Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№22 от 23 июня 2022 г.
Молоко меняют на песок
В дискуссии о том, кто выйдет сухим из скандальной ситуации с карьером в Заокском, далеко не все стороны конфликта сказали последнее слово

Недавно эко-активисты, вставшие на защиту заливных лугов Рязанского района, обнародовали ответ Росреестра на свой запрос. Компания-разработчик скандального проекта ответила им через СМИ. Пикировка, безусловно, интересная, но все же главные новости впереди – все ждут, что скажет прокуратура. Но, главное – врио губернатора Павел Малков.

Напомним, около сел Заокское и Коростово хотят вырыть карьер и добывать песок. Сельчане категорически против: эти поля не просто радуют глаз, а в буквальном смысле их кормят. Вернее, трава с заливных лугов кормит коров, дающих молоко. Дальше из него делают молочные продукты, которые продают в Рязани и на рынках Москвы. И зарабатывают на этом многие семьи.


Заливные луга у Заокского не просто красота и источник корма – это бренд. Второго такого в Рязанской области нет. Фото: соцсети

Именно на упомянутые обстоятельства жители сел и стараются напирать, отстаивая свою позицию. Их настоящий фермерский бизнес при разработке карьера просто накроется: ведь слой почвы с лугов снимут, выроют яму, а после добычи песка она зальется водой.

Владельцу участка и инициатору разработки карьера – компании «Порт Коломна» вся эта лирика вместе с буренками – глубоко безразлична. Но и он самостоятельно действовать не может: выдачей лицензии, переводом земли и прочей бюрократией занимаются чиновники. А следить за ними должны надзорные органы.

Именно на это, а не на стенания о сохранении промысла, опираются активисты Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). Они и спросили у специалистов Росреестра, какие именно ограничения существуют на земле около сел Заокское и Коростово.

Разведка запрещена

Речь шла о конкретных участках земли. И выяснилось, что на четырех из семи запрашиваемых действуют ограничения. Ответ по ним активисты получили довольно четкий:

«–Эти участки расположены в границах зоны с особыми условиями использования – это «Зона затопления территории поверхностными водами рек Ока (левый берег), Павловка, Плетенка, Трубеж, руч. Быстрец (Панферовка), при однопроцентной обеспеченности (повторяемостью один раз в сто лет)».

– Один из участков также расположен в границах еще двух зон: «Водоохранной зоны участков реки Ока» и в «Прибрежной защитной полосе участков реки Ока».

– На основании Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон устанавливаются ограничения хозяйственной и иной деятельности, в том числе запрещаются разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых».

Исключения составляют случаи, когда кто-то исследует горные и (или) геологические отводы и добыча ископаемых идет параллельно с основными работами. Но это к целенаправленной добыче песка отношения не имеет.

Баржа-призрак

После появления этой информации в группе ВООПИиК «ВКонтакте» у многих сельчан затеплилась надежда. Но вскоре на страницах интернет-издания «Вид Сбоку» ответил «Порт Коломна»:

«Перечислены несколько участков, некоторые из которых находятся в водоохранной зоне. Это так. Но карьер расположен не там, а за пределами водоохранной зоны, – говорилось в ответе. – Нахождение планируемой разработки в зоне затопления поверхностными водами повторяемостью один раз в сто лет (а к ней относится практически все сельское поселение) не является в соответствии с законодательством РФ препятствием для добычи песка. Эта зона к водоохранной не относится».

Так кто путается в показаниях? За пояснениями мы обратились в тот же ВООПИиК, ведь его активисты составляли запрос с перечнем участков.

– Они говорят, что отступают от воды более чем на 200 метров. Это и есть водоохранная зона. Но при этом планируют прорыть канал шириной 60 метров – от карьера до Оки, чтобы вывозить песок баржей. А рытье канала запрещено. Так что их слова лукавство, – пояснили эко-активисты. – Наша задача сейчас получить максимум бумаг и аргументов.


