Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№13 от 13 апреля 2023 г.
Колокольчик прозвенел
Архитектор Константин Камышанов – о вызовах современного христианского искусства и о том, когда в городе должны появляться новые церкви

 

В праздничные пасхальные дни Рязанский художественный музей (РХМ) им. И.П.Пожалостина приглашает посетить «Дом Господень». Выставка с таким названием организована в залах музея ассоциацией создателей православных храмов и произведений сакрального искусства «Гильдия храмоздателей».


Константин Камышанов на открытии выставки «Дом Господень»

Каждое время разговаривает с Богом на своем языке.

Пройдясь старинными городскими улочками, зайдя в рязанские храмы, можно «услышать», как звучал этот диалог несколько веков назад. Собрания РХМ, хранящие богатейшие коллекции иконописи и деревянной скульптуры, могут перенести еще в более давние времена. Теперь же у посетителей музея есть возможность сравнить язык древних шедевров с произведениями наших дней.

Выставка «Дом Господень» знакомит с ведущими образцами современного христианского искусства. В числе участников – мастера и мастерские, которые создают не массовую продукцию, а эксклюзивные произведения. Главный принцип гильдии – строить и украшать храм как «синтез искусств» – воплотился в концепции выставки. В ее экспозиции представлены работы иконописцев, художников-прикладников, ювелиров, резчиков, вышивальщиц и т.д. И, как объединяющее начало, одним из самых интересных разделов стал архитектурный. Зрителям демонстрируются проекты и макеты как новых храмов, так и уже построенных.

Именно архитектура задает основной тон в церковном искусстве, соединяет глубокие традиции и современные технологии, красоту внешних форм и литургическую осмысленность внутреннего пространства.

Нашим проводником по выставке «Дом Господень» стал иерей Константин Камышанов, архитектор, реставратор, писатель, член правления Гильдии храмоздателей. По его проектам на одной только Рязанщине построено двенадцать церквей. Сейчас Константин Евгеньевич служит в храме в честь иконы Божией Матери «Всецарица» при больнице им. Семашко, который также принадлежит его авторству. Поэтому в нашем разговоре, начавшемся как экскурсия по выставке, мы коснулись идеи его создания. И неожиданно озвучили надежды архитектора – о том, что городу пришло время перестать быть «витриной для копий» и создать свою, родную, истинно рязанскую церковь.


Константин Камышанов

– Константин Евгеньевич, признаюсь, с удивлением для себя узнала, что есть такая Гильдия – храмоздателей. Какие люди в нее приходят? Воцерковленные или обычные светские художники?

– Есть и воцерковленные, и светские. В основном приходят по двум причинам. Одних выбирает Бог, другие сознательно совершенствуются, растут и получают образование уже с «прицелом» на церковное искусство. Сейчас факультеты подобных направлений есть в Московской духовной академии и во многих других университетах.

– Выставка объединила работы многих известных мастеров. Давайте в качестве заочной экскурсии представим читателям хотя бы одного автора.

– Александр Чашкин – известнейший художник-иконописец. Чтобы понять атмосферу его работ, сначала надо сказать пару слов о самом Александре Ивановиче. Его судьба – пример того случая, когда Бог выбрал. Родился в семье известного ученого-коневода Ивана Чашкина. До пятнадцати лет жил в Киргизии, на Иссык-Куле, потом семья переехала. Новой родиной стала рязанская земля, город Рыбное, где располагался знаменитый конный завод. Пробовал себя в самых разных профессиях. Работал на ипподроме, объезжал лошадей. Пытался найти себя в академическом вокале, окончил оперную студию. Эта увлеченность пением привела его в церковный хор и стала одной из причин приобщения к православию. Писать иконы он стал лишь в 35 лет после судьбоносных встреч с архимандритом Зиноном в Даниловском монастыре. Сегодня Александр Чашкин – признанный иконописец. Расписывал храмы в Америке и там был знаком с Ростроповичем, Солженицыным… Вот на такие круги его в итоге вывел Господь. Чашкин – человек масштаба. И этот космос мы ощущаем в его работах. В то же время он преодолел некую отчужденность и абстрагированность, которые иногда мы можем видеть в иконах. Христос Чашкина – спокойный, сильный, всепонимающий. Особо выразительными являются глаза: Христос смотрит прямо на нас, смотрит как Бог и как Друг. В этом новизна творчества Александра Чашкина – сфокусированность на Боге, владеющим космосом и при этом остающимся с людьми. Поэтому на выставке нового христианского искусства работы Чашкина находятся на особом месте.

– Что собой представляет Гильдия храмоздателей и каковы ее задачи?

– Гильдия возникла 2014 году как ответ на насущные проблемы художников. Вместе всегда легче отстаивать свои позиции и интересы, например, если возникает недопонимание с заказчиком. Иногда, правда, это бывает не объективно. Случается, что и сообщество проигрывает, но это тоже полезный опыт. И второе, оказалось, что нам не хватает общения. А без этого невозможно движение вперед. Алексей Лидов, известный российский ученый, историк и теоретик искусства, ввел в научный обиход понятие иконичности пространства. Икона – это не плоское изображение, а пространственное целое, образ-посредник, соединяющий миры. Размышляя на эту тему, я ввел другой термин – литургичность пространства. Эта идея оказалась первой попыткой увязать литургию и изображения иконостаса. Главный фокус нацелен на Христа, но при этом включается момент со-участия Бога и человека. Если я пришел в храм, то должен понимать, что являюсь его частью, частью Рязани, частью космоса. И эта идея была реализована. Программу росписи на основании литургичности пространства мы осуществили в нашем храме при больнице имени Семашко. Роспись длилась два года. И эта работа прозвучала очень мощно! Гильдия храмоздателей ставит перед собой серьезную цель – повысить архитектурный и художественный уровень проектирования, строительства и реставрации храмов. Попасть в гильдию реально очень сложно. Принимают только лучших, чтобы они задавали тон, и чтобы ассоциация не превращалась в формальную организацию.


