Сергей Иванович Недосекин – знаковая фигура в рязанском футболе. Главной дружине региона в качестве игрока, начальника команды и главного тренера он верой и правдой служил без малого три десятка лет и в 1992 году едва не вывел ее в высшую лигу. В начале мая заслуженному тренеру России исполнилось 75.
1994 год. Тренерский штаб рязанского «Торпедо»: Сергей Недосекин и Александр Архипов (справа). Фото: Игорь Евстифеев
Изначально шансы юбиляра заявить о себе в масштабах страны были невысоки, но за счет целеустремленности, потрясающего трудолюбия и постоянной тяги к знаниям он вырос в специалиста высокого класса, который не только сделал себя, но и помог состояться другим. Свой след в высшей союзной лиге оставили Игорь Столовицкий («Шахтер» Донецк) и Алексей Снигирев («Динамо» Москва), впоследствии в составе столичного «Локомотива» ставший серебряным призером чемпионата и обладателем кубка страны. В российской «вышке» отметились Сергей Филиппов («Ростсельмаш» Ростов-на-Дону) и Гарник Авалян («Крылья Советов» Самара, «Шинник» Ярославль, «Уралан» Элиста). Свои силы в чемпионате Ирана попробовал Сергей Пономарев. А уж в первом дивизионе поиграли многие из его питомцев.
Несостоявшийся шахтер
Сам Сергей Иванович считает себя воспитанником деревенского футбола, ведь никакой школы у него не оказалось: лыжи, легкая атлетика, борьба – что хочешь, только не футбол. Его детство прошло в Узловском районе Тульской области, где отец работал на шахте и, похоже, не желал другой судьбы для своего младшего сына. Да и тот вроде бы был совсем не прочь продолжить семейную династию. По окончании семилетки отправился в Скопин, но, сдав все экзамены на четверки, в горно-машиностроительный техникум не прошел по конкурсу. Благо, что недобор случился в Ряжском автодорожном, куда Недосекина зачислили после собеседования, там же берет начало и его спортивная карьера. Правда, за местную команду он успел сыграть всего несколько матчей и игроком основного состава в силу сложившихся обстоятельств так и не стал.
Все изменилось, когда год спустя он возвратился в Скопин, где при недавно открывшемся автоагрегатном заводе организовали футбольную команду, будущее грозное «Торпедо». Осенью скопинцы приняли участие в первенстве среди юношеских команд, где Сергея неожиданно для всех признали лучшим игроком. Пошла молва, что на него положили глаз в Рязани, но путевкой в новую жизнь стал приезд команды мастеров, которую молодой форвард нокаутировал двумя разящими ударами. В какой-то степени повторив путь другого скопинского самородка Юрия Борисова, отправившегося на повышение при схожих обстоятельствах.
Снайпера лишили «крыльев»
За тренерскими достижениями Сергея Ивановича со временем как-то стерлись из памяти его успехи как игрока, а ведь именно он первым перешагнул рубеж в 400 официальных матчей за рязанскую команду. Дебютировал в основном составе и в дальнейшем не пропускал календарных встреч без веских на то причин. Хотя переход на более высокий уровень дался сосем непросто: поначалу и мысль запаздывала, и коленки порой тряслись, разве что в физическом плане был готов на все сто.
Сразу новобранец занял место в нападении, но забивал нечасто, на первых порах оставаясь в тени таких величин, как Юрий Борисов и Анатолий Кудряшов, однако в подыгрыше был совсем неплох. Его время пришло в 1969 году, когда Недосекин стал лучшим снайпером рязанского «Спартака». Не заставило себя ждать приглашение на просмотр из команды класса «А» «Крылья Советов» (Куйбышев). Но телеграмма попала на глаза руководству, которое решило вопрос кардинально. Вскоре голеадор получил ордер на квартиру и о переходе уже не помышлял. Момент оказался упущен, больше в высшую лигу его не звали.
