О правомерности использования приборов видеофиксации нарушений ПДД
Слова Путина, который в июне на заседании Госсовета заявил, что камеры видеофиксации нарушений Правил дорожного движения должны не прятаться в кустах, а дисциплинировать водителей, вызвали у некоторых весьма странную реакцию. «Путин запретил передвижные камеры!» – именно так восприняли высказывание президента многие соотечественники («Новая» № 30Р от 8.08 с.г.). Но даже после всех объяснений поток вандализма в отношении приборов, регистрирующих нарушение скоростного режима, не прекращается. Причем если в Рязанской области этим грешат в основном обычные граждане, в некоторых регионах самоуправством занимаются высокопоставленные чиновники.
Дикий чиновник
В конце августа многие СМИ опубликовали информацию о том, как Владимир Хлапов, за неделю до этого назначенный первым заместителем председателя правительства Хабаровского края, лично отобрал прибор видеофиксации на трассе у сотрудника частной компании, выполняющей контракт с правительством края по фиксации превышений скорости.
Неподалеку от села Дружба 27 августа Хлапов и его водитель натворили дел: водитель держал оператора, а чиновник тем временем отобрал у него камеру видеофиксации КРИС-П № 1425, погрузил в багажник своего внедорожника и уехал. При этом оператор сообщил, что похититель предварительно предъявил свои документы и представился.
В свое оправдание впоследствии Хлапов, конечно же, приводил слова Путина. В том смысле, как их понял бывший охранник, пролезший в кресло вице-губернатора. Говорил про кусты, незаконность установки прибора. Утверждал, что отношения с предпринимателем, обслуживавшим камеры, к тому моменту уже должны были быть разорваны. И что вообще камеры принадлежат краю, так что он был как бы в своем праве.
Но СМИ быстро разобрались в ситуации, тем более что оператор обратился с заявлением в полицию. Информагентство «АмурПРЕСС» отыскало на сайте госзакупок все материалы по этому делу и выяснило следующее. 3 июня 2019 года заключен контракт между КГКУ «Хабуправтодор» и ИП Москаленко П.Н., предметом которого стало оказание услуг по применению передвижных комплексов фотовидеофиксации «КРИС»-П (17 штук). Цена контракта составила 11 670 729, срок действия – с 03.06.2019 г. по 27.12.2019 г. То есть ИП получает фиксированную плату за охрану и эксплуатацию камер, ему все равно, сколько штрафов они насчитают, поэтому и прятать их нет смысла. И никаких причин разрывать контракт (в приложении к которому указаны места расположения камер), выигранный ИП по конкурсу, у правительства края нет.
Вооруженные рязанцы
В отличие от Хабаровского края Рязани, можно сказать, повезло. У нас и чиновники адекватней, и камеры расставляются не по утвержденному на полгода плану, а в соответствии со схемой, составляемой ежемесячно УГИБДД и утверждаемой областным Минтрансом с учетом статистики по аварийным участкам. По концессионному соглашению АО «БДРО» само закупает оборудование (а это сотни миллионов рублей), передает его на баланс области и берет на себя эксплуатацию и обслуживание камер. Да еще и доставку «писем счастья», которые готовят сотрудники ГИБДД, оплачивает (десятки миллионов рублей). Это, к примеру, столичный бюджет может легко закупить тысячи камер на свои средства, в Рязани таких денег нет. За это коммерсанты и получают плату из бюджета области.
Система работает без сбоев, региональный бюджет, не потратив ни копейки, получает солидный доход. Водители дисциплинируются, как того и хотел Путин, статистика ДТП улучшается. Сразу оговорюсь, операторы около камер «сидят» на зарплате, так что им прятаться нет никакого смысла, от штрафов их доход не зависит. Но до некоторых такая простая информация не доходит. И.о. прокурора Спасского района Алексей Батайкин в одном из интервью сообщил, что недалеко от села Кирицы на федеральной трассе Москва–Челябинск один из водителей напал на оператора с муляжом автомата Калашникова. Причем уверенная в его правоте супруга снимала все на мобильный телефон.
Результат? Нападавший сейчас привлекается к уголовной ответственности. Ему грозит до двух лет лишения свободы! Ну и стоило оно того? Может, проще было не нарушать?
