Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№14 от 20 апреля 2023 г.
Чьи тапки?
С 1 января 2023 года все детские пособия (семь видов выплат) объединены в одно. Малоимущих родителей не ждет ничего хорошего

 

Выплачивать это пособие будет Социальный фонд, появившийся в результате слияния Фонда социального страхования и Пенсионного фонда РФ. Для всех выплат установлен единый день – третье число каждого месяца. Пособие предоставят семьям со среднедушевым доходом ниже регионального прожиточного минимума. Соблюдение правила нулевого дохода и комплексная оценка нуждаемости – обязательные условия. Посмотрим, сколь многообразным может быть подход чиновника к назначению выплат от государства.


Фото: Виктор Коротаев, «Коммерсантъ»

Отказы и потери

Дарья и четверо ее детей живут в Самаре, в двухкомнатной хрущевке. Квартиру покупали в ипотеку. Кредит погасили за счет маткапитала, полученного на второго ребенка. Формат проживания в городе сама Даша характеризует коротко – «к сожалению». А вот переезд в деревню называет вариантом практически идеальным. Конкретные шаги в этом направлении уже предпринимает. Но совершенно нелепым образом они оборачиваются против семьи. Так единый день получения универсального пособия проходит мимо.

Одно из направлений трудовой деятельности Дарьи (она педагог с оформленной самозанятостью) – летние палаточные выезды для сообщества семей с общими взглядами на воспитание. Подобные мероприятия, по ее словам, дают детям возможность расти в среде активных и счастливых взрослых. Эта информация не интересует органы, отвечающие за пособия, – в едином пособии Дарье отказано.

– Немного предыстории, – говорит Даша. – Осенью прошлого года появился дом моей мечты. Удалось оформить сельскую ипотеку, и родители помогли с покупкой. Все настолько удачно сложилось – ежемесячный платеж встал в сумму старых пособий. Я по 5500 рублей на мальчишек получала (сыновьям Дарьи 7, 12 и 14 лет, – О.П.). Это было просто счастье! Но сейчас, когда я обратилась за единым пособием, мне пришел отказ. Получилось следующее: по договору купли-продажи на земле, где стоит дом, значится несколько нежилых помещений. Это бывшее охотхозяйство, собственником была фирма. И они с кадастра эти строения не сняли.

«Пять нежилых помещений – какое вам пособие!» – примерно с такой формулировкой мне отказали. Но по факту этой недвижимости у нас нет. Документы оформлены криво. А я не могу ничего сделать, пока не выплачу ипотеку.

– Строений нет физически или они некондиционные?

– На участке только утятник стоит и туалет. Получается замкнутый круг. Пока не выплачу ипотеку, не могу оформить пособие (этому мешают строения, снять которые с кадастрового учета Дарья может, только закрыв кредит, – О.П.).

– Выходит, деньги на детей вы не получаете из-за рухляди, часть которой лишь на бумаге?

– Да, если у семьи есть больше двух объектов недвижимости, это является ограничением.

Прежде наличие недвижимости на получение пособия не влияло. Теперь же механизм изменился – недвижимость будут скрупулезно оценивать наряду с доходами. Учтут всё: квартиры, дома, дачи, гаражи, землю, помещения различного назначения, да хоть навес для дров.

Ограничения приняты и по количеству объектов, и по квадратным метрам. Движимое имущество тоже подсчитают – в единицах и в лошадиных силах. В зачет пойдут автомобили, мотоциклы, трактора, лодки, катера.

В правилах назначения единого пособия сказано: семья не должна выходить за рамки имущественного ценза. По жилью – не более 24 кв.м на одного в квартире и 40 «квадратов» в доме. По земле – в пределах 0,25 га, если речь о городе, и 1 га в сельской местности. По транспорту – один автомобиль на всех.

Лишнее имущество гражданина – страшный сон чиновника. Он лучше подсчитает с запасом – номинальное, развалившееся, соседское, чужое, давно проданное.

Представляю, как у бдительного бюрократа может разыграться фантазия при упоминании пяти нежилых объектов, да еще и в одних руках! Он уже представил, какие деньги может «поднять» многодетная мать на полуразрушенном туалете в поле. И при таких бизнес-перспективах еще и у государства просить?!


Фото: Виктор Драчев, ТАСС

У Дарьи пытаюсь выяснить, какие выплаты семья получала и чего в новых условиях лишилась.

