Как люксембургские коммерсанты готовят экономическое чудо на рязанских полях
«Новая газета» уже рассказывала (№ 40Р от 17.10, № 44Р от 11.11 с.г.) о планах заполнить пространство между городами Рязань и Рыбное малоэтажным жильем, промышленными зонами и инфраструктурными проектами – тем самым объединив населенные пункты. Самый большой из этих проектов – «Сухой порт Рязань», имеющий прототип… в Калужской области.
Неужели это правда?
Пространство между автомагистралью М5, выбегающей из Рязани в сторону Москвы, и железнодорожной линией Рязань-Москва, направляющейся мимо станций «Недостоево» и «Платформа 187 км» – поля размером по несколько гектаров, разделенные лесозащитными полосами. На полях в сентябре в очередной раз убрали урожай. Теперь постепенно вывозятся скатки соломы в целлофане, благо продолжающаяся сухая погода позволяет.
За постом ГАИ, который отмечает выезд из Рязани, вдоль трассы стоят несколько кафе, мотелей, предприятий для обслуживания автотранспорта. Перед одним рестораном – сразу несколько полицейских автомобилей.
– На обед приехали, – кивает работник соседнего автосервиса.
На вопрос о запланированном рядом строительстве все удивляются:
– Не знаем ни о каких «Сухих портах». Что вы говорите? Сотня складов, перегрузочные терминалы, гаражи для автотрейлеров, хостелы для временных работников, медпункт, пожарная станция? Да это же масса клиентов! Неужели это правда?
А между тем уже есть красивая презентация, как должны через несколько лет выглядеть эти поля между рельсовым и шоссейным «большаками». Там можно разглядеть даже два будущих искусственных озера.
Калужский прототип
В октябре 2018 года власти Рязанской области подписали соглашение о реализации проекта по созданию промышленной зоны «Сухой порт Рязань». Второй стороной выступал инвестиционный холдинг из Великого герцогства Люксембург. Стоимость будущего экономического чуда в разных документах называется разная – от 4,6 до 7,7 миллиарда рублей. В настоящее время ищут инвесторов.
Застройщиком «бизнес-городка XXI века» выступит его первый резидент – санкт-петербургская компания, которая уже 11 лет модернизирует и развивает объекты производственного, складского и торгового назначения. Поэтапно «развить» она должна более пяти квадратных километров – фактически создать еще одно Канищево или Приокский поселок. Но это будут не жилые, а складские и производственные кварталы.
Что объединяет эти две компании – из Люксембурга и Санкт-Петербурга? То, что обе уже поучаствовали в 2013 году в появлении аналогичного логистического комплекса в Ворсино на северо-востоке Калужской области (в 75 км от столицы). А какое воспоминание у нас возникает первым при словах «Калужская область»? То, что как раз в те годы заместителем главы региона работал нынешний рязанский губернатор Николай Любимов.
Контуры логистического рая
Новый проект должен занять 560 гектаров земель между Рязанью и Рыбным. Территория будет разделена на зоны, и это зонирование позволит размещать промышленное производство II–V категорий опасности.
Ближе к Рязани и повороту на Дягилево расположится пищевой сектор будущего «Сухого порта» и большие автостоянки. Чуть дальше от Рязани на обочине М5 должен появиться кампус, где смогут отдыхать водители-дальнобойщики и жить гастарбайтеры, работающие на логистических складах. Сами склады займут пространство по центру выделенной территории. Между станциями «Недостоево» и «Платформа 187 км» запланировано много земли под новые железнодорожные пути, терминалы погрузки и разгрузки. Около трассы М5 выделено две зоны под «оптово-распределительный центр».
Да здравствует Нью-Недостоево!
Нет слов, проект масштабный. Но угроз, которые могли бы помешать его реализации, всего две:
1) такое ухудшение международных отношений, при котором перевозка грузов по направлениям Россия – Азербайджан – Иран и Россия – Казахстан – Китай резко сократится,
2) исчезновение ключевых фигур в рязанском областном правительстве, на которых держался весь проект.
Поскольку то и другое сегодня практически невероятно, появление Нью-Недостоева как нового (международного?) бизнес-центра кажется вполне реальной перспективой. И что же тогда ждать? Роста цен на недвижимость (особенно коммерческую) и спроса на инфраструктурные решения как в соседнем Рыбном, так и в северо-западном промузле Рязани.
Андрей ШАМИН