В некотором царстве, в некотором государстве, не в море-окияне, а в городе Рязани стоят четыре театра удалые, не Большие, не Малые… Целый год они холят-лелеют, высиживают свои непростые, а порой и золотые спектакли. Чтобы отдать их потом на растерзание чудищу суровому (но справедливому!) – профессиональному жюри столичных критиков. Но это все присказка, а сказка случилась 6 ноября: в этот вечер на сцене театра драмы состоялось торжественное вручение премий «Зеркало сцены» по итогам сезона 2021-22 гг.
Региональный театральный фестиваль «Зеркало сцены» проходит в нашем городе уже в восьмой раз. И словно вопреки всем мировым пессимистичным настроениям, его организаторы – Рязанское отделение Союза театральных деятелей РФ при поддержке регионального министерства культуры – решили в этом году выбрать максимально жизнерадостный лейтмотив: русские сказки наяву.
Кощей-звуковик чахнет над музыкальными треками, режиссер Леший бродит по неведомым дорожкам в поисках сверхзадачи, а Змей Горыныч спорит сам с собой, какая голова в его художественном цехе самая ценная… С такими капризными персонажами сказка рискует долго сказываться. Да и театр – это не то место, где стоит вслепую доверяться волшебному клубочку: тут, как известно, прямо пойдешь – с авансцены упадешь. Поэтому в помощь была призвана более надежная шоу-артиллерия: солисты Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н.П. Осипова и хореографические ансамбли «Акварель» и «Жемчужинки».
Достали артисты гусли былинные, взяли в руки рожки пастушьи, отряхнули от пыли сапоги-скороходы – и дальше все пошло как по писанному! Даже главный приз впервые за восемь лет изменил свой внешний вид: статуэтку украсили росписью под хохлому. Очевидно, сказочный облик награды повлиял и на ее характер: подобно Колобку, она кое от кого ушла и прокатилась мимо. Так, в этом году на «Зеркале» не были заявлены «детские» номинации: сказались пандемийные ограничения, во время которых театры предпочли выпускать новые постановки для взрослой публики. Кроме того, из-за ремонта своего здания Рязанский театр юного зрителя представил конкурсные спектакли – «Идиот» и «Море. Звезды. Олеандр» – для оценки жюри в видеоформате. Такой вариант, вероятно, оказался не самым выигрышным, поскольку впервые за всю историю фестиваля Театр на Соборной остался без единой награды. Хочется надеяться, что в следующих сезонах коллектив возьмет реванш и отыграется по полной.
Впрочем, без ложки дегтя не обходится ни одно соревнование, а уж бочку мёда жюри, не скупясь, распределило между остальным претендентами.
Артисты музыкального театра традиционно пользуются благосклонностью экспертного совета. Вот и в нынешнем сезоне именно актерские работы принесли театру две статуэтки: в номинации «Лучшая женская роль» победила Ирина Воликова (роль Королевы Анны в постановке «Интрига») и специальной премией «За лучший актерский дуэт» награждены Марина и Сергей Головкины (оперетта «Баядера»).
Ирина Воликова
Марина и Сергей Головкины
В театре драмы самым титулованным стал спектакль «Иванов». В его активе три награды: «Лучшая мужская роль» – Валерий Рыжков (роль Иванова Николая Алексеевича), «Лучшая роль второго плана» – Роман Горбачев (роль Боркина Михаила Михайловича), «Лучшая работа режиссера» – Дмитрий Акриш. Специальной премией жюри за роли в спектаклях «Я танцую как дебил» и «Иванов» также отмечен Никита Московой-Руссо. В копилке театра драмы оказалась и премия «Мастер»: ее получила Надежда Полякова, заведующая художественно-модельерным цехом.
Еще одна почетная премия – «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» – отошла театру кукол: обладателем этой высокой награды по праву стала заслуженная артистка РФ Ольга Ковалева.
Ольга Ковалева
Наконец, триумфатором «Зеркала сцены – 2022» оказался спектакль театра кукол «Синяя борода». Он собрал все статуэтки, доставшиеся кукольникам. Исключением стала лишь работа Дарьи Ефремовой в спектакле «Маленькие трагедии» (роль Лауры), победившая в номинации «Лучший молодой актер» / «Лучшая молодая актриса». Все остальное забрала «Синяя борода»: «Лучшая работа художника-постановщика» – Александра Громова, «Лучшая работа балетмейстера/хореографа» – Павел Фролов, «Лучшая работа художника по свету» – Юрий Лебедев, «Лучшее музыкальное оформление» / «Лучшая работа композитора» – Артем Тульчинский, спецпремия «За театральную поэзию» – режиссер Анна Коонен, а также спецпремия «За лучший ансамбль».
Валерий Рыжков
Как итог, постановка «Синяя борода» театра кукол была признана «Лучшим спектаклем большой формы» в Рязани в сезоне 2021-22. Интересно, что буквально за несколько дней до церемонии стало известно еще одно достижение этого спектакля: он вошел в лонг-лист премии «Золотая маска». Так что, какое бы ни было зеркало, столичное или региональное, в главном оно не соврет. И точно укажет, кто на сцене всех милее, всех эффектней и важнее.
Фото Андрея Павлушина
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Красное на сером (о спектакле «Идиот»)
Пустая сцена, бесцветная душа (о спектакле «Иванов»)