– Отказали в едином пособии. Насколько я понимаю, оно с 1 января появилось. Мы должны получать как многодетные и малоимущие. На каждого из мальчишек я могу получать по 12 тысяч ежемесячно. У меня все трое под него подпадают, и по доходам мы проходим. Единственное препятствие – строения эти…

– А до введения единого пособия какие выплаты у вас были?

– Тем, кто получает алименты, добавляли на ребенка 5500 рублей. Я в разводе, алименты у меня – пять тысяч с копейками на всех. А младший проходил по региональному пособию малоимущим от трех до восьми лет включительно. Сейчас все наши пособия – по нулям. Господдержка прошла мимо. Говорят, у нас слишком много нежилой недвижимости.

– Вся эта история «по нулям» возникла, когда поменялись правила назначения?

– Пособия для получающих алименты были от Пенсионного фонда. И прекратились сразу, как только у нас недвижимость появилась.

– После учета недвижимости сколько вы в деньгах потеряли?

– Изначально я потеряла ежемесячный платеж, когда у меня на мальчишек было по пять с половиной тысяч. Сейчас могли бы получать 36 тысяч, но не получаем.

Прокурорское око

А вот история другой жительницы Самары. Ей тоже отказали в пособии, обнаружив у молодой мамы излишки собственности – помимо самарской квартиры, недвижимость и земельный участок в Санкт-Петербурге. Женщина пыталась объяснить, что ничего, кроме жилплощади в родном городе, не имеет. А питерское имущество – не ее. Просто два человека оказались полными тезками, включая дату рождения, – так бывает. Но чиновников эта история вогнала в ступор, и отказ следовал за отказом.

Логика человека обычного подсказывает, что можно было, например, сделать запрос. Имеет же соцзащита право запрашивать в ФНС сведения о вкладах, почему бы ей не поинтересоваться налогом на имущество? Тем более что на официальном сайте ФНС четко указано: налоговое уведомление отправляется по адресу постоянной регистрации. Значит, нетрудно проверить, получала ли жительница Самары такую бумагу на «свою» недвижимость в СПб и платила ли. Но это, повторюсь, логика обывателя.

Логика же кабинетного работника подсказывает только один путь – отказать.

С января самарской маме выплаты все-таки назначили. Задолженности за прошлый год накопилось более 100 тысяч рублей.

Резонансная история произошла в прошлом году в Адыгее, где прокуратура восстановила в правах местную жительницу. Но прежде ей три раза отказывали в назначении детского пособия из-за машины, которая принадлежала однофамильцу мужа. Информация об этом случае появилась во многих СМИ. Об ответственности бюрократов – ни слова.

Кстати, участие прокуратуры в делах с пособиями – практика все более распространенная. Сразу в двух областях – Воронежской и Ивановской – прокурорам пришлось защищать права людей, лишенных господдержки из-за имущества, принадлежавшего третьим лицам. В эпоху всеобщей оцифрованности чиновник не в состоянии выяснить, чьи тапки. Только за два последних года прокуратура пресекла более 4500 незаконных отказов в выплате детских пособий.


Фото: Екатерина Якель, «Коммерсантъ»

Нас убеждают, что все проблемы – от объема помощи. С 2020-го для семей с детьми ввели много новых пособий. Родители могут получать выплаты на ребенка до трех лет, от трех до семи, от восьми до 17. Однако условия их назначения регулярно меняются. Разобраться в нововведениях бывает трудно не только гражданам, но и органам, эти новации породившим. А в результате – незаконные отказы, ошибки в начислениях.

И вот уже Минтруд дает свое пояснение: если вы не согласны с отказом, нужно подать обращение о пересмотре принятого решения. Это и без совета понятно. Но – не работает!

Многодетная мама Дарья последовала совету чиновников. И написала в областное отделение СФР: все нормально, только обидно, что по документам у меня недвижимость есть, а фактически ее нет, разберитесь, пожалуйста. Дней через сорок пришел ответ (копия есть в редакции): «…по данному заявлению с учетом сведений, поступивших посредством межведомственного электронного взаимодействия из Росреестра, принято отказное решение. В случае снятия с кадастрового учета недвижимого имущества в установленном законодательством порядке и поступления соответствующей информации из Росреестра при соблюдении всех требований действующего законодательства по вновь поданному заявлению о назначении ежемесячного пособия может быть принято решение об установлении данного пособия».

