Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№14 от 21 апреля 2022 г.
Пепел Донбасса
За участие в «спецоперации» жителям региона предлагают 200 тысяч рублей в месяц


36-летний рязанец Сергей (имя изменено) еще в марте, потеряв работу, начал искать возможность отправиться в огонь сражений.

– Услышал, где набирают добровольцев, – рассказывал он. – Офисный дом рядом с остановкой «Дом художника», там сидит одна из патриотических партий. Прихожу, офицер запаса спрашивает: в армии служил? Специальность? Отвечаю: монтажник-высотник, два года в мотострелках, в Чечне не был. Но когда услышал, что предлагают обмундирование, питание и всего 15 тысяч рублей в месяц, как-то мне сразу туда расхотелось.     

Восемь лет назад, весной 2014 года, на площади Ленина в Рязани появилась агитационная палатка, в которой собирали подписи под какими-то воззваниями, гуманитарную помощь «для жителей Донбасса» и даже записывали данные добровольцев, желающих поехать на помощь военным отрядам, сражающимся на берегах Северского Донца и Кальмиуса. И некоторые наши земляки на последний призыв откликнулись уже тогда.

Бывший помощник тогдашнего рязанского мэра Федора Провоторова, Эдуард Гилазов, ставший руководителем разведывательной группы «Рязань», уже ничего не сможет об этом рассказать: он пропал без вести, причем не в самых горячих сражениях лета 2014-го, а два года спустя, уже пролечившись в Новосибирске и решив отвезти своим сослуживцам очередные собранные пожертвования.


Эдуард Гилазов (позывной «Рязань»), командир РДГ «Рязань» (ДНР)

В сообществах социальных сетей развернулись бурные обсуждения, что случилось с человеком, которого знали как «Позывной “Рязань”». Кто-то утверждал, что он попался обычным уголовникам, польстившимся на деньги, кто говорил о заговоре врагов, кто о предательстве своих. Родственники Гилазова долгое время продолжали жить в рязанской квартире на Московском шоссе.


Фото, опубликованное самим Гилазовым в 2015 году

Так или иначе, в те годы на войне оказались десятки жителей Рязанской области. Большинство из них поехали «за идею» и получали как раз те самые 15-16 тысяч рублей в месяц, постоянно подвергаясь риску для жизни. Конечно, на фоне донецко-луганской нищеты (пенсия составляла 2 тысячи рублей, а 10 тысяч считались средней зарплатой, если удавалось найти работу) и это жалованье было неплохим. Но в конце концов почти все они вернулись. Некоторые службой в вооруженных формированиях тогда непризнанных Россией республик гордились, раздавая интервью СМИ патриотического толка под то ли собственными, то ли выдуманными фамилиями: Артем Каретников, Николай Царицын… Последний, к примеру, ругал плохую организацию обороны «народных корпусов» на линии вялотекущих перестрелок, мечтал о наступлении регулярной армии.

В конце февраля 2022 года, перед самым началом активных боевых действий, в Рязанскую область прибыли жители Луганска, эвакуированные в преддверии нового грохота орудий. Случайные беседы с подростками-старшеклассниками, которые приехали на экскурсию в центр Рязани, организованную при участии главы облдумы Аркадия Фомина, выявили интересную тенденцию. Жизни вне связи с армией они не мыслят, причем хотели бы поступить в российские военные училища, «потому что военные вообще лучше всех зарабатывают, а российские лучше наших».


Сбор гуманитарной помощи для Донбасса в Рязани. Фото: ГТРК «Ока»

И вот наконец в середине апреля в общественном транспорте Рязани появились новые объявления: с буквой «Z», призывом помочь «не словом, а делом» и номером телефона. Звонок по нему дает понять, что предлагается повоевать уже за 200 тысяч в месяц – причем в официальном статусе военнослужащего Вооруженных сил, а не каким-то там добровольцем-патриотом. Армии потребовались люди. И желающие есть.

18 апреля сайт Рязанского государственного университета сообщил, что на Донбассе погиб студент факультета физической культуры и спорта Александр Белов. Фото в военной форме и эмблемы с парашютом на погонах дают понять, что он заключил контракт с Вооруженными силами. А возраст – 24 года – намекает, что до этого он наверняка прошел срочную службу. В университете он был старостой группы.

«Мы… разделяем тяжесть этой невосполнимой утраты», – написали в официальном сообщении сотрудники РГУ.

Восемь лет назад, когда все это началось, он еще учился в школе.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

География потерь. С начала марта в Рязанскую область привозят тела военных, погибших в Украине


Подписывайтесь на телегу «Новой», чтобы наши новости сами находили вас

Александр Уралов