Иконостас и роспись храма в честь иконы Божией Матери «Всецарица» при больнице им. Семашко 

– На Руси храмы часто возводились в ознаменование какого-то важного события. Что нужно сегодня, чтобы в городе появилась новая церковь, часовня?

– Обращение гражданского общества к церковным формам с одной стороны вызывает радость, а с другой бессилье. Например, Скорбященский мемориальный комплекс Великой Отечественной войны. Почему бы не сделать гражданский мемориал? Но, нет, мы видим просто трехчастную арку с колоколами. На что-то иное таланта не хватило... И таких примеров можно привести огромное количество по всей стране. Когда случается что-то трагическое, на этом месте часто возводят часовню. Но причем здесь часовня? Подумай, включи воображение, создай альтернативный образ! Посочувствуй людям, сделай что-то в память, в утешение… Конечно, часовня – это правильно, как форма благодарности Богу. Но только в том случае, когда общество и церковь совместно понимают, что произошло. Так и с новыми храмами. Они должны возводиться не потому, что в этом месте не хватает какого-то дизайнерского акцента или ландшафтного топонима, а потому что это надо людям. Сейчас в Дашково-Песочне отец Александр (Гривин) строит храм святителя Василия Рязанского. Огромный, фантастических размеров! И он реально востребован, потому что сейчас все церкви в этом районе забиты битком. Так что эта образовалась как кристалл в пересыщенном растворе. Также новые храмы необходимы в Кальном и Приокском. Если следовать моей идее литургичности пространства, храмы должны появляться, когда человек задыхается. Без Бога, без причастия. А ставить церкви в качестве уличных доминант – бессмысленно.

– Тем более что в сравнении с нынешними «человейниками» трудно сделать храм, который бы их «перекричал».

– Да, есть такие проблемы у церковной архитектуры. Часто можно видеть, как в спальные микрорайоны приходят с архитектурой XVI-XVII веков или домонгольского периода. Зачем? Возникает конфликт между унылыми городскими застройками и нарядной, разукрашенной как торт, церковью. Конфликт на уровне эстетики. Это в корне неправильно.

– Какой должна быть современная церковь?

– Здесь есть три момента. Во-первых, у каждой формы есть логика развития безотносительно к обществу. Взять, к примеру, живопись. Казалось бы, почему не остановиться на эпохе Возрождения?.. Не надо никакого маньеризма, не надо никакого Пуссена. Зачем придумывать что-то новое? Затем, что есть логика развития формы и у нее свои законы. Второе, у людей очень сильно изменилось восприятие Бога. Церковь не должна ассоциировать славу Божию только с золотом и богатством лепного декора. Да, я понимаю, что золото – это эффектно, оно не чернеет, но фокус искусства должен находиться в Христе. Золотой крест – это хорошо, но деревянный или металлический – тоже прекрасно. И третий момент. Все мы – дети Божьи. Ощущение причастности к Богу должно реализоваться в современном искусстве. Храм не должен конфликтовать с общей застройкой, должен гармонично вписываться в пространство. У любого города есть цветовой код, ритмический. И если все это собрать и учесть, то можно представить церковь, которая была бы абсолютно органична Рязани. Но такой в Рязани еще нет.

– А будет?

– Возможно. Жизнь к этому подводит. Логика развития формы требует для Рязани церковь – такую родную, какой еще никогда не было. Возможно, с ритмами графического профиля нашей Мещеры, извивами Оки, рязанским колоритом. Наш закат не спутаешь ни с одним другим! У нас все особенного цвета! Но дело не только в колорите. Есть темперамент самих жителей Рязани. И это можно выразить в храме: сдержанный, строгий, но, если сверкнет, зажмуришься!

– Кого в первую очередь ожидаете увидеть на выставке? Художников, священников?

– Людей. Церковь должна появляться не как фантазия художника, а как человеческая потребность. Иначе зачем она нужна? Ведь по деревням полным-полно разрушающихся храмов. Но никому не нужны храмы без людей.

– Подводя итог, в чем, по-вашему, главная идея выставки «Дом Господень»?

– Храм в честь иконы Божией Матери «Всецарица» показал способность Рязани быть открытой самым интересным тенденциям, происходящим в церковном искусстве. Все храмы, которые я сделал до этого, можно «отбросить» – так сделать может каждый. А эта работа, действительно, программная. И она осуществилась в Рязани. Это очень знаменательно! Я сейчас говорю не о себе, а в целом. В городе будто накопилась какая-то вековая жажда! Мы перестали быть витриной для копий. Появилось ощущение, что «выстрелит» не только церковный потенциал, но и общественный, научный, художественный. Тот факт, что Гильдия храмоздателей привезла в наш город выставку «Дом Господень», тоже показателен. Изначально, Рязани не было в планах. И то, что экспозиция сюда приехала, это аванс. Надежда на то, что город может стать площадкой для других проектов. Событие знаковое, но здесь важно, отзовутся жители или нет. Колокольчик прозвенел. Какая будет реакция на новое искусство, – посмотрим.

P.S. Выставка работает по 20 мая в художественном музее по адресу: Рязань, ул. Свободы, 57. Вход с 11 до 18 ч. Выходной день – понедельник.

Фото: Андрей Павлушин

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Шепот пленэра

 

Подписывайтесь на телегу «Новой», чтобы наши новости сами находили вас

Вера Новикова
Здесь www.aristocratdent.ru можно подробно почитать про механизм действия отбеливания air flow.