Баскетбольный клуб «Рязань» второй год подряд доказал, что равных в Центральном федеральном округе ему нет. Вслед за регулярным первенством «зубры» уверенно выиграли и «Финал четырех». По его итогам сразу три игрока нашей команды стали лучшими в своих амплуа, а Николай Абраменков признан MVP*.
Николая Абраменкова награждает главный судья соревнований Юрий Дерганов. Фото: Иван Ермаков
Мороженое за точные броски
– Николай, почему ты выбрал баскетбол понятно – у тебя мама сама играла, но это спорт больших: верил, что вырастешь?
– Существуют методы расчета будущего роста ребенка, и мой первый тренер Вера Анатольевна Пушкарева, Царствие ей небесное, вместе с мамой насчитали мне минимум 195, но я на пять сантиметров даже перевыполнил. Сам никогда не горел желанием быть огромным, хотел таким, как Майкл Джордан (198 см).
– Как все начиналось?
– В детстве я уже был выше своих сверстников. Когда мама тренировала в Канищеве, лет с трех стал ходить с ней на занятия. Кидал сначала волейбольный мячик, а когда стал побольше – баскетбольный. За каждое попадание в кольцо она давала мне какие-то копейки, и я старался назабивать на мороженое или на что-то сладкое. Когда пошел в школу, сразу записался в секцию, которая находилась от нашего дома буквально через дорогу. К тому времени я уже отдавал себе отчет в том, что это мой вид спорта.
– Уже имелось желание посвятить ему часть жизни?
– Ни о чем таком даже не задумывался, просто нравилось играть. А когда классе в десятом начали еще платить деньги, стало дополнительным стимулом. В городе по своему возрасту наша команда выигрывала все соревнования, постоянно принимала участие в российских. И со временем появилось желание попасть в БК «Рязань».
«Плюс три очка – это не победа»
– Не тебе одному из нынешнего состава БК «Рязань» путевку дала Вера Пушкарева…
– Она была достаточно строгим тренером, требовательным, и в моем становлении сыграла важную роль. Особо никогда не хвалила. Когда мы выигрывали с разницей в три балла, она говорила: «Это не победа. Победа – это когда преимущество в двадцать очков, а это так, повезло». Я только два раза видел, как она, не скрывая эмоций, радовалась нашим успехам: на турнире на призы Пановых и крутых соревнованиях в Тамбове. И оба раза именно я забивал «трешки» на последних секундах.
– Дальний бросок ты поставил еще в детстве?
– У меня он всегда неплохо шел. Когда классе в девятом ездил в Москву в ЦСКА, даже там тренеры говорили, что в технике ничего не нужно исправлять, главное, чтобы физически окреп.
– И не подумаешь, глядя на то, какую мощь ты демонстрируешь в игре сейчас…
– А тогда одни кости да кожа, но если в Рязани проблем не возникало, то в ЦСКА уровень другой, все жестко. Там уже с седьмого класса ребята занимались в тренажерном зале. У нас таких условий не было.
Один среди казахов
– Потом у тебя наступил период молодежек клубов Единой Лиги ВТБ: «Нижний Новгород-2», «Автодор-2» (Саратов), «Локомотив-Кубань-2» (Краснодар)…
– Ну да, с вкраплениями БК «Рязань». Вернулся сюда из Нижнего, а играть не дают. Тогда тренером-консультантом в клубе работал Борис Ильич Соколовский, его потом в сборную России пригласили, он-то и порекомендовал меня на просмотр в Саратов. Я был уверен, что оставят, поэтому сразу с вещами приехал, чтобы не возвращаться. В «Автодоре» в начале даже тренировался с первой командой, а играл за вторую. Закрепился в составе, и мы завоевали серебряные медали Единой молодежной Лиги ВТБ, всего два очка уступив в решающем матче «Финала восьми» столичному ЦСКА-2. Потом позвали в основу, но не понравился главному тренеру, латвийцу. Возвращаться опять в молодежную лигу не хотелось, но пришлось уже в Краснодаре.
– А как ты оказался в Казахстане?
