Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№22 от 13 июня 2019 г.
Особые приметы внешнего врага
«Новая» продолжает анализировать основных претендентов на кресла в областной Думе. Сегодня мы посвятим исследование внешним угрозам – факторам, которые будут мешать различным группам влияния в достижении их целей

До старта активной фазы выборного процесса в Рязанской области остался ровно год. Как мы и обещали, продолжаем SWOT-анализ* политических групп, имеющих не только стремление, но и шансы на получение депутатских мандатов в будущем областном парламенте. 

Мы вновь останавливаемся только на девяти группах влияния, сильные и слабые стороны которых анализировали в двух прошлых номерах газеты («Новая» №№ 20Р от 30.05 и 21Р от 6.06 с.г.). Мы передвигаемся по часовой стрелке на очередную клетку SWOT-анализа. И в этот раз предлагаем ознакомиться с разделом Threats (угрозы) – внешними факторами, осложняющими движение каждой группы вперед. Некоторые группы могут сегодня изменить свое название. Связано это с тем, что два прошлых сегмента – Strengths (сильные стороны) и Weaknesses (слабые стороны) – были связаны с внутренними факторами. А сейчас мы приступаем к изучению внешних факторов. А извне не всегда все выглядит и воспринимается так же, как и изнутри. В процессе мы объясним эту свою позицию.



Первая группа – Аркадия Фомина.
Пока она сохраняет свое название. Видимо, она не изменит его и до старта выборов в областную Думу. Коней на переправе не меняют, и мала вероятность того, что региональное отделение «партии власти» за предстоящий год возглавит другой человек. При сегодняшних низких рейтингах «ЕР». 

Из всех девяти групп данная имеет наибольшее количество внешних противников. Этому имеются две основные причины. Во-первых, пока еще «Единая Россия» не утратила статус «партии власти», имеется немало желающих воспользоваться ее ресурсами. А вторая причина связана с личностью Аркадия Фомина. Он вращается в активной рязанской политике почти два десятка лет. Все последние годы непрерывно находился в состоянии военных действий со множеством политиков. Кто-то из них до сих пор в Рязани, кто-то поднялся на новый уровень. Но большинство из них сохранили негативное отношение к действиям Аркадия Васильевича против них и их интересов. Не стало исключением и его отношение к сегодняшним руководителям области. Что дает право предположить, что и с их стороны возможны ответные действия. Причем начнут всё в самый невыгодный для Фомина момент. То есть нельзя не только заранее отбить эти атаки, но даже предугадать весь спектр их направлений.

Вторая группа – Рязанское городское отделение «ЕР». Ранее мы называли ее «группой Филимонова». Мы признавали слабость фигуры ее лидера, но при изучении внутренних факторов название было объективным. Переходя же к анализу внешних факторов, необходимо признать изменение подхода. Внутренние члены группы держатся за персоналию «плюшевого Фили» в силу персонифицированного интереса, гарантированного лично им. Внешним же силам, избегающим размещение всех яиц в одной корзине, личность городского партийного руководителя безразлична. 

Тот же депутат Госдумы Андрей Макаров, являющийся серьезным лоббистом и знаковой внешней силой, будет поддерживать Филимонова только на начальном этапе. Когда же он получит неоспоримые гарантии (как федерального руководства «ЕР», так и руководства Рязанской области) о своем избрании в новый созыв Госдумы, распыление усилий на аутсайдера Филимонова перестанет его интересовать. И в этом заключается главная внешняя политическая угроза группы. Политическая – потому, что все чаще обсуждается тема возможного уголовного преследования Сергея Филимонова.

Группа областного правительства. Ранее мы называли ее «группой губернатора». Но с точки зрения исследования внешних факторов, состав данной группы принципиально не изменится даже в случае смены губернатора. Потому что эти люди жестко встроены в живую систему взаимоотношений с административным ресурсом областного руководства. Они настроены четко следовать «генеральной линии» сегодняшнего правительства Рязанской области. Петлять и вилять планируют вместе с этой линией. И в этом их слабость. Если в регионе и сменится губернатор или еще кто-то влиятельный в ближайший год, то, например, в силу дальнейшего карьерного роста данных персоналий. То есть исключительно по причине влияния внешних факторов. А это означает, что в ряды данной группы будет внесен элемент хаоса. Который все наблюдали в феврале 2017 года при замене Олега Ковалева на Николая Любимова. А поскольку указанные внешние воздействия не подлежат точному прогнозированию, то до последнего момента эта опасность будет нависать над данной группой.

Группа Трубицына. С одной стороны, в облдуме сегодня это – всего один депутат – Игорь Владимирович Трубицын. Но на каждых выборах он старается поучаствовать в избрании нескольких человек, чтобы поиметь подконтрольную себе группу депутатов. И если это не удавалось ранее, то не означает прекращения повторения попыток вновь. В группу мы включаем и депутатов Рязгордумы, подконтрольных коммерсанту, которые в областных выборах будут участвовать как городские агитаторы. Но их ценность для группы заключается в другом. В давлении на региональную власть. Что не так давно продемонстрировала трубицынская подчиненная Надежда Дремина (фракция «ЕР»), поддержав инициативу депутатов из противоборствующего лагеря всенародно избирать мэра Рязани. 

