В пропаганде назрела перемена фронта. Забуксовал даже гарант стабильности – главный патриотический (самоназвание) телеканал Соловьева. Утомленный корпус акынов, каждый из которых призван по три часа топтаться в эфире, не пополняется. Все чаще мелькают безнадежные призывы: стань ведущим новостей; требуются люди, умеющие писать, снимать, говорить. Сам Владимир Рудольфович тоже сник, даже в размерах уменьшился. А тут еще подоспел питерской форум, зафиксировавший некий новый порядок: пришли иные времена, взошли иные имена. Соловьеву, прежде блиставшему на престижных деловых подмостках, была отведена роль скромного модератора панели «Бизнес-контакт».
Стас Ай, Как Просто и Ксения Собчак. Скриншот
Сенсацией форума стало явление широкой элитной общественности Дмитрия Саймса. Именно ему доверили вести большой разговор с Путиным. Народ заволновался – кто такой? Впрочем, зрителям Первого канала сей импозантный господин известен уже не первый год. Сначала его приглашали экспертом в политические ток-шоу в качестве американского политолога и директора Центра национальных интересов. Затем он стал вместе с Вячеславом Никоновым вести «Большую игру». Проект замысливался как попытка России и США понять друг друга. Когда выяснилось, что понять никак не получится, программа принялась дрейфовать в сторону доминирующего формата «взгляд и нечто».
Теперь Саймс уже единолично ведет вечерние выпуски, заменив Америку «коллективным Западом».
«Большая игра». Скриншот
Дмитрий отличается от прочих апостолов пропаганды основательностью (часто чрезмерной) суждений, ровной интонацией, нездешней доброжелательностью. Именно последнее качество, полагаю, и обеспечило ему перемену участи. Питерский форум, на котором внезапно обнаружилось русское экономическое чудо, остро нуждался в положительных эмоциях. И Дмитрий Саймс с его даром округлых мыслей и фраз мгновенно заполнил собой эту благородную нишу. Он говорил так много и с таким упоением, что Владимир Владимирович несколько раз с интересом наклонялся чуть вперед, чтобы лучше разглядеть вдохновенного модератора. А когда Дмитрий попросил президента Алжира «поделиться своими мудрыми словами», в зале от высокого градуса толерантности проснулись даже спящие.
И вот – апофеоз. Улыбающийся Путин в финале пожал Саймсу руку со словами: спасибо вам, Дмитрий, за нашу совместную работу! Кто еще из трубадуров власти может похвастаться столь высокой оценкой труда президентом – здесь и сейчас, под телекамеры? Никто и никогда.
Значит ли это, что теперь федеральные каналы начнут клонировать новую телезвезду? Вряд ли. Сотни Саймсов убаюкают электорат до состояния летаргического сна. Армия студийных крикунов останется без работы, и страшно подумать, что станет с режимом без его оплота. Тем не менее возвышение гроссмейстера большой игры – выразительный сигнал для выгорающей пропаганды. Как всегда, нужны новые формы, да где же их взять?
***
Одна такая новая форма все-таки завелась на канале Соловьева. Здесь теперь регулярно вещает видеоблогер Ай, Как Просто (в миру Стас Васильев). Когда первый раз натолкнулась на него, стала стремительно протирать глаза и прочищать уши. Стас говорит быстро, напористо, громко, обо всем и сразу, то есть вещает в стилистике Ниагарского водопада. Только показалось, что он считает себя марксистом и ненавидит либералов, как эту мысль смыла следующая – не такой уж он марксист и даже поклонником Навального когда-то был.
Единственное, что удалось нащупать – странную общность с передачей Саймса. Любимый персонаж «Большой игры» – Дугин. Понять смысл его темных речей не каждому под силу. Дугина, как и Стаса, уносят в иные пределы бурные потоки сознания.
Разница в том, что Дугин периодически впадает в трансцендентность, а Стас – в косноязычие. Загляните внимательно в глаза могучим героям нашего времени, и вы поймете: каждый из них, начиная новый пассаж, не всегда представляет, как именно он его закончит.
Дугин на «Большой игре». Скриншот
Решила больше не травмировать себя новациями. Но тут вышло большое интервью Собчак с марксистом-провокатором, и я снова окунулась в стремительные воды. Героические усилия Ксении не прошли даром: портрет нового русского чуда поражает воображение. Стасу 33 года, кое-как окончил школу, образования нет, да и зачем оно ему. На вопрос о том, почему пошел работать на пропагандистский канал, с искренним удивлением отвечает: а кто не пропагандист? Он догадывается о существовании великого русского языка, но сам предпочитает мат. У Стаса логорея органически сочетается с полным отсутствием логики и частичной амнезией. СВО он не поддерживает, но на Донбасс съездил и даже фильм снял. Но вы же против СВО на Украине? – допытывается Собчак. Да, заметались в разные стороны глазки Стаса. – Но во всем я виню мировой капитализм. Тайнами мастерства делится охотно: самые значительные цифры приносит ругань либералов и «обсирание» (цитата) людей. Хотя у него имеются кумиры. Пригожина и Мизулину он считает народными героями, потому что они «хоть что-то делают».
Скриншот
Для полноты картины господина Ай, Как Просто рекомендуется не только слышать, но и видеть. В мгновения редких раздумий он почесывается, а иногда вроде бы даже подхрюкивает.
Стаса называют «Соловьевым для молодых», и думаю, это самое большое оскорбление, которое довелось слышать Владимиру Рудольфовичу.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Как физрук Россию пытался спасти