В минувшие выходные полицейские пошли по квартирам гражданских активистов. Дома застали далеко не всех, поэтому основательно попугали соседей или престарелых родственников. К кому-то просто заглянули и спросили о проживающих в подъезде иностранных гражданах – вероятно, проверяли, дома ли «смутьяны». На кого-то устроили настоящую облаву, но пока безрезультатно. Что нужно полиции от гражданских активистов, которых уже осудили по административным делам?
«Полиция приезжала в субботу по прописке, к моим бабуле с дедулей, они звонили мне в панике. Я сказала, чтобы они отвечали полиции, что я там не живу. Я проживаю на съемной квартире – той же, в которой жила в прошлом году, и указала ее в протоколе. Они пришли туда, муж сказал, что не знает, где я работаю. Участковый пообещал прийти вечером вновь. Они требуют, чтобы я подписала документ о том, что не выйду больше на улицы, со всеми вытекающими последствиями. В прошлом году происходило то же самое перед выборами, но они так не наседали, только звонили отцу», – это слова 23-летней рязанки, которая все выходные была вынуждена прятаться от полиции.
Ее начали разыскивать 12 марта – настойчиво, взбудоражив всех родственников. Мужу названивали практически круглые сутки, пока он не сообщил, что уходит на смену и отключает телефон. Супруги переночевали у друзей, а наутро узнали от соседей, что полиция «громко долбила в дверь» несколько раз. Затем полицейские наведались к руководству кафе, в котором девушка работала год назад, после стали названивать хозяйке квартиры, в которой она жила.
Кого преследовали сотрудники отдела полиции Рыбновского района, ради чего потратили столько сил и подотчетного бензина? Может быть, они ловили обманувшую нескольких стариков мошенницу, или избившую своего ребенка алкоголичку, или международную террористку? Нет, им была нужна девушка, «виноватая» в участии в прошлогодней (!) акции протеста. Тогда она получила административное наказание за то, что шла в толпе и хлопала в ладоши «за Навального».
Родственникам девушки сообщили, что она должна расписаться в предостережении «о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения». Рязанка не хочет этого делать. Не потому, что намерена что-то там нарушить, а просто «не хочет с ними никаких сделок заключать», да и вообще – «у нас из Конституции право на свободу слова еще не вычеркнули».
После разговора с корреспондентом рязанка сменила место жительства и номер телефона. Ей крайне неприятны воспоминания о прошлогодней встрече с силовиками, она всеми силами старается ее забыть. Единственное, о ком она всерьез беспокоится, это бабушка с дедом. У пожилых родственников может серьезно пошатнуться здоровье.
Как стало известно «Новой», в выходные такое же предостережение пытались вручить активисту Сергею Евсееву, но только перепугали соседей – его самого не было дома. Соседей Алексея Борисова напугать не смогли, поскольку они привычные, но теперь активист всерьез задумался о том, куда поместить тяжелобольную маму. Полиция отлично знает, что он не живет по месту прописки, но методично, раз за разом приходит к очень пожилой и очень больной женщине.
На этом фоне странно выглядит визит участкового полицейского в квартиру членов ПАРНАСа Юрия Богомолова и Ирины Кусовой. По словам Богомолова, сначала полицейский постучался в ближайшую дверь и спросил, кто живет по соседству, затем зашел к супругам с вопросом о проживающих в подъезде иностранных гражданах.
Кто-то из активистов посмеялся над такими визитами, кто-то назвал «цирком с конями», но, согласно Федеральному закону от 2016 года № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», полицейские имели на это право. Как пояснил рязанский правозащитник Александр Бехтольд, официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения объявляется гражданину, в отношении которого, по мнению полиции, стоит применить меры индивидуальной профилактики правонарушений. Предостережение обязательно для исполнения. В случае неисполнения указанных в предостережении требований гражданин может быть привлечен к ответственности. Если предостережение невозможно вручить лично в руки, оно может быть отправлено по почте с уведомлением о вручении.
Неделей ранее, 6 марта, на тех же гражданских активистов в городе была объявлена практически охота. В отделах полиции оказались, по данным «Новой», до 40 человек. По данным УМВД России по Рязанской области, было задержано всего три человека. Очевидно, имелись в виду те, на кого были оформлены протоколы по антимитинговой статье 20.2 КоАП.
Иллюстрация: Георгий ТИТОВ
Подписывайтесь на телегу «Новой», чтобы наши новости сами находили вас