Совсем другое дело – политика. Всю прошлую неделю информационные рязанские просторы колотило от известия о задержании высокопоставленных чиновников, подозреваемых в браконьерстве. Власти все это время активно делали вид, что ничего не произошло. Активно потому, что открыто – на сайте облправительства – называли эту информацию фейком. Дальнейшее развитие событий показало, что фейк опубликовали они сами, назвав правду вымыслом.
Коротко напомним суть дела. Во вторые выходные октября в районе Белореченского заказника по подозрению в браконьерстве задержали и доставили в Сараевский отдел полиции сразу несколько персон с приставкой vip. Это вице-губернатор области Михаил Семенов, вице-мэр Рязани Алексей Пустовалов, руководитель управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям ранее судимый Олег Наумов, а также Василий Наумов, чьи бизнес-интересы по строительству завода по утилизации мертвых животных напрямую подконтрольны ведомству брата.
Михаил Семенов
Спецоперацию по задержанию проводили сотрудники ФСБ из Москвы в воскресенье, 10 октября, после того как от местных жителей стали поступать жалобы о беспорядочной стрельбе в лесу и на выростных прудах де-факто принадлежащего Наумову рыбхоза «Пара» (наряду с еще четырьмя рыбхозами входит в ОАО «Рязаньрыбпром»). Охотой в этих местах развлекаются регулярно. Наумовская гостиница в Зеркальных прудах перевидала столько «шишек», что когда эфэсбешники пришли туда с обыском (искали ружья), персонал не сильно удивился. По другой версии, столичные силовики, прихватив с собой квадрокоптеры, начали подтягиваться в местные леса еще в пятницу, 8 октября.
Подробно о скитаниях охотников и их поимке «Новая» писала в материале «Парни не промах». Подгулявшая вип-компания так увлеклась, что зашла на территорию Белореченского заказника, где охота категорически запрещена. Тут-то их и поймали.
На этом операция могла бы и закончиться, однако продолжалась еще целую неделю – искали ружья. Причем именно те, которые были на руках Михаила Семенова и Олега Наумова. Чиновники, вероятно, «скинули» их перед непосредственной встречей с правоохранителями.
Патроны по лесу собирали местные полицейские, поиском оружия занимались они же – под контролем готовивших задержания федералов. Но, видимо, безуспешно, поскольку к четвергу, 14 октября (в день, когда прошлый номер «Новой» уже вышел из типографии), в сараевские леса подтянулась тяжелая артиллерия из Москвы – эксперты-криминалисты, кинологи и, как говорят, даже водолазы – ведь ружья могли утопить в пруду, рядом с которым и велась незаконная охота.
Все это время, то есть почти неделю, здесь не снимали полицейские кордоны. Леса оцеплены, местные жители в недоумении.
– Мы как на осадном положении, в лес сходить нельзя! – почти слово в слово жаловались «Новой» сразу несколько жителей Сараевского района. – У нас были и громкие убийства, и похищение важного агробизнесмена в девяностых. Но такой мощной облавы, таких масштабных поисков никогда даже близко не было.
Несмотря на столь мощный десант, поиски зашли в тупик: по словам нашего информатора, зарыбленные пруды уже собирались спускать. А 16 октября, то есть через неделю после охоты, редакции стало известно, что ружья нашли.
К слову, судя по потраченному времени и планам по спуску воды, оружие обнаружили в одном из выростных прудов Белореченского заказника. Охота здесь карается статьей 258 УК РФ. По данной статье за незаконную охоту на особо охраняемой природной территории, да еще группой лиц по предварительному сговору, грозит штраф до 1 млн рублей либо лишение свободы на срок от 3 до 5 лет.
Но вернемся в четверг – 14 октября. Помимо известий из леса появилось еще одно, причем на тот момент уже долгожданное: губернатор Николай Любимов, на пятый день после ЧП, «срочно возвращается из отпуска», куда за несколько дней до этого отправился вместе с женой.
«Срочно» и «на пятый день» – понятия не очень тождественные. По одним данным, Любимовы уехали за границу и не могли быстро обменять билеты: самолеты из-за ковидных ограничений летают не так регулярно, как раньше. Другие источники утверждают, что у губернатора случились проблемы со здоровьем. Третьи – что камбэк в Рязань не его личная инициатива, и отзыв из отпуска был продиктован куратором из администрации президента. Четвертые – что истинная причина спешки с возвращением в кабинет на Ленина, 30 кроется в попытке хозяина сохранить его за собой на второй срок (сентябрь 2022 года).
