С момента возникновения Советского Союза долгие годы страна измеряла свою жизнь «пятилетками». Пятилетний период планирования был предложен председателем Государственной плановой комиссии при Совнаркоме Глебом Кржижановским исходя из того, что именно за пять лет реально построить с нуля крупное сооружение или предприятие, а значит, заявленные в пятилетних планах результаты будут вполне достижимы. Пятилетним циклам, по его расчетам, подчинялся и рост урожайности, и даже процесс перераспределения специалистов между предприятиями.
14 февраля исполнилось пять лет с того момента, как кресло губернатора Рязанской области занял Николай Любимов. Сперва в статусе исполняющего обязанности, с сентября 2017-го – в губернаторском. Этот переломный момент в жизни и карьере тогда еще депутата Госдумы от Калужской области, похоже, не принес радости ни ему самому, ни региону. Попробуем разобраться, почему так вышло.
3 августа 2017 года «Новая» оценивала у Николая Любимова уровень развития ключевых навыков, необходимых для занятия губернаторского кресла. По пятибалльной шкале экспертами рассматривались следующие базовые качества на тот момент исполняющего обязанности главы рязанского региона: целеполагание, конфликтология, командообразование, мотивация, делегирование. В сумме получили… ноль баллов из двадцати пяти возможных. Особенно отмечалось, что команда, которую губернатор сохранил от своего предшественника, тянет все его благие усилия на дно: «на телеге прошлого далеко не уехать. Тем более – на неисправной телеге». Прошедшие пять лет полностью подтвердили правоту экспертов и точность анализа, сформированного в 2017 году.
Нередко противники действующего губернатора эмоционально заявляют о полной профессиональной непригодности Николая Любимова. Категоричные утверждения тут не совсем уместны: редко можно встретить в жизни человека, у которого полностью отсутствуют способности. Например, неисправимый «двоечник» по математике в школе может прекрасно рисовать или пробегать стометровку быстрее всех. Если вовремя выявить способности ребенка и способствовать их развитию, то можно вырастить полноценного члена общества. Было бы наивно думать о том, что полностью «нулевого» и бесперспективного калужского депутата поймали на улице и, не разобравшись, направили руководить миллионным регионом. Он прошел большую школу управления, но и на солнце есть пятна. Критики припоминают участие будущего рязанского губернатора в нескольких калужских историях, например, в событиях 2011 года, когда председатель контрольно-счетной палаты Калуги Роман Кузьмичев был отправлен в отставку. Произошло это из-за выявленных прокуратурой нарушений при размещении муниципального заказа. Как оказалось, просчеты в работе должностных лиц контрольно-счетной палаты города Калуги повлекли за собой неэффективное расходование средств бюджета города Калуги. Об этом на канале калужской ГТРК сообщил председатель комитета гордумы Калуги Александр Одиночников. Руководил администрацией Калуги в тот период, когда прокуратура выявила неэффективное расходование средств муниципального бюджета, Николай Любимов. А закрывший тогда глаза на эти нарушения Роман Кузьмичев сегодня возглавляет контрольно-счетную палату, но уже не в Калуге, а в Рязанской области.
Сторонники же, напротив, утверждают, что ранее Николай Любимов более-менее успешно проявлял себя на других должностях, и это позволило надеяться на то, что с проблемами региона он справится. А раз этого не произошло, можно ли искать причину в биографии? Считается, что ни дня в своей жизни до приезда в Рязань Николай Викторович не выступал в роли самостоятельного руководителя. Не считать же всерьез самостоятельной должность мэра Калуги (или Рязани) в современных российских реалиях. Продвигаясь по карьерной лестнице в правительстве Калужской области, г-н Любимов проявил себя в качестве ответственного исполнителя, который способен без лишних размышлений выполнить поставленные руководством задачи строго по спущенному сценарию.
Кроме того, во время создания на калужской земле кластера немецкого автомобилестроения, названного позже «калужским чудом», у него проявилась еще одна способность: безгранично поддерживать неформальные отношения с иностранными представителями, демонстрируя им чудеса российского гостеприимства. Правда, с языком у Любимова было слабовато, и калужский губернатор Анатолий Артамонов отправил его в Лондон, на ускоренные курсы английского.
Обратив внимание на то, что общаться у Любимова получается лучше, чем организовывать работу подчиненных, Артамонов принял решение о переводе его с чиновной работы на депутатскую. На очередных выборах законодательного собрания Калужской области (аналог Рязанской облдумы) Николай Викторович бы избран депутатом и стал его председателем.