Любимый фланг
В следующем сезоне пришлось сменить амплуа и переместиться на край полузащиты. И хотя раньше на этой позиции действовать ему не доводилось, случай оказался счастливым. Но едва отыскав свое истинное место на поле, в интересах команды вынужден был наступить на горло собственной песне. В дальнейшем большую часть карьеры ему пришлось провести на месте опорника, сосредоточившись на обеспечении надежности тылов, о чем сам Сергей Иванович впоследствии вспоминал с немалой долей сожаления. Уже на закате своей карьеры, возвратившись на полюбившийся правый фланг, он вновь стал забивать, и шесть мячей яркое тому подтверждение.
В его ведении оставались стандарты, и однажды удалось забить даже прямым ударом с углового. Однако чаще все же выступал в не менее приятной роли ассистента, и такие признанные голеадоры, как Александр Коробков, Евгений Храбростин и Михаил Вартазаров, раз за разом пополняли свой бомбардирский счет после его выверенных передач.
1979 год стал для Сергея Недосекина последним в карьере игрока. Хотя поступило заманчивое приглашение из тамбовского «Спартака», но сказал себе: «Всё, хватит!» И стал играющим тренером команды «Чайка», которая за два последующих сезона вышла в первую группу и с ходу стала чемпионом области, выиграла кубок, а также представительный турнир «Подснежник».
Великовозрастный студент
Первые успехи лишь убедили его в правильности выбранного пути. И вскоре начинающий тренер всех буквально шокировал решением поступать в пединститут на очное отделение факультета физвоспитания. Перспектива получить тридцатитрехлетнего студента никого не обрадовала, завкафедрой даже не пыталась этого скрывать: «Ты никогда не поступишь!» Абитуриенту предлагали подождать годик, когда откроется заочное отделение, но тот оказался неумолим. Он уже поставил перед собой цель: стать классным специалистом, принять футбольную команду и добиться с ней высоких результатов. А для этого нужно сильное базовое образование, поэтому он в совершенстве хотел познать биологию, физиологию, психологию. По окончании вуза два года очно отучился в Высшей школе тренеров.
Возвращение в новом качестве Недосекина в главную дружину области переломило сложившуюся в последние годы ситуацию. На тот момент рязанский «Спартак» уже пять лет не попадал даже в десятку, а в 1986 году финишировал четырнадцатым, позади остались лишь вторые команды столичных ЦСКА и «Динамо». То есть падать дальше было уже некуда. Новый наставник не сделал в межсезонье каких-то сенсационных приобретений, лишь вернув в состав нескольких бывших игроков, в их числе и Александра Коробкова, тем самым продлив тому карьеру.
Волшебник категории «А»
Словно по мановению волшебной палочки команда преобразилась до неузнаваемости. В подготовительный период футболисты получили серьезные нагрузки, но в них твердо сидела вера, что это обязательно принесет результат. И доверившись тренеру, они не прогадали: поднявшись сразу на десять ступенек, команда остановилась в шаге от призовой тройки. «Бронза» покорилась им в следующем сезоне, а в 1989-м третье место стало разочарованием, когда в матче с куйбышевскими «Крыльями Советов» судьи «убили» «Торпедо» на глазах собственных болельщиков. Три года спустя рязанцы заняли второе место в зональном турнире первой лиги России, что еще долго будет оставаться высшим достижением рязанского футбола.
Однако сказать, что в тренерской деятельности Недосекин достиг потолка, язык не поворачивается. Целый год он стажировался у наставника московского «Динамо» Эдуарда Малофеева, знал уровень и построение тренировочных процессов сильнейших специалистов страны и уже вполне был готов к тому, чтобы работать на самом высоком уровне. К сожалению, такой возможности ему не представилось. Хотя в 1994 году, когда после обучения на Кипре Сергею Ивановичу присвоили категорию «А», ходили разговоры, что рязанца ожидает соответствующее назначение. Но времена изменились…
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Баскетболист Николай Абраменков – о скитаниях по клубам, разорванных «крестах» и неожиданной награде
Подписывайтесь на телегу «Новой», чтобы наши новости сами находили вас