Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№41 от 10 ноября 2022 г.
Разрыв с резидентом
Главный инвестор парка «Рязанский» уходит из региона. Со скандалом

Один из самых распиаренных проектов облправительства – индустриальный (промышленный) парк «Рязанский» – остался без основного инвестора-резидента. Региональные власти сами публично объявили об этом в начале ноября. Оповещение снабдили содержательной справкой. Тем не менее, главные причины разрыва остались за кулисами. «Новая» выяснила, что на самом деле к нему привело.

 
Сейчас индустриальный парк выглядит так

Идею создания сухого порта в Рязани стали активно продвигать несколько лет назад. По сути это огромная организованная площадка для выгрузки/загрузки товара, к которой сходятся автомобильные и железнодорожные пути. У Рязани для этого есть все: близость большого рынка сбыта по соседству, то есть столицы, ж/д пути и федеральные трассы. Около самой оживленной из них – М5 «Урал», недалеко от железнодорожной платформы Недостоево – и начали готовить площадку. Вместе с сухим портом задумали здесь же организовать базу под размещение промышленных предприятий. Все это и назвали индустриальным парком «Рязанский».

Для запуска проекта нужно было подвести ж/д пути и асфальт непосредственно к месту и подготовить все необходимое «под ключ», сделав размещение и работу промышленных и логистических предприятий максимально удобной. Тогда бизнес сюда придет. Тем более, если сдавать ему землю за копейки. Ведь в этом случае не нужно самостоятельно готовить документацию, строить объекты, тратя на это время и силы – просто приходи со своим оборудованием и работай. К последнему оказались готовы не все.

Брось якорь и приведи друга

О случившемся сбое откровенно рассказали зампред регионального правительства Артём Никитин и гендиректор Корпорации развития Рязанской области Вячеслав Несин. 1 ноября они провели встречу с резидентами парка «Рязанский», то есть теми, кто давно выразил готовность в нем разместиться. Общение проходило в режиме вопросов и ответов – бизнесмены спрашивали, Никитин и Несин отвечали. Пригласили сюда и прессу. Такая открытость – инициатива зампреда, хотя обычно подобные мероприятия проходят в сугубо кулуарном, приватном формате.

Никитин напомнил, что главным обитателем сухого порта должна была стать компания «Нью Бридж Восток». В 2020 году она подписала соглашение с областным правительством и Корпорацией развития. Инвестор планировал возвести крупный логистический центр по приемке и разгрузке контейнеров. Все три стороны при этом брали на себя определенные обязательства.

Под этот бизнес выделили участок в 127 га. На них должны были создать мультимодальный транспортный терминал, грузовые площадки, офисы, склады и т.д. Компания обещала, что приведет на свои площадки других инвесторов – малый и средний бизнес и привлечет в общей сложности 19,5 млрд рублей инвестиций.

Обещание крайне соблазнительное и могло бы вызвать подозрения. Но не вызвало, поскольку ровно тот же бизнесмен Филипп Роже Ниссен, что является учредителем «Нью Бридж Восток», возглавлял мультимодальный логистический кластер в Калуге. А заключая соглашение с рязанскими властями, он представлял Люксембургский инвестиционный фонд FLBS. Солидный человек, одним словом. В России, кстати, работает с 1992 года.

 
Филипп Ниссен (слева) и губернатор Николай Любимов при подписании так и невыполненного соглашения в октябре 2018-го

С учетом грандиозных перспектив развития, обещанных «Нью Бридж Восток», компании и выделили такой большой участок – сухой порт был призван стать локомотивом всей логистической части индустриального парка «Рязанский». Во всяком случае, на старте его работы.

Несолидные люди

Но старт получился неудачным: главный инвестор не выполнил ни одного обязательства, обозначенного в трехстороннем соглашении:

– не представил концепцию сухого порта,

– не составил синхронизированный график работ по его строительству (чтобы коммуникации возводились параллельно с площадками компании),

– до сих пор не получил разрешение на строительство терминала (это должно было произойти почти год назад),

– не вышел на строительные работы, хотя приступить к ним должен был в начале весны 2022-го (не было даже проектно-сметной документации),

– задерживает арендную плату за участки.

И так и не привлек ни одного инвестора.

– Корпорация развития в свою очередь полностью и в срок выполнила все свои обязательства по инвестиционному соглашению: предоставила участки на льготных условиях и построила железнодорожный путь, примыкающий к пути общего пользования, – заявил Никитин. – Поэтому было принято решение инициировать процесс расторжения инвестиционного соглашения.

Претензия с предложением расторгнуть договор по соглашению сторон уже отправлена. Если компания откажется, с ней будут судиться.

Стратегическое новоселье

Все вышеперечисленное – официальные причины разрыва отношений. Но в поведении «Нью Бридж Восток» есть и другие скандальные моменты. Как стало известно «Новой» из источников в бизнес-кругах, получив право распоряжаться выделенными ей участками, компания стала предлагать их рязанским предприятиям за деньги. Причем с серьезным наваром: если аренда на льготных условиях ей обходилась в три тысячи рублей за один гектар в год, то согласно «выгодному предложению», своим потенциальным партнерам «Нью Бридж Восток» обещала ту же землю за несколько миллионов рублей в год. При этом, повторимся, к подготовке площадок сама фирма не приступала.

– Недавно одному из предприятий поступило предложение от «Нью Бридж Восток» выкупить право на все 127 га, – рассказал наш собеседник.

А 127 га это уже не отдельные кусочки, а полностью вся площадь, выделенная компании по соглашению с рязанскими властями. Какой смысл работать с инвестором, который не вкладывается и развивает дело, а хочет просто получить деньги, воспользовавшись случаем?

Смысла нет. Тем более что есть желающие на те же места. Новых партнеров запустят в парк, когда «Нью Бридж Восток» с миром уйдет из Рязани.


По словам Артема Никитина (справа) инвестиции резидентов парка только в 2023 году должны составить более 12 млрд рублей

Пока же здесь готовятся принять тех новоселов, что заявились давно и упорно работают. Железнодорожные пути уже на финальной стадии строительства. Завершается возведение ливневой канализации, водопровода, электросетей и подстанций, активно идет газификация. Подрядчик обещает, что к концу 2022 года инженерная инфраструктура будет полностью готова к вводу в эксплуатацию.

Четыре из шести компаний-резидентов парка «Рязанский» уже приступили к застройке своих площадок. Еще восемь инвесторов – на стадии оформления документов на получение статуса резидентов. Затем и они смогут приступить к возведению своих объектов.

– В начале следующего года первые из этих компаний уже запустят здесь свой бизнес, будет создано 250 новых рабочих мест. До конца 2023-го на территории парка их возникнет около тысячи, а в течение пяти лет – 15 тысяч, – заверяет Артем Никитин.

Но где гарантия, что условный «Нью бридж Юго-Запад» будет честнее и добросовестней, чем «Нью бридж Восток»?

СПРАВКА «НОВОЙ»

Индустриальный парк «Рязанский» – это 559 га земли. Половину из них будет занимать промышленное производство, 110 га – дороги и прочие коммуникации, 170 – логистика и другие виды деятельности. Одно из преимуществ объекта – наличие таможенного поста, который будет работать здесь же.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Подрядчик ушел на фронт 

Подписывайтесь на телегу «Новой», чтобы наши новости сами находили вас 

Отдел расследований