Иногда кажется, что чем быстрее цивилизация несется навстречу глобальному прогрессу, тем активней человек пятится в обратном направлении. Покрывается толстой шкурой иронии, прячется за прочным панцирем цинизма и прагматичности. И, словно страшась любого движения живой человеческой души, превращается в доисторическую окаменелость. Поэтому, когда видишь, как свободно и легко люди могут говорить о любви, Боге и радости, это кажется настоящим чудом. Таким же, например, как услышать «Шепот ангелов». Проект с таким названием на стихи поэтессы Юлии Апрель (Филиной) был создан композитором и пианистом Геннадием Филиным уже более 15 лет назад. За эти годы он исполнялся в разных вариациях, с успехом был встречен во многих городах. И вот после довольно продолжительной паузы «Шепот ангелов» опять зазвучал. Причем новым голосом: 30 мая на сцене Муниципального культурного центра группа Feelin’s выступила совместно с вокалисткой Натальей Богдановой.
«У меня есть простое решение» – так начинается одно их стихотворений Юлии Апрель. Однако это решение из разряда тех простых истин, которые так сложно исполнить: прощение (как подсказывает рифма), вера, творчество, гармония с миром, любовь… Стихи настолько личные, что воспринимаются как исповедь. А в виртуозном исполнении Натальи Богдановой и Feelin’s обретают силу духовного откровения.
«Шепот ангелов» – это уникальный синтез духовной лирики, романса, джаза и рока. Проект сильно заряжен своими создателями энергетически, поэтому вопрос его возвращения на сцену выглядит очевидным. Тем более что это событие оказалось подкреплено еще одним информационным поводом: на концерте состоялась презентация первого поэтического сборника Юлии Апрель, выпущенного издательским сервисом Ridero. Определенной премьерой стал концерт и для Натальи Богдановой: несмотря на то, что с группой Feelin’s певица сотрудничает уже давно, в «Шепоте ангелов» она дебютировала впервые.
С двумя героинями этого вечера мы и побеседовали, после того как отзвучали благодарные аплодисменты зрителей.
– Юлия, давайте начнем с книги. Несмотря на то, что в вашем поэтическом багаже уже более 600 стихотворений, это только первое издание. Как оно появилось на свет?
Юлия Апрель: Просто пришло время. Мне кажется, что дар есть у каждого человека. Он может проявляться в творчестве или в иных сферах. Но зачастую он воспринимается нами как должное и бывает не востребован. Так и мой дар много лет «лежал на полочке». Но недавно я поняла, что способности к чему-либо даются не для того, чтобы кайфовать от них самому или отложить до лучших времен, оправдываясь тем, что на них не заработаешь и они никому не требуются. Дар нужен, чтобы в первую очередь подарить его миру, людям. Словом, я почувствовала, что пора. Собрала стихи и сделала первый сборник. Книга уже представлена на сайте Ridero. Там можно познакомиться с фрагментом, приобрести и скачать электронный вариант или же заказать печатную версию.
– Вместе со сборником возобновился и проект «Шепот ангелов»?
Ю.А.: Точнее будет сказать, пережил новое рождение. Проект серьезно изменился, наполнился новыми чувствами, обрел новое звучание. Сегодня очень непростая ситуация в мире: люди заново ищут смыслы в жизни, пытаются обрести точку опоры. Так что опять-таки повторюсь, пришло время. Мы словно почувствовали внутренний зов. Я сама стала готова «выпустить» свои стихи на сцену. Творчество – процесс, который трудно описать словами. Стихи просто «приходят»: будто открывается окно и на тебя льются потоки слов. И потом, глядя на результат, порой бывает даже трудно поверить, что это написала ты. Поэтому, кстати, я практически не знаю свои стихи наизусть. В этом плане я не Есенин, который помнил все свои стихи.
– «Шепот ангелов» – проект, который существует уже много лет. Как он развивался?