А давление на власть – это ценный ресурс. Предыдущие политические успехи Игоря Трубицына опирались исключительно на внешний ресурс. Сперва его Олег Ковалев внес в первую тройку партии «ЕР» на выборах в гордуму в 2013 году. Затем на основании этого он стал одним из трех сопредседателей ОНФ в области. И в этом статусе местная власть была вынуждена помогать ему на выборах в облдуму в 2015 году. 

Но сейчас внешние ресурсы исчезают. В новый состав руководства ОНФ Трубицын уже не попал. И это позволяет говорить об очень низких шансах прохождения его в новый состав регионального парламента именно по причине внешних угроз.

Группа Коськина. Посадить вертолет с президентом России на территорию своего частного кожзавода и пообщаться с ним прежде губернатора – означает сильно потешить самолюбие. Но одновременно это же и порождает массу завистников и недоброжелателей. Волшебник в вертолете с бесплатным кино и эскимо улетит быстро, а недоброжелатели никуда не денутся. И очень многие представители местных элит, считавших ранее себя и Коськина равными, сейчас приложат массу усилий для ослабления его позиций. Причем самостоятельно, без всяческой координации и непредсказуемо. А учитывая известное прошлое рязанского олигарха, нельзя заранее предсказать не то что потери, но даже направления предстоящих ударов со стороны внешних сил.

Группа КПРФ. Восприятие жителями, особенно старшего поколения, коммунистов как защитников народа, борцов с олигархами и коррупционерами, надеждой на светлое будущее, естественно, спровоцирует игру на этом электоральном поле не только партии КПРФ. Тут непременно появится партия «Коммунисты России», возглавляемая в Рязани бывшим депутатом от КПРФ Алексеем Заверткиным, и партия КПСС. Но в отличие от привычной нам прошлой расшифровки, сейчас это – «Коммунистическая партия социальной справедливости». Ее список в Рязани может возглавить исключенный из КПРФ сын бывшего губернатора – Андрей Любимов. Также на данном поле потопчутся несколько микро-партий. Наподобие «Пенсионеры – за достойную жизнь» и т.п. Все голоса, доставшиеся им, будут отобраны у местных представителей КПРФ. И пока противостоять этой внешней угрозе им нечем. Нет у них аргументов для обоснования того, что депутат Малюгин лучше экс-депутата Заверткина. А формальный лидер комми Денис Сидоров – лучше Андрея Любимова.

Группа ЛДПР. Главная внешняя угроза для партии, являющейся фан-клубом одного человека – Владимира Жириновского, кроется в его возрасте и состоянии здоровья. Потому что без него повести за собой колонны избирателей к урнам для голосования не способен никто ни в федеральном руководстве партии, ни тем более – в рязанском региональном. У Александра Шерина был шанс сформироваться в качестве устойчивого рязанского политика. Но его сегодняшнее переориентирование на липецкую региональную политику ставит крест на его рязанской политической карьере. И это тоже серьезный внешний фактор отрицательного воздействия на будущий партийный результат.

Группа «Справедливой России». Партия переживает времена реформаций именно с внешней стороны. Периодически предпринимаются попытки либо слияния партии с другими, либо изменения ее устава и высшего руководства. Эти условия неопределенности являются ощутимыми внешними факторами, не позволяющими устойчиво планировать выборы в областную Думу, которые состоятся через 15 месяцев. В течение них многое может поменяться именно извне рязанского регионального отделения. И неясно, какие из внешних изменений повлекут за собой изменения внутренние.

Группа ОНФ. Группа в целом держится исключительно за счет наличия внешних факторов. Не было бы «Общероссийского народного фронта» с его лидером – Владимиром Путиным, кто бы знал и воспринимал всерьез такую рязанскую организацию? И главная их угроза также находится снаружи. Вспомним, как возник ОНФ. Исключительно как попытка создать замену «Единой России». Не создали – ОНФ так и не был преобразован в партию. Сейчас идут осмысленные разговоры о том, что к следующей Госдуме будет создана новая партия, которую возглавит Сергей Кириенко. С перспективой возглавить Госдуму нового созыва и обеспечить трансферт власти в 2024 году. Если эти планы будут реализованы, они послужат для сегодняшнего ОНФ принципиальной внешней угрозой. Это понимают и там, поэтому сегодняшние руководители рязанского ОНФ планируют участвовать в выборах Рязанской областной Думы в качестве самовыдвиженцев. Например, лидер «Экологического рязанского альянса», сопредседатель ОНФ Евгений Рыбаков не исключает своего выдвижения в микрорайоне Песочня, жители которого регулярно страдают от плохой экологической обстановки. 

В следующем номере мы завершим SWOT-анализ и рассмотрим дополнительные внешние возможности, которые могут помочь достижению целей региональными группами влияния. Предстоящая часть анализа – наиболее сложная. В силу того, что все участники стараются максимально скрывать свои «связи» и покровителей. Ведь их выявление облегчает задачу борьбы с данными группами. 
 
*SWOT-анализ – метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности), Threats (угрозы).
Отдел политики