Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№10 от 18 марта 2021 г.
Зона градостроительного бедствия
 В Рязани так увлеклись возведением жилья, что совсем забыли про инфраструктуру

Продолжение. Начало в № 8Р от 4.03 и № 9Р от 11.03 с.г.

Новоселам рязанского жилого комплекса со странным англо-русским названием «Смайлино» предложили неплохие квартиры по сходной цене. Совершив сделки, они радовались до тех пор, пока не пришлось переехать в сданное жилье. Причем грусть вызвало не качество строительства. 

Место для удара кулаком

Просто люди оказались на пустыре близ Карцевского леса, с единственной разбитой дорогой, далеко от остановок общественного транспорта, магазинов, школ и детских садов.

– У нас все соответствует проекту, – пожимали плечами строители. 

Но ведь проект утверждал кто-то из чиновников. И разрешение подписывал! 

То, что развитие социальной сферы запаздывало по сравнению со строительством жилья, постоянно критиковала советская пресса. Журналисты писали фельетоны, художники рисовали карикатуры в журнале «Крокодил». Но в те времена, когда господствовало плановое хозяйство, для будущих школ и поликлиник хотя бы оставляли пустые места между домами. 


Заполонившие все Кальное небоскребы

А вот в 2016–18 годах микрорайон Кальное застроили так плотно, что одному губернатору пришлось стучать перед застройщиками кулаками по столу («Не найдете участка под детсад – остановлю все строительство!»), а команда второго оказалась перед дилеммой – строить школу на болоте или выкупать и сносить старые промпостройки. 

Генплан превращают в фикцию

– Вот если бы кто-то десять лет назад подумал получше… – привыкли сетовать читатели. 

И чиновники им кивают: «Да, мы руководим недавно. Десять лет назад на наших местах были совсем другие люди». 

Однако еще 15 лет назад специалисты из Санкт-Петербурга подумали и составили генплан развития города 2006 года. А тогдашние депутаты его приняли. И все места, из-за которых возникала потом напряженность («Детского сада нет! Зеленых зон не хватает! Школу строить негде!») – это места, где план нарушался. Точнее, куда специальными постановлениями вносили «поправки».


Например, о школе в Кальном. Полоса в 120–150 метров вдоль Муромского шоссе в плане 2006 года помечена не как зона застройки многоэтажными жилыми домами (сейчас там стоят ЖК «Маргелов», ЖК «Еврокласс», ЖК «Квартал Петра и Февронии»), а как общественно-жилая с детскими учреждениями. На месте нынешних гипермаркетов «Глобус» и «Леруа Мерлен» закрашена зона объектов культуры и искусства. Но торговые центры и гигантские парковки – не дома детского творчества.  

В Рязани с 2017 года нет долго работающего и строящего стратегические планы главного архитектора. Одни отправляются под суд (Наталья Харибутова), другие не задерживаются надолго и уходят на повышение в область (Дмитрий Васильченко). То же самое происходит и с чиновниками, призванными развивать дорожную сеть и прочую инфраструктуру. Среди них много приезжих из других регионов, никогда не работавших в Рязани. Откуда им знать, с каким кипением страстей принимался в 2006 году генплан? 

Изнанка автомобильного бума

Строительный бум 2012–19 годов породил жилые комплексы с 500–900 квартирами в огромных домах. Вот, к примеру, снесли одноэтажки и построили многоэтажки вдоль улицы Татарской. Население на той же площади выросло в 15 раз. А расширилась ли проезжая часть? Появились ли удобные подъезды с соседних улиц? Нет, про это, как обычно, забыли. И новые школы в тех краях не выросли. Хорошо хоть, что к детсадам возвели пристройки, позволяющие увеличить количество мест.   


Дорожные работы

Другие такие же «человейники» возникали в других местах Рязани. Неудивительно, что именно в эти годы появились хронические автомобильные пробки на улице Зубковой, проезде Яблочкова, улице Спортивной, Московском шоссе, проезде Шабулина, улице Интернациональной – то есть практически везде, где в утренний час пик горожане выезжают из районов компактного проживания на работу, а вечером возвращаются обратно.

Новостройки растут, число автомобилей увеличивается (в 2014 году на каждую тысячу рязанцев приходилось 312 авто, а в 2019-м – уже 379!), при этом дороги не расширяются, новые пути проезда почти не появляются, из ЖК с тысячами квартир часто до сих пор всего один выезд. 

Бумажные мечты

А что нарисовано на этот счет в генплане 2006 года? Оказывается, там давно были запланированы проекты, которые потом расхваливались как «грандиозные стройки века». Например, уже построенное в 2013-м продление Северного обхода, связавшее Борки и Кальное подъемным мостом. Или спроектированный в 2017-м проезд из Мервина на Михайловское шоссе по будущему мосту через Трубеж. Или соединение Михайловского шоссе и Северной окружной через район «Барса», о котором заговорили в 2018-м («Новая» № 39Р от 11.10.2018 г.).

Но за многое, в 2006 году отмеченное как первоочередные задачи, до сих пор не взялись.  



Где выезды на Южную окружную дорогу из Голенчина или Дашков Военных? Это позволило бы быстро выбираться с улицы Мехзавода и за 15 минут доезжать до района «М5 Молл».

И наконец, где спрямляющие дороги из микрорайона в микрорайон? 

– Вот оно, соединение улицы Братиславской с улицей Телевизионной, – водят люди пальцами по схеме развития дорожной сети 15-летней давности. – Что же его до сих пор не построили? Там разрыв всего-то в несколько сотен метров. Из Горрощи можно было бы за десять минут проехать напрямую на Шлаковый, не объезжая через ЦСК.

Помните периодические заторы на улице Спортивной? Они могли бы давно исчезнуть при появлении удобного пути объезда. 

К «задачам второй очереди» в генплане 2006 года была отнесена прокладка полноценного (а не посыпанного щебнем) выезда из Никуличей в сторону того же Шлакового. Но нет, прошло 15 лет – а рязанцам приходится по-прежнему объезжать через «Рязцветмет».    

А разгружающий улицу Дзержинского проезд от улицы Типанова до ЦСК вдоль железной дороги? Большая его часть – улицы 1-я и 2-я Железнодорожные – уже существует. Надо было всего лишь спрямить и расширить дорогу. 


Многоэтажки в новом микрорайне Семчино

А соединение 400-метровой асфальтированной дорогой Семчина и Недостоева? Нет, это же слишком мелко! Федеральное финансирование не подтянешь…

от редакции 

Расскажите приезжим

В период пандемии сразу несколько руководителей Рязани, включая главу администрации Елену Сорокину и ее заместителя Владимира Бурмистрова, обучались секретам урбанистики в Сколково. Наверняка им могли там рассказать обо всем перечисленном выше.  

Но изменения, внесенные в Конституцию в 2020 году, объединили российские муниципалитеты с общей властной вертикалью. И теперь за развитие Рязани в большей степени стали отвечать региональные власти.

Так что главная надежда на тех рязанцев, которые работают в государственных органах власти вместе с иногородним начальством. И на небезразличную общественность и СМИ. Вместе мы могли бы многое рассказать и показать на карте приезжим.
Алексей ДАРИКОВ