Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№09 от 17 марта 2022 г.
Плантации грибов с глазами
Как Рязань превращается в серое поселение Переяславль

Уважаемые представители власти (избранной и назначаемой)! Обращается к вам Александр Николаевич Бабий, художник-педагог, член президиума ВООПИиК


Но, прежде чем выплеснуть свою боль и возмущение, напомню вам слова академика Бориса Викторовича Раушенбаха. В августе 1976 года, выходя из зала «Знатных земляков Рязанской земли», он с восторгом и глубокой печалью произнес: «Скольких же гениев родилось в Рязани! И почти для всех она оказалась мачехой…»

Вспомнил дорогого Бориса Викторовича в связи с тем, что «в 2020 году городским художественным советом была одобрена концепция установки серии садово-парковых скульптур “Грибы с глазами”». Готовность «украсить наш город, сделать его привлекательны для туристов» скульптурным хламом, а точнее – скульптурным «онанизмом», опасный симптом духовного неблагополучия.

Рукоблудье авторов рязанской умилительной скульптурной серии «Грибы с глазами», безусловно, приводит в восторг обывателя. Только следует помнить, что жанр садово-парковой скульптуры сегодня потерял стилистическое единство с урбанистической средой. Бесконечное повторение скульптурной идеи превращает серию в обезличенный типовой проект. Это как лишенные эстетики и красоты хрущевки или брежневки в архитектуре.

В итоге усердными стараниями искренних и честных рязанцев, но сомнительных профессионалов в области монументального искусства, заседающих в многочисленных советах и советиках, разрушается органическое единство градообразующего комплекса. Рязань просто замусоривается декоративными поделками. В них литературщина и эклектика представляют собой главный содержательный смысл. Хотя авторам со товарищи решения вроде «…принять в рабочем порядке» открывают многочисленные возможности для того, чтобы не смог пересохнуть источник дохода.

Когда же иссякнет тема уже утвержденных мини-скульптур «Грибов с глазами»: гриб-студент, гриб-бабушка, гриб-балерун, гриб-пионер, то, глядишь, появится желание начать новую соско-серию. А что? Грибы все-таки не все любят, но с соской вырос каждый малыш. Монументальное искусство призвано не развлекать обывателя, а воспитывать.

Но если серьезно, из-за сложившегося за многие десятилетия гражданского пофигизма утеряна ответственность перед культурой, ее будущим развитием. Поэтому смею утверждать, что занятие городского пространства лишь на первый взгляд безобидными скульптурными безделицами, есть ни что иное как размывание подсознательного чувства причастности к многовековой славе рязанцев, их мощной генетической силе, уничтожить которою на протяжении многих веков стремились враги русской культуры.

Пока город окончательно не засыпали бронзовым хламом важно понять, что монументальное искусство не должно подменяться скульптурными безделушками. Русские градоначальники считали за честь создавать бульвары с установкой на них величественных памятников гениальным сынам Отечества. Достаточно вспомнить склонившего голову А.С. Пушкина работы Александра Опекушина. Русский скульптор, действительный член Императорской Академии художеств отлично понимал свою ответственность не только перед монументальным искусством, но и не меньшую – перед многими поколениями соотечественников. Примеры серьезного подхода к вопросам организации городского пространства можно приводить бесконечно. Только, к сожалению, не в моей любимой Рязани.

Мою первую статью о скульптурной вакханалии, которая продолжается до сих пор, «Новая» публиковала еще в начале двухтысячных годов. Реакции никакой. Причины? Одна из них – абсолютная безответственность Союза художников, Союза архитекторов, искусствоведов и чиновников. Губернский город Рязань с его уникальной культурой опять перерождается в серое сельское поселение Переяславль. Думаете, ставшее уже привычным изображение куполов без крестов на эмблеме Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника со временем не аукнется позором? Или памятник Георгия Победоносца без плаща победителя всего лишь безобидное авторское решение? Нет. История глумления над собой не прощает.

К стыду, мы забыли о том позоре, который рязанцы пережили в самых конце пятидесятых годов прошлого века, когда объявили на весь мир о «выполнении трех планов поставки мяса и молока». Угробив при этом тысячи голов мясомолочного скота, поголовье овец и свиней. В тот постыдный год наш курс помогал в Скопинском районе убирать урожай. Помню, как буквально сошла с лица хозяйка, у которой мы квартировали. Сквозь слезы она причитала: «За что председатель отобрал моих овечек? За что?.. Говорит, что они колхозный сад обглодали…» Пример постыдного бездумья и трусости руководства всех уровней, которое помогло политическому авантюристу Н.С. Хрущеву исполнить один из пунктов программы уничтожения Советского Союза. Только не спеши, уважаемый читатель, ухмыляться. Скопилось слишком много фактов осознанного разрушения русского уклада, культуры и истории. Порывы небесталанных авторов «грибов с глазами» засеять спорами псевдокультуры целые плантации понятны. Но только не на тех местах, где самой историей предопределено стоять памятникам «гениям земли Рязанской».

Например, место в сквере у филармонии. Сейчас его занял бронзовый гриб. А четверть века назад рязанский скульптор Антонина Петровна Усаченко мечтала поставить здесь памятник создателю и руководителю Государственного рязанского хора Евгению Попову, успев в камне изваять его полуфигуру. Или улица Новослободская, там, где на месте бараков за фабрикой «Рязаньвест» заново воссоздали дореволюционный сквер (в 1899-1914 он назывался Пушкинским) теперь – дурковатый «рязанский косопуз». А обсуждалось оно под установку памятника земляку, герою Смутного времени Прокопию Ляпунову.

Мне стыдно и больно за столь опрометчивые решения.

Установка скульптурных изысков «Грибы с глазами» вполне уместна на частных территориях или лесных еланях, но только не в древнейшем многострадальном городе Рязани, который со времен великого князя Олега и в ХХI веке остается ненавистным врагом «и Ватикану, и Орде». Так что, уважаемые авторы «безобидного» проекта «Грибов с глазами» и их сподвижники, ваши легкомысленные «украшения» города невольно записывают всех вас в хулители истории и культуры, то есть в ту самую, настоящую, а не мнимую «пятую колонну».

*   *   *

Жду развернутые ответы по существу. И, как знают тысячи моих любимых учеников, за 50 лет педагогической деятельности я всегда, предостерегая о последствиях, обязательно предупреждаю не желающих вникнуть в смысл обсуждаемой темы «упрямцев» о своих намерениях закрытия или о дальнейшем развитии поднятой проблемы. В случае тактичного ухода от решения данного вопроса наш разговор должен быть продолжен на страницах российских газет и журналов. Тема защиты культуры Отечества и ее малых городов очевидна.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

В зарослях духовного легкомыслия. Александр Бабий – о «черством эгоизме», побеждающем подлинную любовь

Александр Бабий