Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№21 от 15 июня 2023 г.
Эти дети никогда не станут старше
В Рязанском театре кукол поставили «самый счастливый спектакль на свете» с мучительным предчувствием

 

Считается, что детские годы – самая счастливая и беззаботная пора жизни. Игры, приключения, веселый смех и нескончаемые забавы!.. Но вспомните себя. Жизнь маленького человека также полна проблем, среди которых недоставшийся кусок сладкого морковника – не самая страшная. Вот только нам, взрослым, с высоты наших забот это кажется не то чтобы несерьезным, но, по крайней мере, легко исправляемым. Поэтому, возвращаясь мыслями к тем ушедшим временам, мы готовы заново переживать даже эти горести. Но, естественно, только вместе с играми, приключениями и смехом! Перелистать дневник детских воспоминаний предлагает Рязанский театр кукол: сезон 2022-23 коллектив завершает премьерой «Лето на память» в постановке Анны Коонен.

Воздух разрезает пронзительный гудок паровоза. Один звук, но сколько в нем обещаний! Дорога, солнце, обжигающий ветер и целый мир, стремительно несущийся тебе навстречу! Летние приключения, как и полагается, начинаются на вокзале. Шумная детская возня, бойкий топот, веселая болтовня и чье-то нетерпеливое: «Нуууу, паааапа!» Хочется уже быстрее вырваться из-под родительской опеки и оказаться в этой неугомонной компании. Наконец, расселись. Поезд трогается, набирает скорость, колесный перестук заводит свою размеренную песню. Но мысли несутся еще быстрей! Ведь впереди чудесный летний лагерь!

Старый дом посреди леса. Огромная веранда. Длинные ряды железных кроватей. Подушка, набитая ароматной соломой. На завтрак – яичница с картошкой. На обед – зеленый суп. Вкусный морковник, но только для тех, кто съел всю кашу с молоком. Бесконечный луг и болото, где растут невиданные цветы. А еще река, теплый песок, бумажные кораблики, сказки перед сном, курица с пушистыми цыплятами, стадо коров, ухающая сова, и даже – жеребенок!

Да, такое лето останется с тобой на всю жизнь. Останется засушенными цветами между книжными листами. Конфетными фантиками, вырезками из журналов, календариками, открытками и другими сокровищами. Еле заметными шрамами на вечно разбитых и незаживающих коленках. Именами друзей, которые вдруг, посреди суетливых будней, всплывают в памяти. И старательно выведенными строчками в заветной тетради…

Режиссер Анна Коонен определяет жанр постановки как «спектакль-дневник». Это верно и по содержанию: повествование ведется от имени его хозяйки – девочки Блюмки, которая живет в Варшаве в Доме сирот, а на каникулы вместе со всеми воспитанниками и Паном Доктором отправляется в детский лагерь. И по форме: визуально пространство спектакля напоминает такой материализовавшийся дневник (художник – Александра Громова). Задник, кулисы, многоярусная ширма – все оформление сцены выполнено как разлинованные тетрадные листочки. И по ходу эти пустые строчки заполняются историей!

Сначала возникает текст. Живой, рождающийся прямо на глазах (художник по свету – Юрий Лебедев, художник мультимедиа – Максим Акулин), он пишется стремительно, буква за буквой. Вслед за словами записную книжку начинают обживать персонажи. Поначалу они плоские, будто вырезанные из альбомных рисунков. Но рассказ движется вперед, память воскрешает все новые и новые подробности. И артисты-кукольники: Василий Уточкин, Дарья Ефремова, Маргарита Диннер, Алина Калашникова, Екатерина Кудряшова, Сергей Сизоненко, Евгений Солушев, Андрей Стручков, Алексей Сушков – постепенно переходят в живой план. Герои получают «объем» и сходят со страниц книги.

