Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№46 от 15 декабря 2022 г.
Откровенное разобщение
У нашего речевого аппарата появились конкуренты, на которых очень сложно наложить санкции

Просторный офис в историческом центре Рязани. Хмурый зимний полдень. Почти все сотрудники уютно устроились за белыми компьютерными столами. Над опен-спейсом площадью 140 квадратных метров властвует тишина, которую нарушают лишь привычное урчание автомобилей за окном, скрип клавиатуры под кончиками пальцев и разноголосые сигналы оповещения на смартфонах.

Обитатели этого пространства работают друг с другом не первый год, но для общения все реже используют речевой аппарат. У произнесенных слов, ярко высказанных эмоций и показательных жестов нашлись успешные конкуренты с иностранными именами – чаты, мессенджеры и гаджеты. Никаким санкциям эти чудо-устройства неподвластны.

Конечно, у суперсовременного способа передачи мыслей полно плюсов. С коллегой, другом или родственником можно общаться даже тогда, когда он занят – сообщение для корпоративного чата или пара строк в популярный сервис обмена сообщениями не требуют немедленного ответа, а донести весть можно до любой точки земного шара, где есть интернет, будь это Канищево или Берег Слоновой Кости. С помощью печатных знаков легче сказать обидные нелицеприятные вещи, а вместо благодарности и одобрения послать один из лаконичных эмодзи.

Несомненно, такое безмолвное общение – это не фирменный тренд 2022 года, а скорее сладкий плод многолетнего прогресса и нежданное дитя все еще продолжающейся пандемии.

Удаленка, с небывалой скоростью вошедшая в наш быт уже больше, чем пару лет назад, наотмашь ударила по коллективизму и начала превращать голоса близких людей и сослуживцев в безмолвную россыпь графических символов. В офисной среде даже родился новый глагол «написывать». Он употребляется либо в инфинитиве, либо в третьем лице единственного числа, имеет негативный оттенок и обозначает действие человека, очень часто использующего для коммуникации послания в мессенджерах и соцсетях.

– Вон, N мне с утра написывает, – то и дело слышишь от знакомых офисных тружеников.

Но онлайн-признательность, электронный смех и цифровое восхищение по-настоящему не отогреют душу закадычному другу из Клепиков, которого ты не видел полтора года, не слишком воодушевят двоюродную сестру из Мурманска и едва ли успокоят друга семьи из Запорожья. Мы экономим на живом слове, надеясь справиться с десятью делами одновременно. Но иногда вместе с материальной прибылью наше личное пространство наполняется каким-то гнетущим вакуумом и загадочной опустошенностью.

Душа вроде бы рвется обняться и поговорить со школьным другом в старом и милом сердцу заснеженном скверике на Московском шоссе, но ты, ссылаясь на занятость, гонишь этот порыв, а товарищу отсылаешь неуклюжее «давай попозже» и нарисованное рукопожатие, лишенное крепости, радости и участия.

Между отменившими встречу рязанцами 30 лет дружбы и 20 минут размеренной пешей прогулки.

Коллаж Георгия ТИТОВА – «Новая»

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ АВТОРА:

Шепот шариковой ручки

Пушкинская карта бита

Подписывайтесь на телегу «Новой», чтобы наши новости сами находили вас 

Денис Пупков