Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№07 от 25 февраля 2021 г.
Новые глаза по кличке Юстас
 Для незрячего Владимира Крысанова подготовили четырехлетнего поводыря

У рязанца инвалида по зрению Владимира Крысанова летом прошлого года случилось несчастье: тяжело заболел его восьмилетний пес-поводырь Дик («Новая» рассказывала об этом в № 37Р от 24 сентября 2020 г.). Красивого и умного лабрадора подвело сердце. Как и любого человека-сердечника, его мучает одышка, псу трудно ходить. Хозяину вдвойне труднее: Владимир теряет и своего лучшего друга, и поводыря, без которого уже не может передвигаться. На днях Крысанов вернулся из подмосковного учебно-кинологического центра «Собаки – помощники инвалидов», откуда привез нового помощника по кличке Юстас. Пес уже осваивается в Рязани и слушается Дика, по выражению Крысанова, «как салага завтрашнего дембеля». 

«Дик меня разбаловал»

Несколько месяцев Владимир Крысанов разрывался между жалостью, чувством долга перед Диком и пониманием того, что ему необходима новая собака-поводырь. Дело это долгое и нудное: нужно оформить кучу документов в обществе слепых и региональном Фонде социального страхования, встать на очередь, приехать в подмосковный центр подготовки поводырей, познакомиться с собакой, пройти вместе с ней обучение, сдать «экзамены на совместимость». На кого оставить Дика? Ждать его последнего вздоха и только потом отправляться за новым поводырем – значит, несколько месяцев провести без собаки. 

Владимир решил ускорить процесс, обратился к куратору Дика, который отправил Крысанова в центр «Собаки – помощники инвалидов». Дик остался под присмотром мамы Владимира и соседки. 

– Дик меня очень разбаловал, я совсем перестал ходить с палочкой. Скажу ему: «Почта», и могу уйти в свои мысли на всю дорогу, потому что он обязательно приводил куда надо. А в деревне (деревня Зарытки, где Крысанов на ощупь построил дом, – Е.В.) ходить без собаки не просто неудобно, но и опасно: ориентиров по дороге от железнодорожной станции до дома нет, можно упасть в канаве и замерзнуть – дорога-то безлюдна, – объяснил он потребность в поводыре. 


Владимир Крысанов с Юстасом в Центре «Собаки – помощники инвалидов» 

Владимир провел в Подмосковье около двух месяцев и вернулся с Юстасом – подвижным четырехлетним псом такого же угольно-черного цвета. 

Шустрый, хитрый, хороший

Мой звонок застал Крысанова на улице, когда он выгуливал нового пса. 

– Шустрый, хитрый, но хороший, – поделился он. – Наверное, я никудышний хозяин, потому что добрый очень. Юстас там, при тренерах, вел себя послушнее, а здесь может побаловаться: мимо подъезда протянуть, если его что-то заинтересовало. Но потом возвращается и делает все верно. Сначала он попытался что-то съесть из миски Дика, тот на него рыкнул. Теперь Юстас за Диком только миску подлизывает и слушается, как салага завтрашнего дембеля. Не пытается его обидеть, показать свою молодость и превосходство. 


Старенький Дик

Псу четыре года, Владимир не первый его хозяин. После обучения поводырскому мастерству Юстас отправился с хозяйкой в Хабаровский край, но оказался теплолюбивым и из-за сурового климата начал сильно болеть. Женщине пришлось вернуть собаку в учебный центр, и здоровье пса стабилизировалось. 

– Из-за всех этих переездов и нового хозяина у него, наверное, случился стресс, – смеется собеседник. – Он та-а-ак начал есть! Я бы даже сказал, жрать. Метет все на свете, а когда в деревню поедем, съест и меня, наверное. На природе-то аппетит разыгрывается.

Два ТСР на одного человека

Вопрос кормежки собак пока остается для Владимира «больным местом». Его пенсия по инвалидности невелика, работы для незрячих в Рязани нет, а количество едоков в семье увеличилось на одну 30-килограммовую единицу. Крысанов пока получает от государства средства на еду для Дика, хотя собаку уже списали. Но Юстаса еще не поставили «на довольствие», потому что два поводыря на одного незрячего – это перебор. Дик и Юстас, согласно нашему законодательству, всего лишь ТСР – техническое средство реабилитации. Как костыль или инвалидное кресло. Сломалось одно ТСР – можно получить взамен другое, если старое уже не починить. Дика, к сожалению, «починить» уже невозможно, но ест он по-прежнему с аппетитом. 

– Мы справимся! – как всегда, бодро заверил Владимир. 

Юстас тоже гавкнул, что именно – невозможно было расслышать. Видимо, заверил, что хозяин без помощи поводыря теперь точно не останется.
Екатерина ВУЛИХ