Почему охотники и местное население противятся созданию нового заказника в Рязанской области
Суть истории, в общем-то, проста. Сейчас на территории Шиловского и Старожиловского районов существует государственный природный заказник областного значения «Шелуховский» площадью 15000 га с особым режимом охраны. Фактически он находится под контролем неких физических и юридических лиц, которые чувствуют там себя полновластными хозяевами. Сейчас в недрах регионального министерства природопользования и экологии возникла идея к заказнику «Шелуховский» прилепить с разных сторон несколько кусков общей площадью 25000 га и назвать эти «куски» заказником «Ухорский». Такая идея не понравилась охотникам и местным жителям, уже полным ходом идет сбор подписей под обращением на имя губернатора Олега КОВАЛЕВА. Текст открытого письма, которое инициировали жители Шиловского района, был опубликован в №5Р от 11.02.2016г. Рязанского выпуска «Новой газеты».
Издевательство или паника?
Чтобы соблюсти «законность», региональному Минприроды необходимо провести общественные обсуждения по поводу нового заказника во всех районах области, на территории которых будет располагаться «Ухторский», то есть в Шиловском, Старожиловском, Спасском и Кораблинском. На 19 февраля, пятницу, первые обсуждения были назначены в Спасске, только вот представитель министерства природопользования и экологии на них попросту не явился. Пришлось главе района Валерию МЕЩЕРЯКОВУ выходить к людям и объявлять, что собрание отменяется.
Однако десятки людей расходиться просто так отказались, и обсуждение все же провели. Причем, что интересно, ранее Мещерякова называли одним из лиц, более других заинтересованных в создании нового заказника (он уже контролирует часть «Шелуховского»). Однако здесь глава Спасского района неожиданно заявил, что он сторонник того, чтобы оставить все как было, новый заказник никому не нужен. Многие сразу сочли этот демарш признаком того, что раз тихие действия не удались (вроде бы, даже губернатор о новом заказнике узнал из прессы, а не от областного министра природопользования Игоря АВДЕЕВА), то и принятие решения стоит отложить на потом. Другие же заявили, что срыв слушаний будет происходить до тех пор, пока люди не устанут на них ездить. Потому что внятные ответы на многочисленные вопросы по поводу нового заказника у чиновников попросту отсутствуют.
А потом будет проведено тихое собрание с нужным решением. В общем, проблему решили обсудить и без представителя Минприроды, все выступления запротоколировать и вынести решение. Обсуждение получилось бурным, вот только несколько цитат из выступлений.
Сергей КАБАШОВ, председатель коллектива военных охотников №213:
– У нас десять заказников на территории Рязанской области, и все они, в том числе и Шелуховский заказник, находятся под договорами о совместной деятельности с конкретными юридическими лицами. В позапрошлом году министерством природопользования и экологии региона было выдано разрешение на отстрел в заказниках более 500 голов, в том числе, более 100 из них выдано на Шелуховский заказник. Кто из вас участвовал в этой охоте? Никого не было. Это разрешение выдается под себя, под организацию элитной охоты.
Владимир БУЯНОВ, председатель Рязанского областного общества охотников и рыболовов:
– О заказнике «Ухторский» мы узнали только 19 января. Он собирает часть территории Шиловского, Кораблинского охотхозяйств, порядка 4 тыс. га, из них 2,7 тыс. га леса, 4 тыс. га Старожиловского охотхозяйства, около 20 тыс. га. Кирицкого охотхозяйства. Смысла его организовывать, на наш взгляд, просто нет – дело в том, что заказник «Шелуховский» отдан в частные руки... там проводится охота. Наше мнение такое: если данная территория будет изъята, то также уйдет в частные руки. У нас на эти территории заключено охотхозяйственное соглашение сроком на 49 лет, нами за пользование ими перечислено около 20 млн рублей.
Есть причины для беспокойства и у местных жителей, с охотой никак не связанных. Так, например, Валентина ЧУГУНОВА заявила, что с появлением нового заказника ей просто негде будет пасти скотину. А руководитель Кирицкого охотхозяйства Геннадий СОЛДАТОВ сообщил, что против такого решения выступают практически все жители, чьи населенные пункты войдут в территорию заказника:
– Только в селе Ухорское против создания заказника выступили 60 дворов, в селе Зарытки – более 20 дворов, в селе Заречье – 30 дворов. Со своей стороны мы будем бороться за свои территории!
В результате все присутствующие в количестве 71 человека единогласно проголосовали против создания заказника «Ухорский», принято решение продолжать борьбу дальше. 25 февраля должно состояться обсуждение этого вопроса в Кораблино, 27-го – в Старожилово. Рискнут ли туда приехать представители Минприроды – можно только гадать. Однако их неявка в любом случае будет расценена местными жителями как трусость и неуважение. А как злополучное решение готовилось?
