В Рязанской области опять массово гибнут пчелы. Главная версия – произвол агробаронов
Пчелы – уникальные насекомые. Если бы их не было, то стоило придумать. Судите сами – в поисках пищи они могут пролетать до десяти километров в день, питаясь цветочной пыльцой и нектаром. При этом за месяц собирают от силы ложку меда. А потом старость и смерть. Зоологами насчитано 21 тысяча видов пчел, их семейство включает в себя 520 родов. Но их жизни не позавидуешь. И с каждым днем все хуже. Пчеловоды Рязанской области бьют тревогу – их пасеки усеяны мертвыми тушками. Они винят агробаронов, которые не так и не тогда использовали на полях химикаты.
Житель села Кирицы Спасского района Рязанской области Сергей Побережняк в начале недели пожаловался журналистам портала на массовую гибель пчел и прислал в редакцию портала YA62.ru фото и видео доказательств произошедшего.
По словам мужчины, обработка сельскохозяйственных полей ядами ведется без предупреждения и с нарушениями нормативов по расстоянию. «Руководитель хозяйства пытается теперь договориться с пчеловодами в частном порядке, но мы уже отдали образец химикатов на лабораторную проверку», – заявил Побережняк.
Пчеловоды пишут заявления в полицию по факту гибели насекомых не первый раз.
Весной 2019 года в Рязанской области массово начали гибнуть пчелы. А виновники катастрофы оставались почти неуязвимы («Новая» № 23Р от 20 июня 2019 г.) Началось с Пронского района, в мае о такой же трагедии сообщалось в Березовском поселении и Милославском районе. У пчеловода Гуркина погибло 70 пчелосемей, у Вилкова – 90, Ефратова – 70, Кузнецова – 40, Дорофеевой – 8, Маркина – 38, Воюкина – 38…
В 2020 году в Рязанском областном суде была рассмотрена апелляционная жалоба последнего на решение Милославского районного суда к АО «Рязанский картофель» о возмещении материального ущерба. Принадлежащая Воюкину пасека находилась в селе Чернава Милославского района, расположенном рядом с полями, которые обрабатываются АО «Рязанский картофель». Милославский райсуд удовлетворил требования истца, взыскав с коммерсантов материальный ущерб на сумму более одного миллиона четырехсот тысяч рублей. Рязоблсуд, рассмотрев дело, решение районного суда оставил без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Хорошо хоть что-то присудили.
27 мая того же года депутаты областной думы поддержали изменения в две статьи закона «О пчеловодстве на территории Рязанской области». Во-первых, законом определен оптимальный порядок своевременного оповещения пчеловодов и администраций поселений о применении сельхозтоваропроизводителями пестицидов на прилегающих к пасекам территориях. Пасечники должны согласовывать места размещения ульев и уведомлять об этом аграриев, применяющих ядохимикаты при возделывании сельскохозяйственных культур на угодьях, которые находятся в радиусе семи километров от пасек. Во-вторых, с начала 2020 года осуществление государственного ветеринарного надзора возложено на Россельхознадзор.
Казалось бы, ситуация изменилась в лучшую сторону. Увы, в основном на словах. Толком никто крестьян не предупреждает. А ведь по инструкции ветлабораторий пчеловоды, получив информацию о предстоящей химобработке, должны закрыть ульи и увезти их на расстояние не менее семи километров от места применения пестицидов. Обратно их можно вернуть не раньше, чем через 12 суток.
Кстати, как пишет «Новая Армения» (не путать с «Армянским радио»), без пчел человечество лишится части привычного рациона, хотя кое-что, конечно, останется. Свиньи и куры не требуют корма, производимого из опыляемых растений. Пшеница, соя, кукуруза и рис растут без опыления. Помидоры, картошка и морковь требуют его совсем немного. Но возникнет иная проблема… И это не голословное предположение. Зимой 2012 года в Шотландии, к примеру, была уничтожена треть всех пчелиных ульев, что привело к резкому повышению цен на дефицитные продукты. Лучше не представлять, сколько будет стоить чашка кофе в мире без пчел.
тем временем
В начале недели в Боготольском районе Красноярского края от отравления погибли 20 миллионов пчел. Сообщается, что одно из фермерских хозяйств обработало рапсовые поля химикатами и не предупредило пасечников, вследствие чего погибло более 200 пчелиных семей, при этом в состав каждой из них входило порядка 100 тысяч пчел. Отмечается, что общественники рассказали о произошедшем краевому министерству экологии, после чего в хозяйстве заявили, что всегда об обработке сообщают заранее через районные администрацию и газету.
Кроме того, председатель совета директоров агрохолдинга пояснил, что информация, как правило, не доходит до незарегистрированных пасечников, поскольку с администрацией они не взаимодействуют. Об этом пишет интернет-издание «Проспект мира».
А пчел становится с каждым годом все меньше.
Павел Гресь