Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№35 от 22 сентября 2022 г.
Источник запахов раскрыт
Все указывает на предприятие, в котором недавно сменили начальство

Муниципальное предприятие «Водоканал г. Рязани» возглавил новый-старый руководитель Олег Штефан (на фото ниже). О его назначении градоначальница Елена Сорокина объявила на совещании по подготовке к отопительному сезону.

Уроженец Краснодарского края Штефан уже был директором «Водоканала» с 2012 по 2019 год (ради этого он оставил пост замглавы администрации города Ейска). Его долгое управление системой городского водоснабжения и водоотведения ознаменовалось убыточностью предприятия и двумя попытками иногородних инвесторов взять его в концессию на этом основании. А еще – «Водоканал» при Олеге Штефане ни разу не устраивал громких разбирательств с городскими предприятиями, сливающими свои стоки в его коллекторы.

Апокалипсис прямо сейчас

30 августа на заседании правительства Рязанской области тогда еще временно исполняющий обязанности губернатора Павел Малков вдруг спросил градоначальницу Елену Сорокину:

– В ЦПКиО со стороны Рюмина пруда постоянно пахнет канализацией, несмотря на то, что пруд недавно чистили. Елена Борисовна, что у нас с этим вопросом? Не первый раз жалуются.

– Павел Викторович, – проникновенно отвечала мэр Рязани, – возможно, запах связан с негерметичностью плиты перекрытия канализационной камеры. Мы укрепили там герметичность, провели обваловку землей… Но возможно, запах был связан с канализационной насосной станцией, которая располагается по другую сторону от пруда. Там внутрь КНС мы поставили систему, которая круглосуточно распыляет реагенты. В настоящее время запаха не наблюдается.

– Когда узнаю некоторые подробности, – признался в ответ глава региона, – у меня в голове апокалиптические картины возникают… Например, канализация изношена, в ней давление 10 атмосфер поддерживается, а проходит она под каким-нибудь стратегическим объектом.

Наконец-то! На самом высшем уровне в области признали, что канализация отравляет Рязань (о чем «Новая» пишет уже годами). Но неужели опасность грозит только стратегическим объектам? В большей степени она актуальна для простых жителей.

Вонючий удар

16 сентября руководитель общественной организации «Дышим чистым» Александр Суфранович на своей интернет-странице признался, что показания его датчиков свидетельствует: тухлый запах направляется на Дашково-Песочню не со стороны Турлатова, то есть Южного промузла, а со стороны микрорайона Кальное.

«…Мне удалось собрать достаточно информации, – написал он, – чтобы сделать выводы об источнике вони – это канализация! Что известно: ГАНК (газоанализатор, прим. Ред.) в Турлатово был в ночь спокоен. ГАНК на Ледовом также не показал превышений. Пост минприроды на 11-й больнице зафиксировал сероводород. Обзвонил жителей Турлатово, жителей всех районов ДП, сопоставил время и ветер, и получается, что основной вонючий удар пришелся вдоль Кального, улиц Новоселов и Шереметьевской… Можно, конечно, опять сказать, что Суфранович обычный общественник, но приборы не врут и показания жителей совпадают со статистикой измерений. Причина: заводы сливают свою химию бесконтрольно в общую канализацию, убивая всю органику на своем пути в КНСках, «Водоканалу» пофиг…»

«КНСки» – это те самые канализационные насосные станции, о которых дискутировали главы области и города. Те, что часто находятся в жилых районах Рязани и распространяют по округе сероводород. Стоило этим летом при въезде в город со стороны Солотчи проехать пост ГАИ, как в нос била такая вонь, будто рядом не торговый центр «Круиз», а куча из сотни дохлых кошек. Здесь находится КНС №6: близ пересечения Солотчинского шоссе с улицей, само название которой – Кальная – просто не оставляет жителям окрестных домов шансов на чистый воздух. Около станции фиксировалось превышение предельно допустимой концентрации (ПДК) сероводорода в 188 раз!