Суслики под снегом
Стремительная история с идеей появления в Рязанской области нового заказника занимательна сама по себе. Казалось бы, этому должна предшествовать серьезная научная работа, многочисленные исследования и т.д. Но в этот раз все было совсем не так. 19 декабря 2015 года из регионального Министерства природопользования и экологии на имя и.о. ректора РГУ им. С.Есенина направляется письмо с просьбой провести «комплексное экологическое исследование» на территории районов четырех районов области, причем уже заранее в приложениях к этому письму определялись точные границы и условия режима заказника. И уже 1 февраля многостраничное исследование за подписью кандидата наук Алексея ВОДОРЕЗОВА было готово, причем его выводы странным образом точно совпали с заявленным Минприроды «техническим заданием». Так сразу и представляешь себе студентов геофака РГУ, которые во время сессии ползают по заснеженным лесам и полям, чтобы выяснить, как чувствуют себя хомяки и крапчатые суслики, а заодно интересуются, не собирался ли в этом году залететь погостить белый аист. Сведения же о состоянии растений зачастую вообще брались из отчетов лесничеств 15-летней давности, тем не менее, предполагаемые границы заказника не изменились от заявленных ни на миллиметр.
Итак, что нам конкретно пишут в данном исследовании?
«Заказник располагается в центральной части Рязанской области на территории Кораблинского, Сапожковского, Спасского и Шиловского муниципальных районов в пределах Пара-Пронской сниженной равнины и примыкающих к ней с юго-запада и запада правобережных участков долин рек Мостьи, Рановы и Прони. Общая площадь заказника 250,82 км² (25082 га). Заказник состоит из двух разобщенных участков, 1-го, собственно Ухорского, площадью 242,88 км² (24288 га), занимающего придолинную часть Пара-Пронского междуречья и долины рек Мостьи, Рановы и Прони, и 2-го – площадью 7,94 км² (794 га), расположенного в верховьях реки Непложи, непосредственно примыкающего с северо-востока к Шелуховскому природному заказнику. В территорию государственного природного заказника не входят территории расположенных в его границах населенных пунктов, их площади не включены в общую площадь заказника.
На территории заказника «Ухорский» зарегистрировано 33 вида позвоночных животных, занесенных в Красную книгу Рязанской области (2011) – 2 вида млекопитающих, 29 видов птиц, 1 вид земноводных и 1 вид рыб. Среди млекопитающих, занесенных в Красную книгу Рязанской области (2011), в заказнике отмечены русская выхухоль Desmana moschata и подземная полевка Microtus subterraneus. Вблизи границ заказника обитают также крапчатый суслик Spermophilus suslicus, равнозубая бурозубка Sorex isodon и обыкновенный хомяк Cricetus cricetus, занесенные в Красную книгу Рязанской области, однако непосредственно на территории заказника эти виды не отмечены. В заказнике «Ухорский» зарегистрировано 29 видов птиц, занесенных в Красную книгу Рязанской области (2011), что составляет более трети всех охраняемых птиц региона. Из них на территории заказника гнездятся 17 видов.
В заказнике отмечен лишь 1 вид амфибий, занесенных в Красную книгу Рязанской области – краснобрюхая жерлянка Bombina bombina и 1 вид «краснокнижных» рыб – стерлядь Acipenser ruthenus». Насекомые «регионального значения» тоже есть, не волнуйтесь.
«На территории заказника запрещается:
– промысловая, любительская и спортивная охота;
– рубка деревьев и кустарников в пределах прибрежных защитных полос, а также рубка лесных насаждений в местах глухариных токов;
– проведение сплошных рубок лесных насаждений;
– использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях;
– движение механизированного транспорта, не связанное с функционированием заказника, вне дорог общего пользования;
– выжигание любой растительности, пускание сельхозпалов, разведение костров в лесу в пожароопасный период;
– устройство туристических стоянок, разведение костров в не обустроенных для этих целей местах.
Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах заказника, обязаны соблюдать установленный в заказнике режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность. Наличие заказника и режим его охраны обозначается на местности предупредительными и информационными знаками по периметру его границы.
Охрана заказника осуществляется Министерством природопользования и экологии Рязанской области в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, Рязанской области. Граждане и юридические лица вправе оказывать содействие Министерству природопользования и экологии Рязанской области в осуществлении мероприятий по организации, охране и функционированию заказника».
Вот ради этого последнего предложения, как считают противники заказника, все и писалось. Ну не верят люди, что попытка стремительно протащить учреждение нового заказника вызвана лишь заботой о лесах и животном мире. А вот быстро заключить договор «о сотрудничестве» с некими юридическими лицами, которые станут фактическими хозяевами в этих лесах – такая перспектива людям кажется вполне реальной. Тем более, перед глазами пример заказника «Шелуховский», вокруг которого и хотят нарастить «Ухорский».
Как бы то ни было, люди до сих пор рассчитывают на благоразумие губернатора, который, как они надеются, свою подпись под таким документом никогда не поставит. А параллельно идет сбор подписей во все структуры, вплоть до администрации президента. Так, на всякий случай.
Роман СИВЦОВ