Даже цветовое решение постановки работает на общую – документальную – идею. В спектакле нет сочных красок. Все сдержанно, приглушенно. Благородная сепия и блеклость выгоревшей на солнце фотографии. Но история от этого не становится менее яркой! Все живо и образно. Будто погружаешься в Омут памяти и бродишь там вместе с персонажами.

К слову, поклонники поттерианы найдут для себя немало «меток» в спектакле. Вспомнить хотя бы оживающий дневник Тома Реддла. Да и сами создатели постановки будто специально подшучивают: то ввернут «платформу 9 и 3/4», то вытащат волшебную палочку, то, играя масштабами, превратят учителей в огромных добрых великанов.

Хотя, на первый взгляд, жизнь Блюмки и ее друзей совсем не сказочная. Но все зависит от восприятия. Чтобы свершилось чудо, вовсе не обязательны мантия-невидимка или оборотное зелье. Иногда достаточно представить, как стремительно носятся над водой блестящие стрекозы или как забавно шевелит рожками улитка… Спектакль воплощает на сцене именно этот детский – наивный – взгляд на окружающую действительность. И в этом его магия. Стирается граница между сказкой и реальностью, книжными воспоминаниями и твоими собственными. На какой-то момент даже выпадаешь из действия и отправляешься странствовать по волнам своей памяти.

Спектакль Анны Коонен – театр, который не боится быть сентиментальным. Мир детства представлен тонко, трепетно, максимально искренне. Здесь серьезно говорят о правах детей. Действие никуда не торопится и разворачивается неспешно, вдумчиво. В поэтической ткани повествования нашлось время для смеха (представьте, как тяжело пить молоко плоскими головами из плоских стаканов), шутливых песенок и почти цирковых номеров (купание в речке артисты превратили в мастер-класс эквилибристики). Даже программка спектакля – отдельное произведение творческой мысли. Она выполнена в виде личного дневника с секретиками и местами для записей. Одну страничку – с семенами цветов – можно даже посадить, и она прорастет «новой историей». Задумывая премьеру, коллектив театра поставил перед собой нелегкую задачу: создать «самый счастливый спектакль на свете». Так и получилось, если бы не одно «но»…

«Лето на память» – это дневник, который надо читать между строк. Спектакль поставлен по мотивам произведений великого польского педагога Януша Корчака. Блюмка, Хаимек, Регинка – все эти ребятишки, о которых идет речь в спектакле, воспитывались в его варшавском Доме сирот. На лето детей из беднейших еврейских семей вывозили в «колонии», где на свежем воздухе и деревенской пище они могли поправить здоровье и окрепнуть. В 1940 году подопечные Януша Корчака вместе со своим педагогом были помещены в Варшавское гетто. Позже депортированы и в августе 1942 года отправлены на смерть в газовую камеру фашистского концентрационного лагеря Треблинка.

Но спектакль – не об этом. Хотя драматический контекст внезапно прорезается: щемящим голосом скрипки или пронзительной песнью Мордехая Гебиртига (погиб во время ликвидации Краковского гетто 4 июня 1942 года) о мире и свободе, которая исполняется на идише. И, конечно, в финале авторы постановки сообщают на экране факты мученической гибели Корчака и его учеников.

Делается это нарочито сухо. Эмоции спектакля – в другом. В нем нет смерти. Есть только жизнь. Яркая, насыщенная! «Трудное это дело – родиться и научиться жить», – писал Януш Корчак. Однако, улыбаясь летним приключениям, не можешь избавиться от мысли, что эти дети никогда не станут старше.

В этом мучительном предчувствии – трагический нерв спектакля. И он удивительным образом резонирует с сегодняшними страхами. Что будет дальше? Какое оно – наше завтра? Но с думой о будущем так важно сохранить прошлое. И не упустить настоящее. Оставить его на память. Чтобы в итоге прожить «самую счастливую жизнь на свете».


Фото: Андрей Павлушин

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Добро пожаловать в питерский колодец

 

Наши страницы в соцсетях
Вера Новикова