Ну, наконец-то: вернется, да и уволит нерадивого вице-, громко и с позором! Так отчего-то думали многие рязанцы, до сих пор верящие в образ мудрого и справедливого начальства. Но то ли начальство само так решило, то ли за него «коллективный разум» областного правительства, однако срочное возвращение губернатора его пресс-службой было обставлено... «усложнением ситуации по коронавирусу». Шутка удалась. После этого Николай Любимов – вернувшись-таки 15-го – как-то резко взялся за продвижение вакцинации. Вопросов нет, дело важное. Но что с Семеновым? А он, по словам наших источников, в здании правительства не появлялся с того самого 14 октября.
18-го его сняли с поста. Сообщение о том, что такое распоряжение подписано, появилось на страницах главы региона в соцсетях. Его авторы уходили и от позора, и от охоты, и от признания того, что она таки была. Ощущение, что всю прошлую пятницу юридический отдел выдавливал из себя, с какой формулировкой уволить несчастного вице-, за полтора месяца работы только и успевшего, что провести одно заседание правительства, потоптаться на паре-тройке паркетных мероприятий да уволить ненароком сотрудницу пресс-службы Захарову, не угодившей ему каким-то пресс-релизом.
В результате подсказка снова прилетела от ФСБ: лучше гостайны ничего не найти.
– Сегодня я подписал постановление об освобождении от замещаемой должности вице-губернатора Семенова Михаила Олеговича, – сказано на странице Любимова в сообщении от 18 октября. – Трудовой договор расторгнут на основании ряда пунктов служебного контракта, связанных с допуском к гостайне. Люди, имеющие статус государственного служащего, особенно занимающие такие высокие должности, обязаны соблюдать целый ряд ограничений. Те, кто в любой форме нарушает эти ограничения, работать в правительстве области не должны. Прошу это учесть всех, кто хочет остаться в нашей команде.
Что называется, кому надо – тот поймет. Только к тому времени уже вся область все прекрасно понимала, несмотря на беспомощные заявления пресс-службы регионального правительства и самого Семенова, будто все, что пишет «Новая газета» об утиной охоте, это газетные «утки». Некоторые цитировавшие нас всю прошлую неделю СМИ люди из серого дома вынудили дать опровержения (не все). Были бы наши новости фейковыми – никого бы не уволили. Только после таких, мягко говоря, запоминающихся казусов, иначе как «Горшочек, не вари!» официальный портал правительства Рязанской области называть уже не будут.
Другой вопрос: а насколько самостоятельно далось г-ну губернатору решение об увольнении Семенова? Хотел ли отстоять Любимов своего вице-губернатора, боролся ли за него, мы не знаем. Но логика любого чиновника такова: не пойман – не вор, а если вор, то где решение суда? Так и с охотничьими ружьями. Чинуши-охотники в случае следствия или суда (да будет ли он вообще?) вряд ли станут оговаривать друг друга. Скорей всего, дружно воспользуются 51 статьей Конституции не свидетельствовать против себя.
Поэтому для губернатора необстрелянный москвич-подчиненный (которому он на время отпуска делегировал полномочия по управлению регионом) скорее жертва коварных провокаторов-рязанцев, чем враг общества. Царящие на Ленина, 30 настроения убеждают, что от Николая Викторовича ждали совсем другой, обратной увольнению реакции. Примерно такой: «Ситуация под контролем, правоохранительные органы разберутся, а пока они разбираются, дружно работаем на благо Рязанской области». А через месяц весь скандал бы сошел на нет.
Должность Семенова и данные ему губернатором Любимовым широкие полномочия курировать строительный комплекс как бы намекала, к кому теперь, после увольнения предыдущего вице-губернатора Игоря Грекова в январе 2021 года, следует обращаться с наиболее капиталоёмкими вопросами, бизнес-проектами и инвестициями в регион. Кто здесь власть.
Теперь же громкая облава на юге Рязанской области может аукнуться нешуточной кадровой турбулентностью в регионе. Такие встряски не затеваются просто так. Как следствие, следует ждать активности со стороны крупных кланов и групп влияния нерегионального уровня.
Экс-заместителю губернатора Семенову приписывают близость к клану православного олигарха Константина Малофеева и группе влияния экс-министра МВД Рашида Нургалиева. Скандал с охотой вряд ли позволит объединенному одними бизнес-интересами конгломерату снова пролоббировать на должность вице-губернатора человека своего круга. Зато открываются возможности у сына земли рязанской – главы Росгвардии Виктора Золотова, который давно с аппетитом смотрит в сторону вскормившей его малой родины. Полагаем, не менее пристально уроженец города Сасово Рязанской области наблюдал и за спецоперацией силовиков в лесах под поселком Сараи.
P.S. В такой ситуации главный политический слух осени, что Елену Сорокину на посту главы администрации Рязани может поменять мэр Сасова Евгения Рубцова, кажется не таким уж и призрачным. Как и то, что на должность главы рязанско-тамбовского управления Россельхознадзора вместо Олега Наумова вот-вот зайдет ставленник Роснефти.