Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№39 от 20 октября 2022 г.
Подрядчик ушел на фронт
Мобилизация ставит многих рязанских бизнесменов в щекотливое положение

Вот уже около месяца обычным рязанцам, по большей части молодым и активно занятым в разных отраслях экономики, приходят повестки, призывающие их на военную службу. Государство изымает не восемнадцатилетних юнцов, которым надо пройти срочную службу, – оно нуждается в людях, имеющих гражданские специальности, а часто и занимающих ключевые должности на производствах.

Как это скажется на экономике Рязанской области?

Примерно так же, как и на функционировании других регионов.


Мобилизованные из Тамбова в Сельцах

Невыгодный расклад

«Бизнес стал одним из основных пострадавших от развивающихся событий», – признал проходивший 14 октября в столице съезд одного из крупнейших предпринимательских объединений России.

Президентские указы от 21 и 24 сентября указывают на несколько категорий работников, за которыми сохраняется бронь: это сотрудники оборонно-промышленных предприятий, предприятий связи, банков, IT-сектора и средств массовой информации. Но если швейный цех шьет военные шапки и рукавицы для армейских частей, это еще не означает, что его главного технолога не вызовут в военкомат. Цех должен быть внесен в специальный реестр федерального минпромторга.

С IT-сектором и банками дело еще хуже: минпромторг в отношении них никакого «военного» реестра не вел. Теперь их списки спешно составляют территориальные комиссии по бронированию, созданные в областях. 

Многие предприятия даже при самом удачном расположении звезд не могут оказаться в списках оборонных. А их ценные кадры – как правило, инженерные работники, они же лейтенанты запаса – не всегда хотят прощаться с женами и детьми. Поэтому  специалисты  этого профиля  стараются устроиться на какое-нибудь из оборонных предприятий – радиозавод, приборный завод, «Красное знамя», «Глобус», уходя из  малого и среднего бизнеса, где работали. На замену им готовы прийти только мужчины предпенсионного возраста (младшими офицерами запаса военкоматы перестают интересоваться в 55 лет). Бизнесменам подобный расклад не нравится.

Письмо в налоговую с передовой

Но такую ситуацию не назовешь критической критично, по сравнению с приходом повестки на имя директора или даже учредителя бизнеса. Допустим, в отдаленном районе Рязанской области в военкомат вызывают фермера, жена которого мало понимает в сельхозпроизводстве и не сможет руководить пятью-шестью наемными работниками. Да и нет у нее опыта делопроизводства. Что ей делать с бизнесом?

 

А если предприниматель вообще работал в одиночку, лишь время от времени нанимая сезонных рабочих для выполнения подряда? Как теперь быть ему?

Подобные вопросы валятся на голову уполномоченного по защите предпринимателей в Рязанской области Михаила Пронина. У него нет возможности менять законы, он вынужден только оповещать деловых людей обо всех движениях в коридорах власти:

– Разъяснения о предоставлении налоговой и бухгалтерской отчетности при мобилизации индивидуального предпринимателя или руководителя организации предоставлены в письме Федеральной налоговой службы от 28 сентября, – пояснил бизнес-омбудсмен.

Встрепенулись и законодатели. Депутаты от Рязанской области изучают законопроекты о сохранении бизнеса мобилизованных, о предоставлении отсрочки по документообороту и уплате налогов, о приостановке договоров аренды без штрафных санкций, если недвижимость взята в аренду у государства… Вот-вот пакет подобных законов будет принят.

Но ведь прошел уже месяц. Кто-то, возможно, уже будет получать письма с запросами от госструктур на адрес полевой почты. И слать в налоговую послания с разъясняющими документами с передовой, где стреляет артиллерия и обрываются человеческие жизни.

Коронавирусные аналогии

Пострадают не только предприниматели, но и все, на кого они работают. Должно ООО провести освещение в темном переулке – заключен муниципальный контракт. А директора ООО вдруг призывают в войска противовоздушной обороны. Допустим, документы еще подпишет по доверенности главный бухгалтер. Но кто может поручиться, что без главы подрядной организации нанятая бригада гастарбайтеров вовремя протянет провода, установит изоляторы и подключится к трансформатору?

– На уровне Госдумы разрабатывается процедура признания мобилизации форс-мажором, – откровенно сообщает помощник депутата Госдумы Николай Виторовский. – В законе будет описано, как расторгать контракты без ущерба для подрядчика и с сохранением за его предприятием уже перечисленных денег. Будет даже предусмотрен такой вариант, что предприниматель, будучи мобилизованным, продолжит вести бизнес. Тогда сроки уплаты налоговых платежей для него перенесут, отсрочат ему уплату по кредитным договорам и договорам лизинга…

Так и представляется картина, как в блиндаже перед системой управления беспилотниками человек со звездочками старшего лейтенанта на погонах просматривает условия очередного муниципального заказа с «Госзакупок»…

Ну, хорошо, допустим, что бизнесом занялся папа или дядя, которому призыв не грозит. Но лицензия оформлена на мобилизованного. Как быть в этом случае? Депутатские помощники говорят, что лицензии будут продлевать автоматически, как водительские права во время пандемии коронавируса.

Это значит, что мобилизацию негласно рассматривают как новый коронавирус. То есть форс-мажор, обстоятельства непреодолимой силы, которые могли бы в памятном 2020 году, а теперь может и в 2022-м «выключить» рязанцев из экономической жизни – то ли временно, то ли навсегда.

Фото: пресс-служба правительства Тамбовской области, URA.ru 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Женщин посадят управлять тракторами

Как рязанская экономика может встать на военные рельсы

Подписывайтесь на телегу «Новой», чтобы наши новости сами находили вас 

Алексей Дариков