– Предложили поиграть, я подумал: «Почему нет?» В команде «Каспий» мне, в принципе, понравилось, а вот сам город Актау – не очень, хоть и расположен на берегу Каспийского моря. Провел там полгода, а Денис Орленко, с которым мы вместе играли за БК «Рязань», задержался на три сезона.
– У тебя тоже вроде бы все складывалось: набирал в среднем по 14 очков, признавался лучшим.
– Я там оказался чуть ли не самым высоким, пришлось даже играть на позиции центрового, что мне совсем не по душе. Как назло, Денис травму получил, и я один остался среди казахов. Ребята совсем молодые, мне с ними было не очень комфортно. Вот и решил возвратиться домой, сезон доигрывал уже в БК «Рязань». Но мне очень понравилось, как в «Каспии» относятся к местным баскетболистам, для их развития делается очень много.
Нарушенные планы
– Возвращение спустя годы в ЦФО, наверно, стало неприятным сюрпризом?
– Да, первый сезон особо не напрягались, но регулярку выиграли досрочно. Надеялись, что поедем в Севастополь на Всероссийский финал любительских команд, но пандемия коронавируса спутала все планы.
– В следующем сезоне ты решил возвратиться в Суперлигу-2, но так и не провел там ни одной игры…
– Просто рок какой-то. В августе 2020 года подписал контракт с липецкой командой «МицуБаскет», в начале сентября мы отправились на предсезонный турнир в Тулу. Второй матч играли с Тамбовом, уже в первой четверти я набрал десять очков. После перерыва в одной из атак подобрал мяч и с ведением побежал под кольцо. Там после дождя вода протекла, какие-то тряпки лежали, поскользнулся, нога поехала. МРТ показала разрыв передней крестообразной связки левого колена. Наделся, что вопрос сразу решится, но все пошло в затяг. Уже позже игрок БК «Рязань» Евгений Угаров посоветовал своего бывшего хирурга, но операцию сделали лишь несколько месяцев спустя – в марте. Затем начался непростой реабилитационный период и возвращение в родную команду.
– Главный тренер БК «Рязань» Алексей Викторович Безнебеев рассчитывал на тебя, но все же существовали определенные опасения.
– Конечно, после таких травм возвращение на площадку проходит тяжело, в первую очередь в психологическом плане. В голове сидит: «вдруг опять», поэтому стараешься не делать быстрых движений, я даже под кольцо на подборы не ходил, боялся неудачно приземлиться. У меня это ощущение прошло, когда мы отправились в Ярославль, а я не взял свой наколенник. Пришлось играть без него, а когда на следующей тренировке его снова натянул, чувствовал себя уже как-то неуютно. Тогда и понял, что он больше не нужен. Помощь в восстановлении мне оказал наш тренер Виктор Викторович Усков, за что ему благодарен.
Форвард БК «Рязань» Николай Абраменков любит забивать после быстрых проходов. Фото: Иван Ермаков
Сюрприз после «Финала четырех»
– На пик формы ты вышел аккурат к решающим поединкам сезона?
– Да, буквально за несколько игр до полуфинального этапа. В решающих матчах разыгрался, в четырех встречах подряд оформил дабл-дабл, набирал очки, делал подборы. Наверное, наиболее мне удались игры с подмосковными клубами – лыткаринским «Кристаллом» и «Олимпиком» (Мытищи).
– А в целом чем запомнится сезон?
– В первую очередь преодолением себя, возвращением на свой прежний уровень. Планировал восстановиться пораньше, но процесс затянулся. Пришлось немало потрудиться: ребята только приходили на тренировку, а я к тому времени уже весь мокрый, практически без сил. И очень приятно, что мои усилия не пропали даром, поэтому эта победа в первенстве ЦФО для меня очень важна, а то, что именно меня признали самым ценным игроком, стало настоящим сюрпризом. В нашей команде этот приз многие заслужили.
*MVP (англ. Most Valuable Player – самый ценный/полезный игрок) – индивидуальная награда, присуждается лично спортсмену, а не всей команде.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
«Зубры» покоряют ЦФО. БК «Рязань» второй раз подряд не оставил шансов своим соперникам по «Финалу четырех»
Подписывайтесь на телегу «Новой», чтобы наши новости сами находили вас