Подтверждений тому, что строительство незаконно, уже немало. Но мы все же обратились с запросом непосредственно в Минобороны. Полученный ответ ясно говорит не только о незаконности, но и об опасности будущего объекта.
Военно-воздушные хитрости
Напомним, речь идет о микрорайоне Приокский. Точнее, бывшем стадионе станкозавода «Агрокомплект», на месте которого компания «Зеленый садстрой-2» возводит 16-этажку, в будущем ей присвоят адрес: ул. Медицинская, д. 5, корп. 2.
На запрос редакции о безопасности будущего строения для полетов нам ответил командующий Военно-воздушными силами – заместитель главнокомандующего Воздушно-космическими силами РФ Сергей Дронов. Генерал-лейтенант ссылается на федеральный закон № 135 от 1 июля 2017 года и на карту аэродромов и приаэродромных территорий.
Уточним: эта карта находится в открытом доступе на официальном сайте Минобороны и включает «Схему полос воздушных подходов» и «Зоны ограничения строительства по высоте» конкретно для аэродрома Дягилево. В ответе замглавкома ВКС от 6.10.2021 г. четко сказано: «Строительство объектов в границах с координатами, указанными на сайте должно осуществляться при условии согласования размещения объектов со старшими авиационными начальниками аэродромов. Согласование по указанному земельному участку не проводилось. По факту начала строительства дома командиром войсковой части 14 апреля 2018 года было направлено сообщение главе администрации Рязани о нарушении законодательства РФ и угрозе безопасности полетов на этом аэродроме».
Фраза про то, что согласование не проводилось, выделена нами неслучайно. Откуда в Минобороны при составлении ответа редакции могли узнать, что согласования не было? Из войсковой части в Рязани – больше неоткуда.
Почему тогда началась стройка? Тут вариантов только два. Первый – разрешение или какую-то подобную бумагу рязанские летчики «Зеленому саду» все-таки дали, а от генерал-лейтенанта Дронова тщательно этот факт скрывают. Второй вариант – компания игнорирует требование закона согласовывать стройку со старшим авиационным начальством аэродрома Дягилево.
Если руководство 43 Центра боевого применения и переучивания лётного состава давало-таки добро на стройку одной из дочек компании «Зеленый сад» (о котором, предположим, не знают в министерстве обороны), значит рязанские военные дезинформировали начальство в Москве.
Синим цветом выделена взлетно-посадочная полоса, пунктиром – границы воздушных подходов аэродрома, а красным – место будущего дома
Гарантирует штатность работы техники на 100% не может абсолютно никто. Потому и существует пункт 47 Федеральных авиационных правил «Тактико-технические требования, предъявляемые к аэродромам государственной авиации (ТТТАГосА.А-2006)». А в нем русским по белому написано: «Не допускается новое строительство зданий в пределах ширины воздушных подходов». Ширина полос воздушных подходов (ПВП) аэродрома Дягилево составляет по 2 км по направлениям захода и удалена на 11 км от торцов взлетно-посадочной полосы в оба направления.
Будущий жилой комплекс «Дом мечты Skyline» (что в переводе означает «горизонт») строится внутри (!) ширины ПВП: он всего в 400 метрах справа от линии посадочной полосы, а ширина ПВП – два километра. И в ее пределах, согласно п. 47, строить нельзя.
Руководство аэродрома Дягилево не знает Федеральные авиационные правила, иначе как объяснить, что с выхода нашей первой статьи прошло три недели, а начальник 43 Центра боевого применения и переучивания лётного состава Николай Варпахович до сих пор не бьет тревогу?
Какие бумаги? Не видели!
Еще одни «специалисты», делающие вид, что не знают важнейших вещей, обитают в мэрии и областном главном управлении архитектуры и градостроительства. Помимо упомянутой ранее карты, военные разработали и схемы с семью подзонами аэродрома в Дягилеве. У каждой подзоны свое назначение и, как следствие, – ограничения. При подготовке прошлого материала «Новая» эти зоны в открытом доступе так и не нашла. И немудрено – их там нет.
Позже мы выяснили, что они есть в… правовом отделе областного правительства и в администрации Рязани. Туда их направили сами военные еще в 2017 году. Согласно ограничениям по этим зонам (а их тьма) тоже нужны согласования с собственником аэродрома не то что при стройке, а еще при проектировании.
Но в главархитектуре, судя по их пояснению, датированному июлем 2021-го – не в курсе.
«Сведения об установлении приаэродромной территории аэродрома Дягилево и ее границ в Главархитектуру Рязанской области и администрацию Рязани не поступали, в Едином государственном реестре прав на недвижимость отсутствуют», – говорится в письме, которое также имеется в распоряжении «Новой».
Переводим: по версии рязанских чиновников, если у них в ЕГРН сведений об охранной зоне нет, значит, и сама зона отсутствует. То есть можно обойтись без согласований. Все делается очень просто. Даже грубо, учитывая, что военные предоставили властям данные еще в 2017-м.
Срочная корректировка
Но для рядовых горожан вся эта переписка – явная или тайная – просто крючкотворство, не имеющее к ним никакого отношения. До поры до времени.
Ведь что значит та угроза безопасности полетов, указанная в ответе на запрос «Новой» из Минобороны? Только ли опасность для летных экипажей? Нет, конечно. В случае с такой мощной техникой, как военные самолеты, речь идет и об огромном числе гражданских, которые могут пострадать в случае ЧП. И такой подход отнюдь не многослойная перестраховка на будущее. Это будни летчиков.
Например, в том же микрорайоне Приокский в районе клуба завода ТКПО когда-то незаконно построили девятиэтажку. Нам тут на земле до лампочки, как это повлияло на полеты. А у военных сбились настройки и пропал сигнал! Радары тогда перенастроили. Но если для этого не будет возможности? Или времени? Кстати, из-за подобных препятствий постоянно пролетающим здесь воздушным судам приходится корректировать курс.
Только если сейчас курс рязанских чиновников, а возможно, и военных, не откорректируют на уровне более высоком, то жахнуть может так, что долетит и до того самого уровня.