Городские власти озвучивают данные об удручающем состоянии парка машин для уборки улиц. А спустя время – о закупке новой техники. Потом все заново. Такая в Рязани традиция. И каждого нового главу региона раскручивают на деньги из областного бюджета для покупки техники в Дирекцию благоустройства города. И где она?
Парк Дирекции изношен на 80%, в начале августа сообщила «КП-Рязань» со ссылкой на совещание в гордуме. Там же представители мэрии озвучили, что штат Дирекции укомплектован только наполовину.
Центр Рязани зимой. Классическая ситуация
Ржавый парк
Как перевести эти 80%? От какого количества техники такая доля износа? А это в Рязани тайна. На сайте горадминистрации четких данных о материально-технической базе Дирекции благоустройства (ДБГ) нет.
Есть только рапорты об уборке улиц, которые здесь появляются регулярно, зимой так почти ежедневно. И иногда – о закупке инвентаря. Но любопытные выводы можно сделать и из этих материалов.
В далекое прошлое углубляться не будем, возьмем для старта 2017 год – тогда приехал новый глава региона Николай Любимов. Осенью того же 2017-го и.о. мэра Рязани Сергей Карабасов объявил, что «необходимо более эффективно организовывать работу по уборке города от снега и наледи».
– Это задача, которую перед нами ставит руководство области. Для ее выполнения принято решение дополнительно закупить в этом году 18 единиц спецтехники, – объявил почти пять лет назад тогдашний градоначальник.
Ну, не 18, и не «в этом году», но под конец той зимы город купил десять спецмашин. Запомним: на начало 2018 года 10 штук.
В декабре 2020-го в ДБГ прибыли еще шесть комбинированных КамАЗов. В конце 2021 года купили шесть новых тракторов и один погрузчик. И обо всех этих закупках власти объявляли публично и долго.
Итого: 10+6+7=23 новые машины за 2018–21 годы. Большую часть денег на них дала область.
В феврале 2022 года в сообщениях мэрии проскакивало конкретное число: на улицах работают 46 единиц снегоуборочной техники ДБГ. Значит, те 23 новых – это ровно половина парка в 46 штук.
Как так-то, почему всего девять? А где 23 новеньких автомобилей и тракторов, купленных за четыре года?
Вопрос не совсем правильный. Здесь нужно знать, с чего считают процент износа. Мы же опираемся на данные, озвученные мэрией: зимой работали 46 штук. А сколько в ДБГ еще чисто летних машин и сколько стоит на приколе, уже не в силах сдвинуться с места? О масштабах ржавого парка можно лишь догадываться по информации, случайно просочившейся в СМИ в начале 2018 года.
«На данный момент на балансе Дирекции благоустройства 124 единицы снегоуборочной техники», – писал портал Ya62.ru в феврале 2018-го. То есть тогда говорили о 124 штуках, а спустя пять лет – уже 40 с хвостиком? Либо десятки машин за эти годы списали, либо в те 124 когда-то включили и лопаты.
Это называется бардак.
Беспроигрышная схема
Бардак тянется даже не годами – десятилетиями. Вместо того чтобы постепенно обновлять парк, на него забили. Рязань спасали автослесари ДБГ, латающие зачастую еще советские машины. А теперь в том парке огромная дыра. Мысль о том, что ее штопать нужно постепенно – медленно, но непрерывно наполняя Дирекцию благоустройства новой техникой, – проскакивает регулярно.
В теории она прекрасна. На практике же действует четкий алгоритм по относительно честному отъему денег из областного бюджета.
Работает он так: после серьезного снегопада Рязань встает в пробках, в соцсетях мат-перемат, а мэрия с жалостливым видом говорит, что очень-очень старается, но техники у нее мало. Губернатор, которому осточертели и соцсети, и снежные пробки (он тоже не на вертолете перемещается) – велит дать денег на снегоуборочную технику. А спустя время все повторяется вновь.