Впрочем, в июле 2022-го в Рязани получали превышение ПДК по сероводороду и в 327, и в 354 раза. «Из последних открытий лично для меня стало то, что одним из существенных источников сероводорода у нас в воздухе является наша система канализации. Она очень серьезно изношена. Есть большие вопросы. Надо проверять ее состояние. Боюсь, что там потребуются достаточно серьезные инвестиции», – сказал тогда еще врио губернатора Павел Малков. Услышали ли Сорокина и Штефан его высказывание целиком или акцентировали свое внимание только на последней фразе – большой вопрос.

Кто сказал «Штефан»?

19 сентября в правительстве Рязанской области прошло очередное заседание межведомственной комиссии по экологической безопасности. С чем же рязанская «коммуналка» к нему подошла?

Помимо нового старого директора «Водоканала», ни с чем. Большинство канализационных труб с заводов и фабрик Рязани открывается в городскую канализацию. И на них даже не стоят датчики, позволившие бы понять, что туда сливается. И не существует нормативов, которые диктовали бы производствам: вот это сливать можно, а вот это – будьте добры очищать! Так что, если хорошо поискать, можно найти предприятия, не имеющие нормальных очистных сооружений.

Вот только никто не ищет. Как будто нет в Рязани природоохранной прокуратуры и Роспотребнадзора...

Актуален и еще один вопрос: кто посоветовал нынешним властям (то есть идущей во власть новой команде Павла Малкова) переставить Олега Штефана с должности заместителя мэра Касимова с населением 28753 человека на едва ли не самую ключевую должность в ЖКХ Рязани, где проживает на полмиллиона больше?

Увольнялся Штефан из «Водоканала» в 2019-м вместе со своим помощником, главным инженером Александром Никоновым, под давлением ростовско-калужских управленцев. В феврале 2021 года всплыл в Касимове в ранге и.о. первого заместителя главы администрации города. Успехами на этом поприще, мягко говоря, не блистал. Зато за время пока был без должности, говорят, обзавелся классическим авто рязанского безработного – джипом «Тойота Лэндкрузер 200».

Эксперты, привыкшие всюду видеть подковерную борьбу, констатируют: возвращение Штефана в «Водоканал» может быть выгодно промышленным и строительным олигархам. У него уже был семилетний опыт взаимодействия с ними в этой должности.

Помимо вопроса «Кто нашептал фамилию Штефана областным чиновникам?», зададимся еще одним вопросом: не объединились ли все рязанские олигархи для лоббирования своих интересов?

На выборы новый губернатор Павел Малков шел с программой, в которой говорится об обеспечении жителей чистым воздухом и чистой водой. Он не придумывал почти ничего нового: есть соответствующие федеральные программы. И на вопросы избирателей «Когда промышленность перестанет нас травить?» он тоже всегда охотно отвечал. Обещал даже на загрязнителей природы, находящихся под федеральным надзором, найти управу.

Ну вот он, даже не федеральный загрязнитель, а городской рязанский «Водоканал». Казалось бы, чего проще – добиться наведения порядка в его трубах? Нужны всего лишь датчики, фиксирующие количество сбросов на каждом предприятии, и нормативы по этим самым сбросам (суд уже обязал мэрию Рязани их ввести).  

Всего-то надо, чтоб по всему городу не воняло, прекратить слив отравы. А дальше можно будет начинать реконструкцию всей системы водоснабжения и водоотведения. Дабы воображение не рисовало «апокалиптические картины».

Это будет большая, качественная программа. Федеральное финансирование. Почет и благодарность от рязанцев. Ведь в исторической перспективе чистый воздух – куда более ценное приобретение, чем богатство десятка рязанских олигархов.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

18 и 19 сентября активисты «Дышим чистым» собирали подписи под коллективным письмом в Минздрав Рязанской области на ухудшение здоровья многих жителей региона из-за вредных выбросов. Основное требование – ввести удобный для горожан медицинский алгоритм действий для фиксации подобных жалоб в поликлиниках. Это сделает проблему более выпуклой и наконец-то позволит связать две очевидных вещи: подрыв здоровья людей и безразличное отношение к ним кураторов «Водоканала» и так называемых промышленников.

Иллюстрация: Георгий Титов

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Город токсичных рек

Подписывайтесь на телегу «Новой», чтобы наши новости сами находили вас 

Петр Большаков