Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№49 от 16 декабря 2021 г.
Плату за проезд пора снижать
Обозреватель рязанской «Новой» на конкретных примерах и цифрах показывает справедливую стоимость передвижения в общественном транспорте

В рязанском транспорте жужжит обмен мнениями: пассажиры предполагают, сколько их заставят платить в новом 2022 году. В обращении не особенно известной простому народу общественной организации – Рязанской региональной ассоциации перевозчиков (РРАП) – промелькнули цифры в 28 рублей за поездку.

Итак, перевозчики пишут губернатору...

Обухов и дети девяностых

Кто это пишет? Организация РРАП, о которой идет речь, зарегистрирована в селе Дядькове, но учреждена и возглавляется директором рязанского таксопарка (на улице Лермонтова) Василием Обуховым. За ним же в открытых бизнес-справочниках числится еще несколько предприятий, в том числе – «Рязаньпассажиртранс», которым они владеют пополам с партнером Виктором Игоревичем Дороговым. И этот «Рязаньпассажиртранс» – один из учредителей РРАП.

Фамилия Дороговых вообще очень популярна на предприятиях, локализующихся на улице Лермонтова в здании номер 9/2. Это, к примеру, Игорь Дорогов, хорошо известный любому предпринимателю Рязани в 1990-е годы, или его брат Дмитрий Дорогов. Под их контролем находится старое предприятие известного еще в СССР таксопарка – «РПАП-4». 

Другой соучредитель РРАП – ООО «Рязантрансавто». Точнее, предприятия «Рязаньтрансавто IV», «Рязаньтрансавто VIII», «Рязаньтрансавто XIV»… Почему их так много, с отличием только в цифрах? Потому что их нарегистрировали в таком виде в августе 2012 года все в том же Дядькове и используют то одно, то другое. Учредители и директора в них разные – Ольга Рогачева, Александр Лисенков, Наталья Шатилова, Борис Андреев. А стоящие за ними бенефициары – общие. 

С ними же в учредителях РРАП числится и Александр Рогачев с «Автоклубом Рязани». Тот самый, что в 2019 году был задержан по подозрению в убийстве своего компаньона Алексея Громова, расстрелянного под Спасском. Сейчас Рогачев ожидает решения суда.

Кстати, кроме РРАП есть и другие похожие по названию объединения, которые могут представлять тружеников пассажирского транспорта. Например, «Региональное некоммерческое партнерство пассажироперевозчиков». И там президент – тоже Василий Обухов.

Любимовский вопрос

Почему пишут именно губернатору? Предельный размер тарифа на пассажирские перевозки в Рязанской области устанавливает (отдельно для разных транспортных предприятий) Региональная энергетическая комиссия (РЭК).

Увы! То, что пишет комиссия, к действительности имеет слабое отношение. Например, РЭК согласилась с расчетами муниципального «УРТ», предоставившего экономически обоснованные тарифы: 29,7 руб. – стоимость одной поездки на  троллейбусе и 40,95 руб. на автобусе. Но с пассажиров по-прежнему брали и берут по 23 рубля.

Почему?

Потому что регулирование тарифа осуществлено государственным органом, и недополученные доходы возмещают за счет бюджета области – государственного органа. Вот почему для изменения цен на билеты важно слово Николая Любимова.

А кому городские власти распределяют маршруты и «подводят под дотации»? Посмотрите на сайте «транспортной карты УМКа»: там «Рязаньтрансавто VIII», «Рязаньтрансавто XIII»… Они самые! 

Письмо с любопытными цифрами

Но тогда и народ, подобно этой общественной организации, созданной при рязанском таксопарке, может обратиться к губернатору, за которого голосовал в 2017 году (и кто знает, что выкинет при следующем голосовании в 2022-м). Например, с таким письмом:

«Уважаемый Николай Викторович!

Граждане России, проживающие в Рязанской области, обращаются к вам с просьбой рассмотреть вопрос о стоимости проезда в общественном транспорте.

Нам стало известно, что перевозчики просят вас о повышении тарифа. Они ссылаются на увеличение цены топлива за этот период в полтора раза.

За тот же период у нас выросли цены на ЖКХ: на теплоэнергию – на 14%, на электроэнергию – 15,5%, взносы на капитальный ремонт – на 94%, введен новый сбор за вывоз бытовых отходов.

Согласно официальным данным Рязаньстата, реальные денежные доходы жителей Рязанской области в 2018 году выросли на 0,3%, в 2019-м – упали на 0,1%, в 2020-м – упали на 2,8%. В 2021 году прирост средней зарплаты, по мнению чиновников, делавших доклады по бюджету перед областной думой, снова не превысит прироста цен. Таким образом, общее изменение доходов за четыре года составит примерно минус 2,6%.

Рассчитав изменение уровня наших доходов, мы хотим выразить общее мнение народа – повышение тарифа на проезд или сохранение его на прежнем уровне подтолкнет нас к обнищанию.

Уважаемый Николай Викторович, просим вас рассмотреть вопрос о понижении стоимости проезда на 2,6%, то есть приведении его в соответствие с нашими доходами. 

Многострадальный рязанский народ».

Кто станет рупором?

2,6% снижения – это примерно один рубль.

Билет по 22 рубля вместо 23-х – как оно вам?

Если пустить эту петицию по кругу в любом супермаркете, на автобусной остановке или в подъезде жилого дома, она точно наберет 60-70% поддержки.

И вот здесь встает вопрос: а кто этим может заняться?

Формальные общественные организации, претендующие на славу народных – профсоюзы, например – давно уже смотрят в рот кураторам из властной вертикали. «Оппозиционные» партии, имеющие даже депутатов в областной и городской думах, не слишком хотят ругаться с бизнесом, потому что кто знает, не придется ли завтра обращаться к нему за финансовой поддержкой. 

Какого-то народного движения «снизу» в Рязани незаметно.

А между тем, на общественном транспорте передвигаются как раз самые обездоленные из рязанцев. Те 610 человек из тысячи, у которых еще нет собственных автомобилей.

А КАК У НИХ

Догнать и переплюнуть Пензу

Стоимость проезда в других городах центральной России:

Саранск – 23 рубля по карте, 24 рубля наличными;

Тула – 21 рубль по карте, 25 рублей наличными;

Липецк – 21 рубль по карте, 26 рублей наличными;

Тамбов – 20 рублей по карте, 22 рубля наличными;

Владимир – 23 рубля в троллейбусе, 24 рубля в автобусе;

Муром – 22 рубля.

В большинстве перечисленных городов такого уровня тарифы достигли в 2020 или 2021 годах, а раньше (когда Рязань уже ввела 23-рублевые билеты) они были ниже.

Осенью повысила стоимость проезда Пенза – с 23 до 27 рублей. Вероятно, в Рязани решили, что ее можно переплюнуть.

Илья КРЕЙКОВ