Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№06 от 17 февраля 2022 г.
Танцы на граблях с подсветкой
В Рязани ярко лоббируют установку тусклых фонарей на улицах города

В декабре губернатор Николай Любимов снова указал мэрии Рязани на недостатки. На этот раз – за затягивание установки нового освещения в городе. Велел ускоряться, закупать фонари поярче и вообще срочно перевоспитываться. Чиновники покивали, а спустя два месяца выдали госконтракт, в котором без всякой подсветки вылезает лоббирование интересов конкретного подрядчика. Хороший свет городу, судя по условиям этого договора, опять не грозит.



Конкурсная документация появилась на сайте госзакупок 8 февраля. А уже через несколько дней к главе горадминистрации Елене Сорокиной обратились с открытым письмом – с просьбой отменить конкурс и, убрав в нем явные недочеты, объявить новый. Разумный.

Сделал это заместитель председателя Рязанского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Игорь Кочетков. Он же помог «Новой» разобраться в технических дебрях той конкурсной документации.

Исправили по-тихому

Пока речь идет об установке более пяти тысяч светильников в Московском районе. Начальная сумма контракта – 95,5 млн рублей. К слову, всего в Рязани до сентября должны поставить 17 тысяч новых фонарей, то есть нынешний госзаказ – только начало большого дележа бюджетных денег.

Но и для начала все у рязанских чиновников срастается неплохо. Например, в конкурсной документации не было (к этой фразе мы еще вернемся)… важнейших светотехнических характеристик:

– не указан минимальный световой поток осветительных приборов,

– нет ни одного светотехнического расчета,

– не указана минимальная мощность осветительных приборов.

Более того: в пакете размещенных документов нет собственно… проекта на установку освещения. Равно как и мест установки будущих светильников.

Фраза «не было» отмечена выше не случайно. Одну из характеристик чиновники обновили в документации на сайте госзакупок буквально перед сдачей этого номера «Новой» в печать. Они просто взяли и… добавили «минимальный световой поток»: внесли эту строчку в шесть из семи типов указанных в контракте светильников. Кстати, по закону после таких правок нужно продлять конкурс на госконтракт на десять дней. Чего не сделано.

Далее мы приведем часть открытого письма Игоря Кочеткова мэру. Здесь все по полочкам.

Ватты, шкафы, миллиметры

По скандальному энергосервисному контракту 2014 года (благодаря ему Рязань со времен мэра Виталия Артемова погружена во мрак) в Московском районе установили 5 067 светильников. Из них только 521 мощностью 36 Вт (остальные – более мощные). И эти светильники в 36 Вт не обеспечивают нормативный уровень освещенности и вызывают, мягко говоря, массовые нарекания рязанцев.

В смете 2022 года в графе «Обоснование начальной цены контракта» установлено, что из 5 352 светодиодных светильников 2 665 штук имеют номинал в 35 Вт. То есть уже половина всех поставляемых светильников! Если сейчас ходить и ездить по улицам небезопасно, то 

Вместе с тем указаны обязательные габаритные размеры осветительных приборов в миллиметрах. Что не нормируется ни одним ГОСТом и никоим образом не влияет на нормативы освещенности дорог и тротуаров.

Также прописано обязательное требование – установить 1 470 светильников с индивидуальными контроллерами управления. Почему же не все 5 352 светильника должны быть с контроллерами, если город так стремится к энергоэффективности?

И почему в техдокументации отсутствуют шкафы управления и регулирования, а также базовые станции управления, без которых невозможно энергоэффективное управление? Но они есть в «Обосновании начальной (максимальной) цены контракта».

В проекте контракта ничего не сказано и об обязанности подрядчика эффективно управлять светильниками. Есть только выполнение работ по их замене. Это означает, что победитель конкурса не будет делать то, чего нет в контракте.

Возникают резонные вопросы. Для чего в проект контракта вписаны контроллеры управления стоимостью 6,125 млн руб., если они остаются бесполезной игрушкой и никак не предполагают быть задействованы? И зачем так детально прописаны габариты светильников, стоящих на высоте 9–11 метров над землей?

Ответ до банальности прост: для выставления барьеров к участию в конкурсе других подрядчиков, не имеющих договоренностей с заказчиком, которым выступает рязанская мэрия. 

Наталья Поддубная