История со скопинскими парнями, которых обвиняют в убийстве экс-полицейского, и не думает заканчиваться. Тем более счастливо для них. Теперь в ней сразу два новых поворота – один неожиданнее другого.
Речь об Александре Чайкове и Станиславе Постникове – обычных обитателях среднероссийской глубинки. Ничем примечательным они отродясь не выделялись. Разве что Александр, обладающий строптивым нравом и успевший получить несколько судимостей по нетяжелым статьям вроде угона. Кого в провинции этим удивишь? Никого.
Удивлять пришлось в 2017 году, когда вокруг обоих завертелось нешуточное дело – уголовное. Чайкова и Постникова обвинили тогда в убийстве экс-полицейского. Тело вышедшего на пенсию Николая Литвинова с огнестрельными ранениями нашли в январе у гаражей райцентра. «Новая» неоднократно писала об этом деле, в частности, в статье «”Похититель” в поисках убийц». Напомним вкратце суть.
Сам себе оператор
Но в начале поясним, кто такой Чайков. Синонимы его строптивости отнюдь не слова «борзость» или «наглость». Скорее – непокорность. Чуть что, по его мнению, несправедливо, Александр достает телефон и включает камеру. Так появился его канал на YouTube. Вместо классических для молодежи из глубинки подтягиваний, ремонта техники, веселых гулянок или утренников с собственными детьми – на его канале целая видеотека со скопинскими полицейскими. Просто сериал.
То они отправили его на медосвидетельствование, а Чайков был трезв и пытается с камерой в руках это доказать – для будущих жалоб. То полицейские пришли с проверкой к нему домой – на 20 минут раньше положенных по приговору суда десяти вечера (был у него и такой период). То у него забрали древний мотоцикл на штрафстоянку. По версии владельца – незаконно.
Кадр одного из видео Чайкова. Тут его привезли на медосвидетельствование – по его мнению, незаконно
Александр, видимо, считал, что эти видеозаписи помогут ему биться за справедливость, защитят его.
Но полицейские в районах привыкли, чтобы их слушались беспрекословно. В больничку – значит, в больничку. Проверка – значит, вовремя. И в кино не по собственной воле они сниматься сильно не любят. Да еще регулярно. Оттого, возможно, у них столь внимательное отношение к судьбе Чайкова.
Третий круг ада
Его задержали спустя неделю после убийства. Через сутки Александр дал признательные показания. Позже от них отказался, заявив, что их вытребовали пытками. Задержали тогда и приятеля Чайкова – Постникова.
Их обвиняли не просто в убийстве, а в том, что они совершили его по сговору и, главное, «в отношении лица в связи с осуществлением им служебной деятельности или выполнением общественного долга». Какой долг пенсионер, давно снявший погоны, мог выполнять за гаражами – неведомо. Равно как и то, что обычные люди попали из огнестрельного оружия прямо в него – зимним вечером и с расстояния в 6-7 метров.
В версию следователей не верила даже дочь убитого Юлия: в разгар следствия она заявила, что правоохранители идут по самому простому пути, а задержанные не виновны. К такому же выводу пришли и присяжные, в феврале 2021 года единогласно вынесшие оправдательный вердикт. На тот момент первый. Прокуратура подала апелляцию.
В итоге – второй оправдательный вердикт. И тоже единогласно. Его 25 мая 2022 года вынес уже новый состав суда присяжных. Казалось бы, все? Ну, сколько можно!
Спустя пару недель после известия о новом оправдании «Новой» удалось пообщаться с мамой Чайкова.
– Я заехала в облсуд забрать оправдательный приговор и узнала, что прокуратура подала апелляцию! – рассказала Ольга Чайкова. – Мне бы на ту жалобу прокуратуры посмотреть: ну что они еще нашли?!
Ольга Петровна – самая обычная провинциальная женщина. Но как она сыплет юридическими терминами! Впору экзамены сдавать на знание уголовно-процессуального права или по дисциплине «Судоустройство и правоохранительные органы».
– Теперь апелляция пойдет в Москву – в суд последней инстанции. Тот либо откажет прокурору, либо удовлетворит его жалобу и вернет дело в Рязанский областной суд, – отчеканивает Ольга Петровна.
