«Истинная любовь похожа на привидение. Все о ней говорят, но мало кто ее видел». Этот известный афоризм Ларошфуко теперь могут легко опровергнуть зрители Рязанского музыкального театра. В премьерном мюзикле «Призрак замка Кентервиль» можно лицезреть и потусторонних созданий, и настоящую любовь.
Любая история о привидениях начинается со злодейского убийства. Кентервильская – не исключение. В стенах викторианского замка разыгрывается целый кровавый сериал. Сначала сэр Джон Кентервиль в припадке ревности закалывает свою молодую жену Абигайль кинжалом. С жестоким палачом сводят счеты его братья Джеймс и Эдуард: напоив до бесчувствия, они замуровывают душегуба в одном из подвальных тупиков. Однако избавиться от злодея оказывается не так-то просто: неприкаянный дух Кентервиля становится призраком и немедленно превращает в свои жертвы коварных братьев.
Впрочем, начавшись со злодейского убийства, любая история о привидениях заканчивается совсем противоположным чувством – любовью. Триста лет скитается сэр Джон по пустынным залам Кентервиля. Триста лет проклинает свою жену и братьев, чьи ожившие образы, заключенные в портретах, составляют ему единственную компанию. Пока однажды старинный замок со всей его сверхъестественной начинкой не приобретает богатый американец мистер Отис. И, кажется, что перед всемогущим долларом уже готовы капитулировать не только многовековые английские традиции, но и сам несгибаемый призрак. Если бы не дочь Отисов Вирджиния, сердце которой еще не поражено золотой лихорадкой. Любовь Вирджинии и скромного библиотекаря Чарльза противостоит разрушительной силе денег и запускает механизм старинного пророчества, которое наконец-то снимет проклятье с рода Кентервилей...
Стоны и завывания ветра, раскаты грома, зловещее кровавое пятно, клубы дыма, черные тени летучих мышей… Несколько инфернальных штрихов – и вот уже сам зрительный зал музыкального театра с его алым бархатным занавесом и бра-канделябрами превращается в настоящий английский замок. Прекрасная музыка композитора Владимира Баскина, сочетающая джаз и диксиленд, аллюзии на барочные пьесы и классические британские баллады, составляет главное очарование спектакля. У каждого артиста есть коронный выход и особые музыкальные краски для своего персонажа.
Призрак Валерия Вахрамеева – страдающий, одинокий и, разумеется, ничуть не страшный. Чета американских миллионеров в исполнении Алексея Никифорова и Ирины Маненковой, как и полагается, эксцентрична и самоуверенно-деловита. Экспрессии добавляет вечно скандалящее «портретное» трио Кентервилей (Юлия Бычкова, Антон Свиркин и Алексей Исаев). Дуэт юных влюбленных Вирджинии (Марина Головкина) и Чарльза (Антон Байбаков) вносит в общую картину романтический оттенок, а выход Сергея Головкина в роли экономки Дороти – «честной девушки и порядочной женщины» – встречается аплодисментами и смехом.
Режиссером-постановщиком нового спектакля выступила Урсула Макарова, которую рязанский зритель прекрасно знает по работам в театре драмы. В музыкальном театре Урсула Юрьевна ставит уже второй сезон, но признается, что процесс «перестройки» продолжается до сих пор:
– Здесь все иначе, кроме законов драматургии, которые везде работают одинаково.
Представляя новый мюзикл журналистам, режиссер охарактеризовала его как «совершенно неактуальный, а потому замечательный на сегодня подарок»:
– В спектакле нет ни слова о политике, зато масса прекрасных слов о человеческих взаимоотношениях.
В этой «неактуальности» есть капелька театрального лукавства. Да, возможно, веселая постановка не касается политических реалий. Зато весьма метко бьет по другой наболевшей теме: бизнес против культуры, деньги против человеческих ценностей. Остроумное либретто Вячеслава Вербина в этом смысле можно просто растаскивать на цитаты: «На человечество мне, честно говоря, наплевать. Я делаю бизнес!», «Искусству всегда достается от тех, кто в нем ничего не понимает», «Любых времен любые раритеты сожмутся до объема кошелька!»
«Разве искусство может противостоять пошлости? – таким вопросом задается спектакль и сам же отвечает. – Противостоять – сколько угодно, победить – нет». На сцене сталкиваются два менталитета: английский и американский. Готическое мировосприятие вступает в спор с прагматическим. Разность двух культур выражается и в музыкальном решении персонажей: сэр Джон Кентервиль ведет свою партию в академическом вокальном стиле, а Отисы и их окружение – в эстрадном. В этом плане мюзикл в точности следует букве первоисточника: новелла Оскара Уайльда «Кентервильское привидение» писалась во времена, когда молодое государство в лице Соединенных Штатов Америки активно вытесняло с ведущих геополитических позиций старушку Великобританию.
Впрочем, в мюзикле этот конфликт становится шире и строится на столкновении двух миров: уходящего прошлого и стремительно наступающего будущего. Даже в художественном оформлении спектакля мы видим, как пересекаются эпохи: в один ряд с фамильными портретами в старинных тяжелых рамах художник-постановщик спектакля Наталья Бокова помещает Ван Гога, Пикассо, Мунка. То, что еще вчера смущало умы и вызывало недоумение у современников, через годы обретает популярность и становится классикой.
Так что дело, наверное, даже не в том, что один цепляется за прошлое, а другой – идет в ногу с прогрессом. У каждого времени – своя правда. Главное, чтобы вечные ценности оставались вечными.
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
Алексей Никифоров, исполнитель роли мистера Отиса:
– Мюзикл «Призрак замка Кентервиль» – довольно сложный, он разностилевой и вместе с тем интересный. В процессе репетиций были свои сложности, и я уверен, что после премьеры работа не закончится. Мюзикл будет развиваться дальше.
Мой персонаж – это олицетворение стереотипного богатого американца. Он напролом идет к своей цели, не обращая внимания ни на какие препятствия. Главная задача в жизни мистера Отиса – воплотить пресловутую американскую мечту. Но оказывается, что реализовать ее в Штатах не так просто, поэтому он приезжает в Англию, чтобы осуществить здесь свои грандиозные планы. Как истинный американец он целеустремлен и настойчив. Уметь извлечь прибыль из чего угодно – это его настоящая суперсила. Наиболее ярко характер героя раскрывается во втором действии, в эпизоде, где он предъявляет счет сэру Джону и пытается подчинить призрака своей воле, – это моя любимая сцена в спектакле. Но даже с этим прожженым дельцом, происходит перемена, когда он видит искреннюю любовь и осознает ее силу.
Фото Андрея Павлушина
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Любовь зла – полюбишь и осла
Подписывайтесь на телегу «Новой», чтобы наши новости сами находили вас