2 июня сельчане провели в Рязани митинг против карьера. Выступить им разрешили лишь в закрытом от лишних глаз парке в Приокском. Фото: ya62.ru
  

Кому нужны те бумаги и аргументы, если власти уже перевели всю территорию из земель сельхозназначения в земли для строительства промышленных объектов? 

Бумаги могут пригодиться прокуратуре, которая начала несколько проверок. Пока же все подвисло: разработку карьера на время проверок прокуратуры остановили, чиновники резких движений сейчас тоже не делают. Все думают. О чем?

О том, как теперь выкручиваться.

Крайним окажется... Малков

«Порт Коломна» – фактически монополист в рязанской части Окского бассейнового округа. Он занимается и речными перевозками, и добычей полезных ископаемых из недр рек, и ремонтом судов. Компания опытная и без тщательной подготовки покупать землю близ Заокского не стала бы. Читай «без уверенности, что дадут сделать карьер».

Договаривались еще во времена правления губернатора Николая Любимова, причем в тот период, когда подобными вопросами заведовал вице-губернатор Игорь Греков.

Ни того, ни другого в региональной власти теперь нет. Есть врио губернатора Павел Малков, у которого на носу выборы, и Заокское со своими буренками появилось крайне не вовремя. Голосов в бюллетенях те сельчане много не дадут, но шум в случае начала разработки карьера они точно обеспечат.

В любом случае крайним окажется Малков. С одной стороны – притесненные сельчане, с другой – серьезный инвестор, давно пришедший в регион.

Здесь умения экс-федерального чиновника выкручиваться и проверятся на прочность. Но еще больше проверятся политические сила и воля.

А на них сейчас смотрят далеко за пределами Заокского.

P.S. По официальным данным, на лето 2020 года только в Заокском более ста человек занимались производством молочной продукции. Это, повторимся, официально и без подсчета фермеров в соседнем селе Коростово. При разработке карьера инвестор хочет создать всего 46 рабочих мест.

КСТАТИ

Народ против вице-губернатора

Общаться с чиновниками в Заокском умеют. Вне зависимости от уровня должности гнут свое, а не спину. Наглядный пример – приезд в апреле 2020-го тогдашнего вице-губернатора. 7 апреля здесь ввели карантин из-за резкой вспышки коронавируса, перекрыли все въезды-выезды, а 9-го народ уже собрался прорывать кордоны. Навстречу бушующей толпе и выехал Игорь Греков. Итог той эмоциональной беседы: улицы села быстренько побрызгали для дезинфекции и уже 11 апреля открыли проезд. Хотя изначально собирались сделать это не ранее чем еще через полторы недели.


Даже опытный усмиритель Греков с заокскими не справился. А тогда речь шла лишь о временном ограничении на проезд / Кадр видео rzn.info

ДОСЛОВНО

В день сдачи этого выпуска «Новой» в печать мы получили ответ на свой запрос из прокуратуры Рязанской области. Приводим его полностью.

Главному редактору

«Новая газета. Еженедельный рязанский выпуск»

Фролову А.Г.

На Ваше обращение о предоставлении информации о результатах проверки по вопросу размещения карьера по добыче строительных песков в с. Заокское Рязанского района сообщаю следующее.

Прокуратурой области проведена проверка в министерстве природопользования области, по результатам которой выявлены нарушения при выдаче лицензии на пользование недрами, а также при проведении государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения.

По данным и иным фактам прокуратурой области заместителю председателя Правительства области Филиппову Д.И. 10.06.2022 внесено представление.

Данный вопрос находится на контроле прокуратуры области.

Начальник управления по надзору за соблюдением федерального законодательства С.В. Аксенов

21.06.2022 г.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Дома над канализацией и под напряжением

Подписывайтесь на телегу «Новой», чтобы наши новости сами находили вас

Екатерина Смбатян