-дендропарк Ерлино, шиловский «Пьяный лес» или касимовские пригороды будут задумываться, как вчера думали, выбирая между Пхукетом и Будвой.

А у региональных банков, которых не затронули санкции, может открыться второе дыхание при обслуживании международных торговли и услуг. Ведь нужно же, чтобы кто-то проводил платежи? Проведут, не сомневайтесь. 

Андрей ШАМИН