Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№29 от 11 августа 2022 г.
Когда мутные воды отойдут?
Сероводородное дыхание «Водоканала» в очередной раз проплыло мимо мэра Рязани


Что волнует рязанцев летом 2022 года больше всего? Если они боятся нехватки еды зимой – на огородах становится меньше цветов и больше картошки. Если нечем дышать – властям пишут про загрязнение воздуха и рек, а не про нехватку музеев и памятников.

На прямую линию врио губернатора Павла Малкова, проведенную 10 августа, поступило очень много «экологических» вопросов.

Их содержание – типичное для последних десяти лет.

«Все г… оседает в наших дворах и квартирах»

 
Фото: plus-one.ru

Семен Зарипов: «Винить надо застройщиков и тех, кто берет от них деньги за выделение участков, причем таких на которых априори строить нельзя»*.

Анна Анатольевна: «Полностью согласна с вами. Дашки поэтому-то и задыхаются, да, впрочем, как весь город. Понатыкали высоток. Раньше ветер по районам гулял, все продувал. А сейчас штиль в жилых кварталах. Поэтому то все г… оседает в наших дворах и квартирах».

Андрей Кузин: «Участок им нужен, где нельзя строить, но надо. Они идут к карманным чинам и башляют. А эти твари жируют на наши налоги и подачки комерсов. Сажать их всех надо...»

Тамара Ивановна: «Рыба гниет с головы. Поэтому у нас уже давно из кранов льет вода с запахом тухлой рыбы. А мадам Сорокина вместо того, чтобы за миллионы городского бюджета разъезжать в Сколково, лучше бы контролировала “Водоканал”».

Ярослав Сидоров: «Проблема в том, что они все между собой повязаны. МУПы зарабатывают деньги для чиновников, а те в свою очередь их перекрывают. Слышали, какие откаты дают застройщики «Водоканалу» за подключение строений к системе водоснабжения и водоотведения. А платят фактически потом простые жители. Из своей же ипотеки».

Валерия Фурманова: «Запах тухлых яиц царит везде, где расположены КНС городского водоканала. А они повсюду. В районах жилых застроек размещены. Из них и вонь, и выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, и сероводород».

Анита Гольц: «Решения нет и не будет. Год, как «Техно» и «Кожу» признали основными загрязнителями, а они как фонили в атмосферу, воду и почву, так и фонят. И я, кстати, слышала, что «Техно» еще и наращивать объемы производства собирается».

Стон природы

Во вторник, 9 августа, большую часть дня кипела работа на ручье Песоченка в Шереметьеве – между улицами Сережина гора и Старое село. Люди в болотных сапогах ходили вдоль ручья с лопатами и крюками, а потом и с пилами – ликвидировали горы мусора, пилили засохшие деревья, разгребали какие-то непонятные черные запруды. Добровольцы с рязанского предприятия, занимающегося пошивом спецодежды, не пожалели своего свободного времени на экологическую акцию.


Ручей Песоченку в Шереметьеве превратили в кисель из городских стоков и бытового мусора. Фото сделано 9 августа

Что только не свозили в Песоченку грузовики «неустановленной принадлежности» вместо городской свалки, где за утилизацию мусора надо платить. Что только туда не сливалось! И виновниками довольно часто выступали муниципальные предприятия. В 2020 году рыба в расположенных выше прудах всплыла из-за слива технической воды из теплотрасс РМПТС. Вдоль Песоченки есть куча заброшенных колодцев, неизвестно кому раньше принадлежавших (у нас же в городе не первое десятилетие царит бесхозяйственность, это еще советская традиция), обрывки старых коллекторов, проржавевшие современные трубы, из которых вытекают стоки… Последняя крупная авария была тут в 2018 году. А ведь старожилы помнят, как в середине 1980-х жители Дядькова и Шереметьева в этом ручье ловили рыбу! И несли на кухню.

Стоки в Рязани вообще много куда прорываются. Например, в городские канализационные коллекторы МУП «Водоканал» открываются трубы с десятков работающих в городе предприятий. А что там течет, мы знаем? Не знаем! Потому что датчики для определения концентрации вредных веществ на выпускных трубах эти предприятия не ставят. А город их не заставляет. Несмотря на решения судов.

