Первомайская иллюзия
«Я видел престранный сон… не достанет человеческого ума, чтоб рассказать, какой это был сон. Осел тот человек, который пустится объяснять этот сон». Эти слова произносит один из героев шекспировской пьесы – ткач по имени Основа. Не хотелось бы уподобляться ослу, но все же рискнем.
Герцог афинский Тезей объявляет о свадьбе с царицей амазонок Ипполитой. В это же время в волшебном лесу в окрестностях Афин повелители эльфов – Обеpон и Титания – страшно ссорятся. В это же время еще четыре сердца не могут разобраться со своими чувствами: Лизандер любит Гермию, Деметрий также сходит по ней с ума, а по Деметрию страдает несчастная Елена. В это же время обуреваемый гневом Оберон, строя планы мщения, посылает своего верного слугу Пака за колдовским цветком, способным возбуждать внезапную любовь к существу, что первым попадется на глаза. В это же время честная компания простых мастеровых: Основа, Бурав, Флейта, Рыло, Пигва и Выдра – репетирует душераздирающее представление по случаю свадьбы герцога…
Одна история вкладывается в другую. Спектакль в спектакле. Игра ради игры. Многослойная бездонная «матрешка», которая на сцене Рязанского театра кукол попадает в «Night club Шекспир», где обретает стройный ритм и пьянящую легкость.
«Сон в летнюю ночь» называют одним из самых поэтичных и загадочных произведений Шекспира. Реальные персонажи действуют наравне с мифологическими. Единство места и времени искажается по воле автора. И порой кажется, что все здесь не соответствует действительности, начиная от названия (вопреки ему события происходят под 1 мая). Так что не случайно постановочная группа спектакля (режиссер – Олег Жюгжда, сценография и костюмы – Анна Репина, куклы – Лариса Микина-Прободяк, режиссер по пластике – Алексей Ищук, музыкальное оформление – Алексей Астахов, свет – Георгий Горазеев) помещает действие пьесы в иллюзорное пространство, где в любой момент все может пойти кувырком – в ночной клуб.
Капитуляция перед темпераментом
…Длинноногие эльфы легко скользят по пилону. Барная стойка манит разноцветными жидкостями. Проказник Пак, хитро улыбаясь, смешивает коктейли. Мягко стелется дым. Щекочут ноздри дурманящие ароматы. Световые лучи прорезают клубную темноту, выхватывая силуэты танцующих. Ритм пульсирует. И Шекспир «качает»! Реально «качает».
Спектакль дышит и движется как единый организм. Неподъемная, казалось бы, громада шекспировского текста капитулирует перед темпераментом молодых артистов театра: Сергея Сизоненко, Алексея Сушкова, Анны Герасимовой, Екатерины Кудряшовой, Дарьи Ефремовой, Светланы Гусевой, Юрия Матвейцева, Жульена Берии, Артема Дереченко, Антона Федорченко, Евгения Солушева. В тонусе зрителей держат и более опытные коллеги: Василий Прободяк в монологе «исполненного печали» Эгея трогает нешуточно, а эльфийская колыбельная в исполнении Светланы Кострикиной срывает аплодисменты.
Режиссер Олег Жюгжда ставит «Сон в летнюю ночь» как торжество магии. Земной, человеческий мир противопоставляется волшебному. И проигрывает ему. Даже на уровне сценического воплощения персонажей: эльфов играют артисты, а все роли реальных людей – «из плоти и крови» – отданы куклам. Люди безвольны. Они полностью находятся в руках всемогущих богов. Точно так же, как все мы находимся во власти наших темных инстинктов.
Эрос правит балом
Эти два мира неотделимы друг от друга. Они – как день и ночь. Реальность и зазеркалье. И пока люди-куклы сохраняют строгие невозмутимые маски, огромное зеркало на сцене открывает изнанку их подлинных душевных переживаний. На цепи держит свою укрощенную невесту герцог Тезей: брачные узы охватывают шею куклы царицы Ипполиты настоящим ошейником. Однако, их ночные двойники – Обеpон и Титания – выясняют отношения с гораздо большей страстью: упрямая Титания проявляет пыл истинной амазонки, а мстительный Оберон колдовским цветком заставляет ее влюбиться в чудище с головой осла.
Всемогущий Эрос правит балом. Воздух искрит от чувственной энергии. Шекспировский «Сон» чарует и провоцирует. Автор словно препарирует человеческие чувства. И, открывая во сне двери бессознательному, пытается понять, до какой грани готовы дойти люди в своей любовной жажде.
Волны страсти захлестывают даже кукол. Елена ползает у ног Деметрия, как покорная собачонка. Лизандер с вожделением обхаживает Гермию. Марионетки соблазняют друг друга, обнажают деревянные ножки, призывно поглаживают коленки. А когда колдовской цветок и их накрывает своими чарами, изменяют прежним симпатиям, ищут новых объятий и берут в руки оружие.
Боги развлекаются. Запасаются попкорном, надевают 3d-очки и с азартом наблюдают, как трагически переплетаются человеческие судьбы. Но не стоит их обвинять в жестокости и бесстрастности. Пройдет несколько минут и мы, зрители, также с упоением будем смеяться над финальной сценой – «Плачевной комедией и жесточайшей смертью Пирама и Фисби», разыгранной ремесленниками. И каждый новый удар куклы, пронзающей себя мечом, будет встречаться хохотом древних богов зрительного зала.
«Мы сами созданы из сновидений», – говорил еще один великий шекспировский волшебник Просперо. Немножко боги, немножко куклы. Светлые и темные. Спящие, бодрствующие, грезящие наяву. И мечтающие, чтобы волшебные сны продолжались вечно, а страшные – скорей заканчивались.
ОТ СОЗДАТЕЛЯ
«Все идет на сцену»
Олег ЖЮГЖДА (Гродно), режиссер спектакля «Сон в летнюю ночь»:
– Эту пьесу Шекспира я ставлю периодически, в совершенно разных жанрах. Первая постановка случилась 20 лет назад на моей родной сцене – в Гродненском театре кукол. Спустя десять лет – спектакль в Могилеве в драматическом театре, и это было совсем иное решение. И вот очередная версия. Конечно, за это время меняется восприятие и трактовка материала. Если в первой, гродненской постановке куклы были довлеющими и люди подчинялись марионеткам, то здесь в живом плане артисты играют эльфов и вытворяют с людьми-куклами все, что им заблагорассудится.
В постановке занято много молодых артистов, поэтому нам бы хотелось, чтобы спектакль пользовался популярностью у юношеской аудитории, чтобы она, придя в театр, увидела на сцене своих ровесников. К этому располагает и сам образ спектакля: он задумывался как некий эльфийский ночной клуб.
– Есть мнение, что Шекспир в этой пьесе высказывает довольно пессимистичный взгляд на любовь. Якобы, это прихоть, которой легко можно управлять. Разделяете такой взгляд?
– Не думаю, что это так. В итоге же случился настоящий хэппи-энд, все счастливы и пары сложились именно так, как и диктовали истинные чувства.
– Тема сна – особая в творчестве Шекспира. У вас есть личные истории, связанные со сном?
– Я скорее могу пожаловаться на плохой сон. Всю свою жизнь. А когда плохо спится, начинаешь что-то выдумывать. В результате все идет на сцену.
Фото Андрея Павлушина
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Есенин в мобильно-гибридной упаковке
Подписывайтесь на телегу «Новой», чтобы наши новости сами находили вас