Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№40 от 17 октября 2019 г.
Свежие новости
Коммивояжер приходит убивать
 Предполагаемый виновник гибели рязанских пенсионеров Макеевых мог действовать не в одиночку

Подозреваемый в резонансном убийстве семьи ветеранов Макеевых 20-летний Максим Куприн арестован. Ему предъявлено обвинение по пункту «а» части 2 статьи 105 УК РФ. Но точку в этой криминальной истории ставить рано.

Напомним, 9 октября пресс-служба следственного управления СК России по Рязанской области сообщила о задержании подозреваемого в убийстве 91-летнего участника обороны Ленинграда, подполковника в отставке Павла Васильевича Макеева и его супруги Риммы Федоровны. Тела пенсионеров были обнаружены 26 сентября в своей квартире в Рязани на улице Новаторов («Новая»  № 39Р от 10 октября с.г.).

Расследование уголовного дела еще не закончено. Появилась информация о том, что Куприн действовал не в одиночку. По данным источника «Новой», полицейские разыскивают женщину-наводчицу и водителя такси, который доставил Куприна к дому потерпевших. Не исключено, что на счету криминальной тройки числится не одно ограбление пожилых рязанцев, но без применения физического насилия. Косвенным доказательством этой версии может служить обращение регионального УМВД к рязанцам,  которые пострадали от противоправных действий Куприна, с просьбой обратиться в полицию.

Старший помощник руководителя следственного управления СК России по Рязанской области Анжелика Евдокимова информацию о сообщниках Куприна не подтвердила. «По этому делу проходит один фигурант, и он арестован», – сказала полковник юстиции.

Следователям, безусловно, видней, но «соавторы» у Куприна могли появиться и спонтанно. По свидетельству родственников и знакомых обвиняемого, в Рязань Максим переехал полтора года назад из села Гремяки Пронского района. «В Рязани внук ходил по квартирам и предлагал купить у него посуду, – рассказала журналистам бабушка Максима. – После переезда в город его словно подменили: покрасил волосы, сделал татуировку, а затем и вовсе перестал общаться с родственниками. В последний раз я его видела в мае. Он рассказывал, что снимает с кем-то квартиру».

То есть Куприн был коммивояжером – посланцем фирмы, ходящим по улицам или по квартирам и предлагающим всем купить товар. Многие из рязанцев наверняка сталкивались с молодыми людьми, пытающимися толкнуть сомнительного качества продукт с помощью льстивых улыбок и кое-как сидящего костюма. Они объединены во всевозможные фирмочки типа «Рога и копыта». Их там десятки и все они делятся между собой информацией о потенциальных покупателях и их адресах. Не исключено, что именно таким образом Куприн узнал место жительства пенсионеров Макеевых. Кто-то из «коллег» мог сболтнуть, что «старики упакованно живут». И непроизвольно стал косвенным соучастником преступления. А дальше – дело техники: специфика работы помогала ему спокойно проникать в квартиры незнакомых людей.

Современные коммивояжеры с легкостью втираются в доверие к пенсионерам. Те охотно верят в истории о распродаже дорогих товаров за копейки и с радостью принимают подарки от незнакомцев. На это и рассчитан трюк аферистов.

Пуская незваного гостя в дом, в первую очередь, многие забывают о собственной безопасности. И грабители, выдавая себя за продавцов, без проблем минуют входную дверь хозяев.

Не далее как 8 октября (кстати, в день задержания Куприна) в Рязани 23-летний житель Башкирии пришел к ветерану Великой Отечественной войны под предлогом продажи товара. Оказавшись в квартире, он украл 16 тысяч рублей и скрылся. Был задержан лишь благодаря оперативности полицейских. Железнодорожный районный суд отправил несостоявшегося «коммивояжера» в СИЗО.

Но это скорее исключение из правил. Большинство таких преступлений остается нераскрытыми. Полицейские почему-то без особого желания берут в разработку расплодившиеся фирмы торговцев неликвидом. А молодые люди, почувствовав безнаказанность, совершают более серьезные, чем мошенничество, преступления. 