Комментарии
Валентин РОСИН, инспектор отделения пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД УМВД России по Рязанской области:
– Когда в 2015 году в Рязанской области начали устанавливаться первые «рубежи контроля» – их сразу стали размещать на участках, где происходило наибольшее количество ДТП, связанных с нарушением скоростного режима. Список стационарных постов наблюдения с картой их размещения всегда можно посмотреть на нашем сайте. Мобильные комплексы также устанавливаются на самых опасных участках, схемы их размещения разрабатываются каждый месяц в результате мониторинга совершенных аварий в предыдущий период.
Если посмотреть статистику, то количество связанных с нарушением скоростного режима ДТП уменьшилось. В 2017 году в результате применения передвижных средств фотовидеофиксации удалось не допустить совершение ДТП на 11 участках федеральных дорог и одном участке региональной дороги.
Так, в результате выставления передвижных комплексов автоматической фиксации административных правонарушений на автодороге М-5 «Урал» на 169 километре (в 2016 году там произошло 10 ДТП, в которых 2 человека погибли, 11 получили ранения), на 178 км а/д М-5 «Урал» (в 2016 году произошло 7 ДТП, в которых 1 человек погиб, 10 получили ранения) и на 223 км (в 2016 году произошло 5 ДТП, в которых 12 человек получили ранения) – в 2017 году ДТП не зарегистрировано.
В области также созданы посты габаритного и весового контроля – это позволяет сохранять качество дорожного покрытия. Стационарные посты, фиксирующие нарушения ПДД водителями, устанавливаются в соответствии с определенными нормами и Правилами дорожного движения. 1 июля 2013 года в ПДД РФ появилась новая информационная табличка 8.23 и разметка 1.24.4 «Фотовидеофиксация», которые применяются только со стационарными рубежами. Вся информация, поступающая с рубежей контроля, передается в Центр автоматической фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД Рязанской области (ЦАФАП). Сотрудники ЦАФАП на основании данной информации выносят постановления, которые затем отсылаются по почте собственникам транспортных средств. Уплаченные штрафы за выявленные нарушения поступают в бюджет региона.
И еще хочется напомнить водителям, что применение и даже установка любого приспособления, затрудняющего идентификацию госномера, влечет за собой жесткие санкции. В частности, ст. 12.2 ч. 2 КоАП РФ предусматривает штраф в 5000 рублей либо лишение прав на 1–3 месяца. А управление ТС с заведомо подложными регистрационными знаками наказывается лишением прав на 6–12 месяцев (ст. 12.2 ч. 4 КоАП РФ).
Вячеслав КАШКИН, начальник отдела безопасности дорожного движения министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области:
– Рубежи контроля в Рязанской области размещаются на основании концессионного соглашения, которое было заключено 12 августа 2014 года между Рязанской областью в лице регионального Минтранса и АО «Безопасные Дороги Рязанской Области». Соглашение предусматривает подготовку АО «БДРО» проектной документации, поставку, установку (монтаж) необходимого оборудования и коммуникаций, обеспечение работоспособности системы, а также обязательства области по осуществлению выплат в адрес АО «БДРО» из средств, полученных в результате эксплуатации оборудования. По данному соглашению АО «БДРО» установило стационарные рубежи контроля на наиболее аварийных участках, которые определило УГИБДД по Рязанской области. Установленные камеры должны замерять скорость транспортного средства, распознавать его государственный регистрационный знак независимо от времени суток и погоды, выдавать фотографию, которая определяет отличительные признаки транспортного средства. На основании этих данных формируется материал для принятия решения ЦАФАП о вынесении постановления об административном правонарушении.
Совместно с министерством транспорта и автомобильных дорог Рязанской области АО «БДРО» определило места размещения и установило комплексы динамического весового и габаритного контроля, что позволило продлить эксплуатацию дорожного полотна, разрушаемого большегрузным транспортом.
АО «БДРО» на собственные средства закупает все необходимое оборудование и передает его в областную собственность, при этом осуществляет его эксплуатацию. Благодаря АО «БДРО» в Рязанской области без привлечения средств бюджета создана полноценная система контроля за безопасностью дорожного движения.
На данный момент на дорогах Рязани и области функционируют 96 стационарных и 37 передвижных камер-треног, контролирующих скоростной режим, а также два аппаратно-программных комплекса «ПаркРайт» для фиксации нарушений ПДД, связанных со стоянкой и остановкой автотранспорта, – мобильный и стационарный.
Роман СИВЦОВ