70-летнего героя публикаций «Новой» у КПП исправительной колонии встречали супруга и сын
30 сентября Рязанский областной суд оставил в силе решение Скопинского районного суда Рязанской области от 18 июля об условно-досрочном освобождении (УДО) Бориса Савченкова, семь лет отбывающего наказание в ИК-5 УФСИН России по Рязанской области. Савченков должен был выйти на свободу 1 октября, но канцелярия Рязоблсуда замешкалась с отправкой судебного решения почтой, как того требует закон, в адрес исправительной колонии («Новая» №38 от 3 октября 2019 г.).
Борис Васильевич и его младший сын Александр были осуждены в 2012 году судьей Рыбновского районного суда Рязанской области Евгением Гужовым за использование травматического оружия при отражении очередного нападения конкурентов по бизнесу Решетковых, тоже жителей Коломны.
В результате инцидента, произошедшего в селе Костино Рязанской области, погиб 35-летний Виталий Решетков. Выпущенная из травматической «Осы» Савченковым-старшим пуля, скорее всего, отрикошетила и попала в голову бизнес-конкуренту, избивавшему в этот момент его жену. Тут же была вызвана скорая, но спасти Виталия не удалось, а вместо оказания помощи окровавленным Савченковым, менты отвезли их в отдел полиции в Рыбном. Приковали наручниками к батарее и начали избивать.
Борис и Александр Савченковы были приговорены к 11 и 12 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. Гужов вменил отцу и сыну часть «4» статьи 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть человека). После кассации сроки снизились до 10,5 и 10 лет соответственно.
Приговор вызвал недоумение у следивших за делом журналистов, адвокатов. Его обсуждали члены Совета по правам человека и в высших юридических кругах страны. Консультации по данному делу оказывал адвокат Генри Маркович Резник, писали запросы сенаторы и депутаты. При всем драматизме произошедшего было очевидно, что действия Савченковых представляли собой необходимую оборону и, в крайнем случае, возможно анализировать, были ли превышены ее пределы.
Первой о «деле Савченковых» написала рязанская «Новая». Жена Бориса и мама Александра Людмила Викторовна Савченкова, отчаявшись найти справедливость в судах и среди обобравших ее до нитки следователей и непорядочных адвокатов, обратилась к нам спустя несколько месяцев после сурового приговора.
В №48Р от 6 декабря 2012 года Роман Сивцов опубликовал первую заметку. Сколько их потом было – мы не считали. О том, как десять лет семью торговца курами избивали, а когда глава семьи наконец-то дал отпор насилию, еще десять лет ему добавил рыбновский судья Гужов, в 2013 году рассказал на страницах федеральной «Новой газеты» обозреватель Леонид Никитинский.
Юридическое сообщество бурлило и негодовало.
Но несправедливый, по сути, приговор не отменила ни одна вышестоящая судебная инстанции, хотя возглавлявший тогда Рязоблсуд Анатолий Музюкин мог проявить волю и объективно рассмотреть надзорную жалобу на приговор районного «коллеги» Гужова.
С прохладцей отнеслись к делу и в структурах уполномоченного по защите прав граждан. В приватных разговорах Людмиле Викторовне многие сочувствовали, а однажды ее доверием воспользовался мошенник...
И вот долгожданная свобода. Вечером 3 октября 70-летний Борис Савченков покинул исправительную колонию №5 в селе Клекотки Скопинского района.
Отец и сын на свободе
У КПП его встречали супруга и младший сын Александр, благодаря неуемной энергии которого и он, и отец смогли освободиться досрочно.
Александр получил долгожданное УДО решением Октябрьского районного суда Рязани 20 декабря 2018 года и на следующий день вышел на свободу. Его больному отцу, чтобы обрести свободу, потребовался на это почти год. Савченковы компенсировали Решетковым все материальные издержки, предписанные судом.
Семья воссоединилась.
Алексей ФРОЛОВ