Пример 1. Новости в январе 2019 года: «Губернатор Николай Любимов поручил рассмотреть возможность приобретения для города 30 снегоуборочных машин». Деньги нашли позже и гораздо меньше, чем надо, но нашли. А зимой 2022-го сообщают о 46 машинах на улицах.
Пример 2. Новости в августе 2022 года: «Павел Малков поручил найти средства на покупку снегоуборочной техники для Рязани». Засекаем: к зиме купят штук десять машин, а позже будут отчитываться, что на улицы вновь вышло 43-46 единиц техники.
Вся надежда на «хап-хапы»
Для того чтобы показать главе региона, какие они практичные, высокопоставленные чиновники мэрии (как правило, педагоги да юристы) покупают комбинированные машины. Десять таких КамАЗов (на фото ниже) как раз приобрели в 2018-м – за 60 с лишним миллионов. Зато с массой сменных насадок: и на лето, и на зиму. Тут и несколько видов щеток, и отвалы, и даже распределитель противогололедных материалов. Все это замечательно, но когда завалит снегом, такая техника может его только сдвигать. А кто будет грузить в самосвал? По старинке – трактор с ковшом.
И здесь мы снова возвращаемся к «хап-хапам» – комбайнам, о которых писали неоднократно. Это агрегат, способный за считанные минуты наполнить целый кузов грузовика снегом. Коммунальщики еще называют его «прапорщик» или «золотые ручки».
Происходит это так: грейдеры (если дорога широкая – то два или три) сгребают снег с дороги в один вал – он укладывается ближе к середине проезжей части. Прямо за грейдерами идет «прапорщик» и своими лопастями «съедает» этот вал – по ленте поднимает и перекидывает снег в грузовик, едущий позади.
На дороге в этот момент с десяток машин – помимо грейдеров и «хап-хапа» еще и цепочка самосвалов, которые, сменяя друг друга, принимают снег. Но проезжая часть в этом случае очищается полностью и буквально за минуты. Пройди такие колонны по Рязани одну ночь – утром все основные дороги в центре будут чистыми. Еще 2-3 ночи и порядок во всех спальных районах.
Снегоуборщик здорового мэра
Сколько таких снегоуборщиков необходимо облцентру? На запросы СМИ мэрия четкого ответа не дает. Но в глубинах Дирекции благоустройства на проезде Яблочкова спрятана еще советская методичка, по расчетам из которой в 2015 году на город их нужно было минимум 16. На тот момент в Дирекции оставалось всего четыре таких (уже полуживых) машины. В конце 2021-го впервые за многие-многие годы купили… один «хап-хап». А город за это время еще и разросся.
Последствия грейдирования как способа уборки снега минувшей зимой. Представьте в таком месте маму с коляской
Мы пишем о необходимости покупки именно таких снегоуборщиков регулярно. А мэрия, выпрашивая деньги у области, регулярно закупает КамАЗы с насадками и мини-тракторы, показывая, повторим, свою «практичность», забывая про алгоритм уборки снега.
А он прост:
– шаг № 1 – смести/собрать снег,
– шаг № 2 – погрузить его в самосвал,
– шаг № 3 – вывезти снег из города.
С пунктами 1 и 3 все в относительном порядке: КамАЗы сгребают снег с дорог, мини-тракторы – с тротуаров, а самосвалы для вывоза есть (после сильных снегопадов муниципалитет арендует их у строительных компаний). Но чем оперативно грузить?!
В начале августа региону пообещали выделить из федерального бюджета дополнительно 500 миллионов. Часть из них врио губернатора собирается направить именно на коммунальную технику. Но если эти деньги потратят так же, как и раньше, забыв про шаг № 2, снежные коллапсы Рязани гарантированы. Причем даже без аномальных снегопадов.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
У мэра сломался календарь
Подписывайтесь на телегу «Новой», чтобы наши новости сами находили вас
Фото: пресс-служба администрации Рязани, соцсети и сайт petrozavodsk-mo.ru