Камера видеонаблюдения зафиксировала Куприна в этом магазине на Новаторов, 29

Убийство Павла Васильевича Макеева и его супруги Риммы Федоровны вызвало широкий общественный резонанс. Поисками преступника занялись лучшие оперативники города. К ним даже подключились сотрудники регионального Управления ФСБ, что при раскрытии преступлений, не несущих прямой угрозы национальной безопасности, случается крайне редко. На помощь рязанским криминалистам приехали коллеги из Главного управления криминалистики (Криминалистический центр) Следкома России. Дело, само собой, под личный контроль взял руководитель регионального следственного управления Владимир Никешкин.

За помощь в поимке убийцы губернатор Рязанской области Николай Любимов пообещал награду в 500 тысяч рублей, выделенных неизвестным меценатом. Под этим сообщением главы региона на его странице в социальной сети «ВКонтакте» развернулась бурная дискуссия. 

«Пройдя войну, этот кромешный ад, голод, лишения... быть убитыми теми, для кого они все это терпели... Таким только смертную казнь... долгую и мучительную!», – писали рязанцы. Некая Ирина Нефедова написала: «Данного подозреваемого я видела в день убийства и сообщила в полицию, что смогла. Славы не жду. А вот спасибо сотрудники мне сказали...»

Тут возникает вопрос: как же вознаграждение, обещанное неизвестным благодетелем? 

Как рассказала «Новой» Анжелика Евдокимова, генерал-лейтенант Никешкин письменно обратился к губернатору Любимову с предложением направить выделенные меценатом деньги «на лечение ветеранов Великой Отечественной войны и детей». Причина: «значимой информации от граждан, которая помогла бы в раскрытии преступления, не поступило, преступление раскрыто благодаря следователям и оперативным сотрудникам» (цитата из письма Никешкина Любимову).

По словам Евдокимовой, в процессе расследования уголовного дела было опрошено много рязанцев, проживающих неподалеку от места преступления. Некоторую полученную информацию оперативники использовали в работе. Но в итоге предполагаемого убийцу вычислили благодаря изучению записей с камер видеонаблюдения и регистраторов автомобилей, проезжавших неподалеку от места преступления. У многих жителей с улиц Новаторов, Зафабричная и Птицеводов были сняты отпечатки пальцев, взяты пробы слюны для ДНК-теста. В разработку попали и таксисты, замеченные в день совершения преступления в районе улицы Новаторов. Титаническая работа криминалистов привела к результату – 8 октября Куприн был задержан. 

14 октября на коллегии регионального следственного управления Владимир Никешкин поощрил следователей, следователей-криминалистов и эксперта отдела криминалистики, отличившихся при раскрытии и расследовании на первоначальном этапе уголовного дела. «Расследование уголовных дел любой сложности – наша работа, – скромно заявили в региональном следственном управлении. – Отличившихся сотрудников поощряем без привлечения средств меценатов». 

Среди поощренных был и не названный в официальной хронике житель Рязани. Мы узнали его имя – это Михаил Агапкин. Связались с ним, и мужчина подтвердил «Новой газете»: информация, которой он поделился с оперативниками, действительно помогла в раскрытии этого дерзкого преступления. Агапкина, наряду с «погонами», в понедельник пригласили в Следственный комитет на поощрительную церемонию. На вопрос «Предлагал ли ему кто-нибудь премию в 500 тысяч?» Михаил Владимирович ответил, что нет. 

Интересно, почему? Губернатор же обещал...

Нет ответа.

Зато в объявленной Агапкину благодарности есть такие слова: «Вы помогли раскрыть дерзкое и циничное преступление – убийство ветерана Великой Отечественной войны Макеева П.В. и его супруги Макеевой Р.Ф. Пусть все Ваши добрые дела вернутся к Вам успехом и удачей, а жизнь будет наполнена теплотой и любовью родных и близких людей, здоровья Вам и благополучия!»

Но как-то странно получается: 10 октября – «значимой информации от граждан не поступило», отдайте деньги детям, а 14 октября – «помогли раскрыть дерзкое и циничное преступление».
Отдел расследований