Ю.А.: В самом начале нашей первой солисткой была Евгения Асанова, тогда еще 13-летняя ученица Православной гимназии. Сегодня Евгения – профессиональная певица, выступает на самых престижных сценах, в том числе в Большом театре. Программу с успехом принимали на мероприятиях совершенно разного уровня и масштаба. Это был очень яркий период. Но постепенно проект встал на паузу: Евгения выбрала путь академического музыкального образования, у Feelin’s также появились новые планы. Но «Шепот ангелов» все равно не отпускал и где-то на подсознательном уровне постоянно напоминал о себе. Наверное, этот «шепот» услышали и звезды, потому что обстоятельства сами сложились в нашу пользу. Мы случайно познакомились с актрисой театра драмы Риммой Морозовой, а она в свою очередь познакомила нас с прекрасной певицей Натальей Богдановой. Эта встреча словно была дана нам свыше, так что «говорящая» фамилия Натальи себя полностью оправдала, вот уже десять лет мы активно сотрудничаем.
– Наталья, я так понимаю, что вы сразу откликнулись на предложение?
Наталья Богданова: Когда мы познакомились, разумеется, я знала о группе Feelin’s, бывала на концертах. Так что творчество этого коллектива мне знакомо и сомневаться не пришлось. Мы сделали несколько совместных номеров, были поездки, много лет подряд мы выступаем в Окском государственном биосферном заповеднике на Дне журавля. Но это были разрозненные проекты, не объединенные в одну большую программу. Поэтому, когда у Юли сформировалась идея выпуска стихотворного сборника, это стало импульсом для возвращения «Шепота ангелов». И, естественно, все сразу поддержали эту идею.
– Насколько изменился состав программы?
Ю.А.: Часть репертуара сохранилась, но появились и новые песни («Соль», «Любовь как птица в поднебесье» и др.), новые стихи, изменились аранжировки. Мне очень приятно, что Наташа также вдохновилась и включилась в процесс сочинительства – в результате родилась веселая и оптимистичная песня «Улыбка». Наташа в ней раскрывается с абсолютно новой стороны – как актриса оперетты. Кроме этого, программа дополнилась воодушевляющими советскими композициями. Но самое главное, «Шепот ангелов» звучит с новым осознанием и новым уровнем самовыражения.
– Во время концерта было ощущение, что каждая песня превращается в музыкальный мини-спектакль: насколько искренним и прочувствованным было исполнение. Сказывается актерская профессия или слова, действительно, так ложатся на душу?
Н.Б.: Конечно, профессия обязывает. Когда владеешь определенными навыками и представлением, как должно быть, это всегда будет проявляться в работе. Но эти песни близки мне по-настоящему, я их полностью принимаю и переживаю на душевном уровне. Композиции «Крылья», «Огненная птица», «Пушинка» просто не могут оставить равнодушной, цепляют прямо за сердце.
– Наталья, я помню вас еще по ролям в спектаклях Рязанского студенческого театра «Переход». И сегодня было приятно видеть вас на сцене в качестве певицы.
Н.Б.: На сцене я всю жизнь – и как певица, и как актриса. Окончила ГИТИС по специальности «артист музыкального театра» (мастерская Герарда Васильева), сейчас работаю в экспериментальной студии при Академическом театре имени Евгения Вахтангова, также играю в «Театре города М.». Это интересный независимый молодежный проект, созданный в 2019 году выпускниками ведущих театральных вузов Москвы и Санкт-Петербурга, у которого, как мне кажется, большое будущее. Приглашаю всех рязанцев на наши спектакли. Что касается музыкальной ипостаси, то я работала с Академическим Большим концертным оркестром имени Ю.В. Силантьева, Академическим оркестром русских народных инструментов им. Н.Н. Некрасова. И, кроме того, сейчас продолжаю сотрудничество с ГИТИСом на кафедре вокального искусства.
– Как правило, концерты принято заканчивать радостными, яркими композициями, чтобы зритель уходил в приподнятом настроении. У вас в финале звучит медитативная «Молитва», которая настраивает совсем на другой лад.
Ю.А.: Хочется, чтобы люди после нашего концерта погрузились в особое состояние. Чтобы они смогли услышать свою внутреннюю тишину и шепот своих ангелов.
Фото Андрея Павлушина
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Рязанский рок-революционер Игорь Павлов – о журнале «Тапки», украинском авангарде и приколах девяностых
Подписывайтесь на телегу «Новой», чтобы наши новости сами находили вас