Нервов эта мать строптивого сына за годы его обитания в СИЗО потратила немерено. Отец и вовсе перенес инсульт. Но они держатся. Только помимо сил и нервов нужны еще и деньги – оплатить хорошего адвоката. На третий круг ада их уже не хватает.
Это была хоть и большая беда, но одна. И тут пришла вторая.
Похищение после возвращения
После оправдательного вердикта, того, что был в феврале 2021-го, Чайков вернулся домой. Только вместо того чтобы выдохнуть и поскорее все забыть, он отправился искать тех, кто его оговорил. И нашел на свою голову: один из знакомых проговорился, что девушка, фигурировавшая в деле об убийстве и якобы сделавшая важное для правоохранителей заявление, ту бумагу не подписывала. За нее это сделал другой человек. Чайков уговорил приятеля рассказать все… Да, опять на камеру. И записал эти слова на видео.
Позже тот телефон, как и сама история с признанием на камеру, стали достоянием местной полиции. А спустя еще недолгое время Чайкова обвинили в похищении человека. Причем правоохранители упорно называют его подростком, хотя на момент «похищения» ему оставался месяц до 18-летия.
Время здесь вообще играет важную роль: заявление о «похищении» пострадавший отчего-то написал спустя три недели. Зато сразу после истории с признанием на камеру.
Эта тяжба из недр скопинского правосудия уже не выходила – присяжными тут и не пахло. Все решилось в райцентре. Приговор вынесли 7 июня 2022 года: 6 лет 4 месяца в колонии строгого режима.
Повторим – не убийство, не пьяное ДТП с тяжкими последствиями и прочие страсти. Нет. Шесть с лишним лет «строгача» вот за это:
«Похитил подростка из мести его матери, ранее обратившейся в правоохранительные органы из-за угроз убийством, высказанные ее сыну, – сообщила пресс-служба СУ СК РФ по Рязанской области. – Сведения о местонахождении несовершеннолетнего обвиняемый узнал от знакомого подростка путем угроз и применения физической силы, после чего угнал автомобиль вынужденного «информатора», чтобы добраться до школьника. Угрожая пистолетом, визуально похожим на пистолет Макарова и пригодным для стрельбы светозвуковыми патронами, обвиняемый заставил несовершеннолетнего сесть в машину и вывез в безлюдное место. Издеваясь и запугивая подростка стрельбой из пистолета в непосредственной близости от его головы, обвиняемый вынудил школьника, стоя на коленях, извиниться за действия его матери. Только после этого подросток был отпущен».
Даже при условии, что все это правда, шесть с лишним лет колонии строгого режима не многовато? Да и правда ли?
– Ни одной экспертизы по этому делу не было, все основано только на свидетельских показаниях. – рассказала Ольга Чайкова. – Но каких! Следователь из Рязани приезжал, так он на улице перед судом учил свидетелей, что и как говорить, прямо на моих глазах, это как?!
Подавать апелляцию на решение Скопинского райсуда или нет, сторона подсудимого пока не решила: правоохранители советуют не рисковать, а то срок может оказаться еще больше. Хотя куда уж!
Эпистолярное издевательство
Параллельно со всеми свалившимися напастями родные пытаются пробиться на свидания к Александру. Получается не всегда. Запрос они делают в Скопине и здесь же получают разрешение. Дальше с той бумагой едут в СИЗО в Рязань. В теории это просто.
На практике матери Александра недавно прислали разрешение без главной печати – то есть недействительное. Выяснилось это уже на пороге СИЗО. А жене Чайкова Насте разрешение выписали в конце мая и отправили его как всегда по почте. Повторимся, из Скопина в Скопин. Хотя родные просили выдавать эти бумаги на руки, ведь быстрее получится. Но не дают, только через почту.
Через нее Настя и получила майское разрешение в июне. А оно уже недействительно, раз подписано в предыдущем месяце. Приехавшую в Рязань на свиданку с мужем, ее развернули на пороге. Вместе с тремя детьми.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
За попытку защитить исторический центр Рязани активисту угрожают расправой
Подписывайтесь на телегу «Новой», чтобы наши новости сами находили вас