Но должность спикера предполагала помимо публичности еще и аппаратную работу, которую, как говорят калужане, Любимов не потянул. И тогда Артамонов обеспечил его выдвижение и избрание депутатом Государственной Думы по объединенному партийному округу «Единой России», в который входили Калужская и Тульская области. Выборы состоялись 18 сентября 2016 года. А 14 февраля 2017-го Любимов сложил мандат депутата Госдумы и был назначен врио губернатора Рязанской области. Все усилия калужского губернатора по продвижению представителя своего региона в федеральный парламент и его избранию на выборах оказались потрачены впустую.
В калужской команде Артамонова Любимов отработал двадцать лет – с 1997 по начало 2017 года. Лучше Анатолия Дмитриевича своего ученика никто не знает. В декабре 2021 года в большом интервью ныне сенатор Артамонов ответил на несколько вопросов и о Николае Любимове.
Эти видеофрагменты калужской телекомпании быстро разлетелись по соцсетям и прошли во многих рязанских СМИ. Кто-то даже пытался вырывать фразы из контекста и преподносить их как разочарование Артамонова в своем ученике. Но мы за объективность. Ничего подобного в интервью мы не услышали. Да и не мог опытный политик публично заявить о том, что чиновник, которого он лично воспитывал два десятка лет, оказался профнепригодным. В то же время на основе собственного опыта руководства регионом отец «калужского экономического чуда» имел возможность оценить успехи своего земляка в Рязанской области. Но хвалить эти «достижения» он тоже не стал. Поэтому опустил проблемные моменты и сделал акцент на преимуществах своего недавнего протеже.
– Это прирожденный депутат, вот он родился депутатом! Он обаятельнейший человек, он очень контактный. Он вызывает доверие у людей. Такие люди нужны в Госдуме, даже не в Совете Федерации, там дискуссий мало. В Думе он был нужен, он там был на своем месте, его трогать оттуда нельзя было. Я с ужасом узнал, что его назначили губернатором, исполняющим обязанности, – по сей день сокрушается Артамонов. – Я его люблю как человека, у него очень быстрые мозги, он очень современный, все есть при нем, но для губернатора этого мало. Губернатор – это особая порода людей. Человек может быть выдающимся политическим, общественным деятелем, деятелем культуры, но губернатор – это особая статья. Вот глава администрации муниципалитета и губернатор – это люди, которые должны в себе сочетать качества, которые позволяли бы решать и хозяйственные вопросы, и политические, и обладать даром предвидения.
В итоге Анатолий Артамонов сообщил, что у нынешнего руководителя Рязанской области есть все данные для того, чтобы стать большим политиком, но губернаторство – это не совсем то, что ему подходит.
Работа депутата принципиально отличается от работы губернатора. Если для первого важны публичность, обаяние, умение производить положительное впечатление на всех без исключения, то для главы региона нужны совсем другие практические качества, о которых мы уже упоминали вначале. Многие привыкли к тому, что депутат постоянно много и красиво обещает. И мало кто обижается на то, что многое из обещанного не исполняется. Если честно, мало кто ожидал, что все предвыборные обещания исполнятся.
К губернатору относятся иначе. В глазах жителей он главный чиновник и хозяин в регионе, и любое невыполненное им обещание воспринимается уже как обман и неспособность организовать работу. А любой прокол всех остальных чиновников автоматически бьет и по губернатору, ведь всех местных чиновников назначал он. И если он их не увольняет, то, следовательно, одобряет их действия и поддерживает. То есть принимает на себя всю ответственность.
Итак, проблемы Николая Любимова в кресле рязанского губернатора стоят на трех китах. Во-первых, он вынужден был заниматься не публичной депутатской деятельностью, к которой был предрасположен, а рутинной организационной и административно-хозяйственной работой. Во-вторых – в чужом для себя регионе и с постоянной ориентацией на мнение центра. А в-третьих, нарушились привычные для него ролевые сценарии. В Калуге он комфортно чувствовал себя исполнителем, подчиненным у мудрого руководителя, который заранее продумывал за него все поручаемые ему указания и нес за них ответственность. Это объясняет тот факт, что сначала недоброжелатели обвиняли рязанского губернатора в полной зависимости от вице-губернатора Игоря Грекова, а после скандального увольнения того в январе 2021-го – от собственной супруги, которую он на глазах у всех полноценно включил в решение основных вопросов регионального управления – от финансовых до кадровых.