Вы что-нибудь поняли?

Любопытная деталь: в письме ведомства неоднократно упоминается, что государственные службы взаимодействуют между собой в электронном формате. И цифровой документооборот, оказывается, работает.

Но самое, пожалуй, увлекательное – это когда бдительность чиновников дает сбой. Недавно на сайте ГУ МВД России по Самарской области появилась информация о возбуждении уголовного дела в отношении местной жительницы. Речь о мошенничестве в крупных размерах при получении выплат.

Из материалов дела следует, что многодетная мать подала заявление на выплату пособия по рождению ребенка. Но сначала зарегистрировала в областном загсе человека, которого на самом деле не было.

По одной из версий, женщина рассказала о родах дома, без врачей. И была так убедительна, что ей поверили на слово, оформив все документы на несуществующее чадо.

Начиная с 2021 года по январь 2023-го предприимчивая дама исправно получала выплаты. И нанесла областному бюджету урон, переваливший за полмиллиона рублей.

Но кто-то же принимал документы, кто-то же их проверял, и кто-то выносил вердикт. Поразительно: из-за чужой недвижимости в пособии отказывают, зато на ребенка, которого нет, выплачивают месяцами.


Фото: Александр Демьянчук, ТАСС

Путь обмана

Вернемся к единому пособию. Пока сложно оценить плюсы и минусы нововведения. Но вопросов уже много. Например, о связи прописки с пособием. Закон позволяет оформить его, имея временную регистрацию. Да только социальное ведомство регистрацию по месту пребывания зачастую не видит (такие вот издержки электронного документооборота) и в пособии отказывает.

Вопиющий случай произошел в прошлом году в Калининграде. Решение центра соцподдержки об отказе в ежемесячной выплате на ребенка многодетной маме пришлось оспаривать в суде. Женщине не только отказали, но и потребовали вернуть ранее выплаченное. Ее обвинили в том, что на учет в центре занятости она встала обманным путем и таким же путем получала пособие по безработице.

Но главным препятствием для получения детских выплат стало отсутствие регистрации по месту жительства. Впоследствии суд указал, что по закону это не может быть непреодолимым препятствием для получения мер господдержки.

И обязал социальные службы выплатить детям полагающиеся им деньги за 10 месяцев.

На тематических форумах один из самых распространенных вопросов – о подоходном налоге. При назначении пособия доходы родителей считают до его вычета – таково обязательное условие. Получатели это знают, но не все принимают подобный порядок. В свое время представитель комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Татьяна Буцкая объяснила, почему так: «Есть люди, которые сами платят налоги – например, самозанятые или индивидуальные предприниматели. У них к тому же разная ставка налога. Поэтому все меры поддержки рассчитывались из дохода до вычета налогов. Налоги по большому счету – это такие же расходы. Не считаются же ни ипотека, ни квартплата, ни проездной на метро. Я понимаю, что это тяжело принять. Кажется, что несправедливо».

Нет, странным кажется сравнение налогов с проездными и кредитами. Налоги – вне зависимости от ставки – идут в казну государства, а оставшаяся сумма – на нужды конкретного человека. Называть налоги расходами – лукавство.

Родителям, воспитывающим четырех и более детей, в России полагается медаль ордена «Родительская слава». Ходатайство о награждении возбуждается руководителями органов местного самоуправления.

Вклад Дарьи в вопрос рождаемости государство пока не оценило. Сама она на мой вопрос о медали отшутилась: «Первый раз про эту награду слышу, не предлагал никто».

А потом добавила: «Я не рассчитываю особо на помощь государства, стараюсь сама сделать так, чтобы моим детям было что поесть. У нас не любят помогать тем, кто пытается оставаться на плаву. Другое дело, если родители – алкаши, а дети живут в голых стенах. Ко мне приходили такие соцслужбы: «У вас книги у детей есть и обувь с одеждой – чего вам помогать, у вас все нормально». Я говорю: «А лучше, чтоб не было?»

Тем временем правительство всерьез озаботилось резким снижением рождаемости. Решает, как это исправить. Все бы хорошо, только факты не позволяют выдохнуть: в прошлом году население РФ сократилось на полмиллиона. По негативным прогнозам, уже через 15 лет Россия будет «убывать» на миллион человек ежегодно.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Гиблые деньги

 

Подписывайтесь на телегу «Новой», чтобы наши новости сами находили вас

Ольга Путилова