Официальный штаб самого напористого российского оппозиционера совсем скоро появится в Рязанской области
Штаб Алексея Навального откроется в Рязани предположительно в конце мая. Об этом журналисту «Новой газеты» рассказал координатор волонтеров в регионе Роман Бугаков. Ранее речь шла об апреле, однако график пересмотрели после нападения на оппозиционера 27 мая в Москве. Тогда политику плеснули в лицо зеленкой. Врачи диагностировали химический ожог роговицы глаза. Для восстановления зрения понадобилась операция за границей и время на реабилитацию. Впрочем, даже без участия Навального штабы самопровозглашенного кандидата в президенты России открылись в городах «Золотого кольца» и на Дальнем Востоке. Впереди – центральная Россия, а именно Тула, Липецк, Тамбов, Рязань.
«Точную дату мы озвучим в СМИ за несколько дней до предполагаемого приезда Навального в Рязань, – рассказывает Роман Бугаков, – Есть опасения, что могут возникнуть трудности с помещением и организацией открытия, как это было в других городах, но мы надеемся, что Рязань покажет себя достойно».
Напомним, уже традиционными стали незапланированные встречи Навального с местными казаками, православными патриотами, членами НОД, на которых политик где-то ведет беседы, где-то тренирует скорость реакции, где-то проверяет профессионализм охранной службы. Впрочем, сам кандидат в президенты старается с любым избирателем идти на диалог. Не получается разве что говорить с теми, чей язык – монтажная пена и гвозди.
«Утром накануне открытия я подумала, что сломался замок, – рассказывает координатор штаба в Томске Ксения Фадеева, – приехали друзья и увидели запененную дверь». Позже обнаружили проколотые колеса автомобиля, припаркованного во дворе. Что придется иметь дело с мелким бандитизмом в продвинутом университетском городе, Ксения в начале своей короткой волонтерской карьеры и подумать не могла. Впрочем, Сибирь и Дальний Восток продолжают удивлять Россию. Владельцу помещения штаба в Томске Михаилу Гутману пришла повестка на допрос в качестве свидетеля по делу о поцарапанной машине, во Владивостоке координатор Софья Кривцова отказалась от своих полномочий после невероятного прессинга, обрушившегося на нее со стороны местных правоохранительных органов.
Роман Бугаков
«Мы никакого давления пока не ощущаем, – рассказывает Роман, – арендодателя помещения предупредили, сказали о целях, объяснили риски. Он пожал плечами и заявил, что вне политики, главное, чтобы условия договора соблюдались».
Штабы Алексея Навального должны открыться почти во всех областных центрах России. Кстати, к помещениям есть отдельные требования. В частности, они должны находиться в центре города, желательно на первом этаже, иметь отдельный вход и просматриваемую с проезжей части входную группу. Площадь арендуемых офисов – от 40 квадратных метров. Там будут оборудованы пресс-зона, рабочие места для координаторов, зал для встреч с волонтерами.
Сегодня уже действующие офисы ведут работу среди сторонников Навального: регистрируют сторонников, раздают информационные материалы, организовывают полит-досуг: лекции, встречи с интересными людьми, кинопросмотры.
«Мы тоже планируем показывать кино, как документальное, так и художественное, – Роман упоминает и штатного юриста, который будет оказывать консультации пришедшим в штаб рязанцам. – Мы, конечно же, будем принимать всех посетителей. Там, где наших знаний будет достаточно, поможем сами, где-то будем привлекать Фонд борьбы с коррупцией. Мы также призываем волонтеров к так называемому общественному надзору. Есть смысл внимательно присмотреться к сделкам, совершаемым от имени государственных органов. Мы будем следить, в частности, как проводятся тендеры на сайте госзакупок. Готовы информацией делиться со СМИ. Даже если Алексей Навальный не станет официальным кандидатом в президенты России, его сторонникам будет чем заняться в ближайшие шесть лет».
Вопрос неучастия Навального на выборах президента России юристы команды оспаривают. Штабы, тем временем, занимают города России. Рязанский готовится к церемонии открытия. За две недели его планируют отремонтировать (существует единый дизайн-проект оформления офисов, работы ведутся под дизайн-надзором из столицы), но на всякий случай в качестве резерва рассматривают еще несколько помещений. Информацию о точном времени и месте встречи с волонтерами даже по запросу СМИ не разглашают.
«Мы будем активно сотрудничать со всеми изданиями, кроме тех, кто хочет публиковать наши новости за деньги и кто не готов к конструктивному диалогу, – Роман намекает на игнорирование или искажение фактов об открытии штабов в СМИ других городов России. – Кроме того вот-вот мы запустим группы в социальных сетях, где подробно будем освещать работу штаба».
Группы принципиально создаются с нуля с определенными правилами, в частности с блокировкой комментариев: «Нам важно, чтобы юридически мы были чисты. Российские законы легко интерпретируют ряд высказываний комментаторов то как «разжигание розни», то как «призыв к экстремизму», то как «оскорбление чувств верующих». Нам нужен канал коммуникации, который власти закрыть не смогут».
Рязань, буднично рассуждает Роман Бугаков, столицей кардинальных перемен, скорее всего, не станет. Здесь низкая политическая активность и высокая апатия к действиям властей. Это должно помочь в организации встречи с кандидатом в президенты, это же, возможно, станет хорошей почвой для появления нового поколения граждан. Напоследок без записи координатор Штаба перечисляет непарламентские партии, с кем планирует сотрудничество и добавляет, что большая часть звонящих и пишущих ему новых людей ничего общего со старой оппозицией не имеют. Это, как подчеркивает Бугаков, «очень молодые люди», которые, как давным-давно пел кумир их родителей, просто «ждут перемен».
Римма ШАБАНОВА