Пенсионерка из Дубровичей взяла под опеку двух внуков. Они живут в старом доме, который в любой момент может развалиться
«Сноха восемь лет после трепанации черепа пластом лежала, сын умер, внуков в Центр социальной реабилитации в Сасовском районе забрали. Далеко, но мы их навещали. А теперь я стала их опекуном, и ребят вернули. Все хорошо, только в половине дома полы ходуном ходят, в одном углу уже все провалилось», – рассказывает о своей проблеме 67-летняя Татьяна Черноусова. Руководитель благотворительного фонда «Большие дела» Карина Авдеева называет ее по-домашнему «бабой Таней» и говорит, что пенсионерке непременно нужно помочь, потому что та никогда «не лежала на печи». Но заработать на ремонт полов она уже просто не в состоянии.
Все пошло кувырком
Половину дня 11 июля стояла жара, а бабе Тане пришлось стоять у плиты – она готовила поминальный обед на годовщину смерти сына. Потом прилегла отдохнуть, но для разговора встала: «Мне нечего скрывать, только немного грустно из-за того, что сама уже не в силах сделать ремонт».
В юности она отучилась на зоотехника, но бралась за любую работу, была и бригадиром, и «массовиком-затейником». Жила в Рязани, потом родители забрали ее в Алтайский край, а в конце 1980-х вернулась на малую родину. Купила в Дубровичах дом с огородом в 28 соток. По документам дом был построен в 1962 году, но хозяйка подозревает, что еще раньше. Стены засыпные, полы старинные. В год переезда в одной половине дома полы перестелили, в другой – нет. Теперь их век подошел к концу: доски скрипят и «пляшут», а в одном углу и вовсе отошли от стены. Одна бы она прожила на «крепкой» половине, но полгода назад к бабе Тане переехали двое внуков 16 и 13 лет.
– Вышло все как-то наперекосяк: больше восьми лет назад сноха упала и получила травму головы. Ей сделали трепанацию черепа, да, видно, неудачно. Она так и осталась лежачей, стала инвалидом первой группы. С человеком нужно было находиться постоянно. А сын в это время начал встречаться с другой, и женщина эта употребляла наркотики. И он тоже пристрастился… Кого наркотики до добра доводили? Парень умер, а сноху в психиатрический диспансер забрали. Ребят отправили в Центр реабилитации еще до смерти сына, потому что семья уже считалась неблагополучной, – рассказывает Татьяна Черноусова о прошлогодних событиях.
Она подготовила документы и в декабре оформила опеку над внуками. Ребята переехали в бабушкин дом, с жилищем родителей пришлось распрощаться. С ним вышла странная история, в которой бабе Тане разобраться было не под силу. Дело в том, что сын со снохой купили дом, но до конца его не оформили, а после смерти своего ребенка пенсионерка не смогла найти документы на строение. Женщине пришлось вернуть недвижимость бывшим хозяевам, которые отдали Татьяне Ивановне те же деньги, за которые недвижимость была куплена 16 лет назад, – сто тысяч рублей. Ей бы хорошего юриста, но баба Таня благодарна людям и за эту сумму. «А могли бы и не отдать деньги», – говорит пенсионерка, при этом хорошо понимая, насколько «съежились» эти тысячи за шестнадцать лет.
«Они у меня хорошие»
В последние годы ей пришлось продать и 20 соток земли: сил обрабатывать такую «плантацию» нет, да и деньги нужны были. Но на оставшихся восьми сотках бабушка сажает необходимые овощи, ребята помогают.
– Они у меня хорошие. Старший, Алеша, будет учиться в педколледже, он постоянно участвовал во всех областных олимпиадах по истории и праву и побеждал, Дима пока школьник. Они во всем помогают, от работы не отлынивают, – говорит пенсионерка.
Рассказывает Татьяна Ивановна спокойно, убаюкивающе, и все люди вокруг нее – хорошие. Вернувший деньги за дом – достойный человек, сотрудники Центра для попавших в трудную жизненную ситуацию детей и подростков – добрые и отзывчивые, школьные учителя – бесподобные профессионалы, Карина Авдеева, которая вызвалась собрать деньги на ремонт пола, – женщина добрейшей души. Теперь надежда только на нее и других замечательных людей. Их, уверена пенсионерка, больше, чем плохих.
В начале большого дела
– Баба Таня – очень позитивная, никому не жалуется, над полами смеется: «Они у меня шевелятся, как волшебные». Помощи у администрации она не просила, дом же в частной собственности. Знакомы мы давно, Татьяна Ивановна из тех людей, кто привык отдавать, нежели брать, просто сейчас сложилась такая безвыходная ситуация. Помимо пола, подтекает крыша, оконные рамы деформировались, в них появились щели… Но на это бабушка не жалуется, самое главное сейчас – полы, – объясняет Карина Авдеева.
Вместе с мужем Денисом она организовала фонд помощи больше пяти лет назад. «Большие дела» помогают людям вылечиться и приобрести техсредства реабилитации, обществу детей и взрослых инвалидов «Росток» собрать средства на оплату коммунальных услуг в их «штаб-квартире» и на прогулку на теплоходе в День защиты детей. Супруги понимают, как важно вовремя протянуть руку другим, ведь когда-то им обоим помогли выкарабкаться, излечиться от страшной болезни. Теперь Карина и Денис «отдают долг». Карина не любит вспоминать о прошлом, но оно дает ей силы жить в настоящем и верить в то, что помощь непременно придет, нужно только немного подождать. Пока из 300 тысяч рублей, необходимых для закупки досок и найма пары работников, собрано около семи тысяч, но в фонде надеются, что это только начало. Дальше должно пойти «веселей».
Помочь бабе Тане и ее внукам можно через форму на сайте «Больших дел» либо перевести любую сумму на телефон +7 (960) 570-33-01.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Многодетные рязанцы не могут получить выплаты, обещанные президентом
Десять лет ожидания и потеря ребенка после родов
Подписывайтесь на телегу «Новой», чтобы наши новости сами находили вас