Воздух, которого нет

Да разве одна вода загрязнена? 17 июля экологи-общественники зафиксировали газоанализатором в районе Восточного промышленного узла Рязани превышение ПДК по сероводороду в 327 раз, а 31 июля – превышение по акролеину** в 16 раз, по формальдегиду в 36 раз, по диоксиду серы в 73 раза, по сероводороду в 354 раза. Чтобы не быть голословными, они приложили видео с монитора прибора.

– Мы что, не знаем, какие предприятия производят пластик и выбрасывают в воздух акролеин? Трудно померить, где сероводорода больше, и пройти «по следу»? – спрашивают жители новых жилых комплексов Дашково-Песочни.

Так проходили ведь уже по следу! И приводил он к канализационно-насосным станциям «Водоканала», которые распространяли сероводород – превышение ПДК в Кальном однажды зафиксировали в 188 раз!

«Будь проклят тот день, когда я купила здесь квартиру у компании <...>», – в сердцах даже указала название фирмы-застройщика Раиса Малькина.      

Министерство природопользования пытается отписаться: «Состояние воздуха в городе отслеживают передвижные экологические лаборатории и стационарные посты нашего ведомства и Росгидромета. Оперативные выезды по звонкам жителей осуществляет лаборатория администрации Рязани (тел.: 25-00-51). Все превышения ПДК загрязняющих веществ в воздухе фиксируются... К сожалению, мы не имеем права проверять крупные предприятия, поэтому мы направляем данные о превышениях в федеральные контрольно-надзорные органы».

«И что, так и будут нас травить, раз власть в Рязани, оказывается, ничего не может поделать? – пишет в ответ местная жительница Галина Руднева. – От замеров воздух не улучшится и здоровья не прибавится! Вообще-то Малкова интересно услышать по этому вопросу, а не вашу мантру...»

Действительно, неужели трудно начать регулярно замерять состояние воздуха там, где уже фиксировались дикие «передозировки»? Например, около насосных станций «Водоканала».

«Кругом разруха, надо что-то менять»

Да, людям хотелось бы услышать и увидеть, как в город и область наконец-то пришла власть, способная навести порядок. 

Вечером 8 августа в дачном товариществе около Сысоева нашли три бесхозных баллона с хлороводородом, один из которых был вскрыт. Собственно говоря, из-за этого огородники и почувствовали едкий запах хлора с примесью кислоты – так что у людей потекли слезы и начался кашель.

Они позвонили в службу спасения, но на вызов никто не приехал. Долго вообще невозможно было найти, кто должен защищать граждан от подобных «химатак». А рязанцы хоть и не разбираются в бюрократическом «разделе мира» между разными ведомствами, но все хорошо запоминают.

– Власти у нас нет, защитников нет. Рванет что-нибудь, все отравимся, не выживем, – говорят в дачном поселке под Сысоево.  

Правда, власть сейчас в Рязанской области новая. Павел Малков, еще не выиграв выборы, пробудил у рязанцев какие-то надежды. И горожане обращаются к нему с предложениями. Прямо на его страничке.

Наташа Усманова: «Сероводород появляется в жилых районах города из канализации и перекачивающих сточные воды станций. Например, «Круиз» или Канищево – постоянный неприятный запах сероводорода. Под землей текут нечистоты, а город ничего не хочет делать с предприятиями. Проводит для отмазки круглые столы, как например 3 августа на «Техно». Тупо для галочки, ведь твари это делают. Никаких конкретных шагов».

Евгений Гусев:  «Всему виной халатность, безалаберность и наплевательское отношение на городское хозяйство тех, кого поставили руководить городом. Кому доверили городскую инфраструктуру? Предыдущая власть раздавала кресла либо за деньги, либо чтобы потом за счет ставленников деньги зарабатывать в перспективе. Нам такая власть и такие ставленники не нужны. Кругом разруха. Надо что-то в Рязани менять. Начать надо не с замов. Начать надо с училки».

Не очень политкорректно, зато конкретно.

*Все комментарии из соцсетей приводятся с сохранением авторской стилистики и грамматики.

**Акролеин – простейший ненасыщенный альдегид, токсичный для человека.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Город токсичных рек

Подписывайтесь на телегу «Новой», чтобы наши новости сами находили вас 

Петр Большаков